События

29.09.2020, Для всех

Владимир Хотиненко

29 сентября в рамках рижского проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с народным артистом России Владимиром Ивановичем Хотиненко – знаменитым кинорежиссером и одним из самых уважаемых и авторитетных российских кинематографистов, все фильмы которого (а их уже двадцать пять!) пронизаны любовью к России и посвящены ее судьбе в разные периоды истории.

Поскольку в последние годы Владимир Иванович, помимо съемок кино, преподает в трех творческих вузах и является членом Общественной палаты России, Общественного совета при Министерстве Культуры РФ и Патриаршего совета по культуре, латвийские и литовские журналисты и почитатели таланта Хотиненко были готовы к захватывающей и яркой беседе. Но полуторачасовой радио-видеоэфир на тему «Кино, как зеркало для России» превзошел все ожидания в плане масштаба и глубины поднятых ключевых проблем современного мира.

А начался разговор, конечно, с кино - с рассказа о недавно завершившемся в Сочи ХХХI российском кинофестивале «Кинотавр», в котором Владимир Иванович принимает участие со дня его основания.

«Вообще проведение кинофестиваля в условиях коронавируса – это, конечно, отдельный номер! Но организаторы приложили все силы, чтобы люди были в безопасности. На входе в кинотеатры всем обязательно выдавали маски, перчатки... Но этот «Кинотавр» запомнится мне не только проклятым коронавирусом, а прежде всего своей разнообразной программой. Это было что-то совершенно новое, продиктованное обстоятельствами, в которых мы оказались, и тем, что мы пока еще не можем сформулировать...

Об «обнулении» российского кинематографа

В «Коротком метре» победила картина режиссера Ланы Влади «Сера». Очень стильное кино с необычным звучанием. Я очень советую этот фильм посмотреть, он уже есть в Интернете. Что касается полнометражных картин, тут произошло что-то исключительное. Фильм «Пугало», получивший Гран-при – явление совершенно необыкновенное. Также, как и фильм «Китобой», получивший приз за лучшую режиссуру. Это две совершенно разных картины, снятых на одной этнической почве. Настоящие вершины якутской киношколы. Я давно не получал таких впечатлений от просмотра кино. Моя жена (кинокритик Татьяна Яковлева) дала очень точный комментарий по этому поводу: ощущение, будто бы произошло некоторое обнуление в нашем кинематографе. Потому что «взрослые» картины на этом фоне смотрелись атавизмом - не считая, конечно, фильма «Дорогие товарищи» Кончаловского, который однозначно стал чрезвычайным явлением. В целом 31-й «Кинотавр» во всех отношениях получился резонирующим со временем».

Темой для дискуссии с Хотиненко послужило название его книги «Зеркало для России», которое, в свою очередь, перекликается с названием его фильма «Зеркало для героя», отмеченного призом Витторио де Сика в Италии. А поскольку и в книге, и во всех своих интервью режиссер очень часто подчеркивает, что Россия – страна мистическая, последовал вопрос, что он вкладывает в это понятие?

О мистической силе России

«Прежде всего я должен оговориться – подчеркивая, что Россия страна мистическая, я не имею в виду, что Россия лучше всех. Я имею в виду то, что Россия таковой является по своей сложности, по диапазону, по конденсатору между добром и злом. Совершенно необъяснимо, например, как эту огромную территорию, cамую большую на Земле страну, у нашего во многом стихийного и во многом разгильдяйского народа никому не удалось отнять? Когда смотришь на карту распределения народа в России и видишь сгусток населения в европейской части, а за ней все эти необъятные сибирские просторы, захватывает дух. Я эти личные ощущения перенес на главного героя своей дипломной картины – Хабарова. Я стоял на берегу Амура, осознавал, что на другой стороне Китай и вдруг почувствовал какое-то неуловимое движение энергетики, эту действительно мистическую сущность России, которую невозможно объяснить словами.

Вот я снимал фильм «1612» про Смутное время (Россия переживала такие периоды несколько раз - в том числе, совсем недавно, в 90-е: это стопроцентно было смутное время). В 17 веке, в этом чудовищном раздрае, когда был бандитизм на дорогах, когда поляки уже сидели в Кремле, вдруг являются Минин и Пожарский. Это сейчас они уже - исторические памятники, а тогда это были захудалый князь и купец. Но с ними началось движение народа. Пошла энергия, которая собрала всех и позволила начать новый этап.

И приход династии Романовых - это же тоже что-то необъяснимое. Совершенно мистическая история произошла и с Николаем Вторым. После женитьбы они поехали с супругой в Лондон, к брату, принцу Георгу, который как две капли воды был похож на Николая и потом, к слову, отказался спасать царскую семью. Николаю составили гороскоп, где все было расписано вплоть до событий в Екатеринбурге. И всю свою жизнь он старался преодолеть этот свой гороскоп, но ничего у него не получилось. «А вдруг?» - это нечто исключительно российское…

Про Вторую мировую войну и не говорю. Но до этого была еще Первая мировая война, и Владимир Ильич Ленин, который тогда сидел себе тихо за границей. И опять сработало это «вдруг». Конечно, немцы помогали большевикам, что вполне логично, потому что они хотели выиграть войну. Конечно, были к тому исторические предпосылки, но в России и раньше они были, и ни к чему не приводили. И вот неприкаянный Ленин приехал в Россию, где его уже толком никто не ждал, и буквально за две недели переломил ситуацию. И Россия пошла совсем по другому пути. Изменился даже генотип человека».

О революции и неизбежности

Великой Октябрьской революции Хотиненко посвятил целый триптих – сериалы «Демон революции» и «Меморандум Парвуса» и полнометражное кино «Ленин. Неизбежность». Опережая вопрос о том, почему Ленина до сих пор не перезахоронили, Владимир Иванович рассказал актуальную новость из разряда, как он сам охарактеризовал, «и смех, и грех».

«Люди из Америки сейчас готовы заплатить России большие деньги, чтобы заполучить тело Ленина - как арт-объект! Вы можете себе представить?! И пока этого не случилось, нужно срочно по-человечески похоронить Владимира Ильича! Потому что есть ощущение, что метущаяся душа этого непростого и значительного человека, которого многие совершенно справедливо называют великим, мешает России переключить какую-то скорость. Как раньше призрак коммунизма ходил по Европе, так у нас по России сейчас ходит призрак Ленина... Время прошло, и надо перестать мучить его душу».

Отвечая на вопрос о том, возможно ли в современной России повторение революционного сценария столетней давности, Владимир Иванович подчеркнул, что к этому сценарию все относятся по-разному, а он лично старается относиться к событиям Октябрьской революции как к неизбежности.

«Почему мой фильм назван «Ленин. Неизбежность»? Потому что революция была неизбежна, России необходимо было пережить это испытание и искушение. Потому что это был очередной этап не просто жизни России, а понимания себя. Конечно, революция - трагедия. Но в истории вообще очень мало нетрагических событий. И события практически всегда кровавые. И за большими людьми всегда стоит кровь. К сожалению, это природа человеческая.

У моего товарища Алексея Варламова есть замечательная книжка «Мысленный волк», и там звучит версия, которой я лично очень доверяю - если бы в России не было Октябрьской революции, то не выросло бы то поколение, которое смогло бы победить во Второй мировой войне. Предыдущее поколение не смогло бы этого. Оно проигрывало даже в Первую мировую. Пути Господни неисповедимы, и то, что нам в определенный момент кажется опасным, в глобальном смысле оказывается наоборот спасительным. И если иметь в виду исторические процессы – они всегда беспощадны. Могут целые народы исчезать. В данном случае Россия каким-то непонятным, загадочным способом продолжает жить своей жизнью. Вот это важно».

Почему Европу волнует Россия

Почему Россия на протяжении разных исторических периодов является раздражителем для мира? Почему, изучая любой международный медиа-контент, возникает ощущение, что хуже страны просто нет? – поинтересовались, в свою очередь, журналисты у гостя.

«Вот лучше бы в Европе и мире такой вопрос сами задавали себе. И почитали книжки о нас. Неглупые люди жили в России, включая Достоевского, Толстого, Тургенева, Пушкина, талантливейших композиторов и так далее. Чтобы понять страну, надо ознакомиться с ее культурой. Достаточно прочитать «Братьев Карамазовых» Достоевского, и можно многое понять. Россия очень сложная страна. Она всегда идет по-своему. Иногда с дури, иногда по расчету, но ее не просчитать и не вставить в общий поток европейского сознания. Россия как маятник между Востоком и Западом.

Вся наша мифология, все эти наши сказки про богатырей, которые отправляясь в походы, землю с собой в мешочек брали, все это говорит о том, что наше гигантское российское пространство – это не просто пространство! Это энергетические поле, которое нас подпитывает, как батарейка, и на физическом, и на мистическом уровне. В природе ничего просто так не бывает.

А что касается нелюбви... Ничего страшного. Есть замечательная итальянская фраза, которая в переводе на русский звучит так: «Говорите плохо, говорите хорошо, но только говорите про меня». И вообще надо ко всему относиться с юмором. Ну и, конечно, быть требовательным к себе. Что, мы идеальные, что ли? Совсем даже нет».

Владимир Иванович отметил, что рецепта противостояния потоку лжи, направленному сегодня на Россию, к сожалению, не существует. Особенно в современных реалиях с электронным форматом СМИ и социальными сетями.

«Надо просто отдавать себе отчет в том, что таков сегодня мир, в котором мы живем, и не посыпать голову пеплом. Делай, что должно и будь, что будет».

О «новичке» и отравлениях

Режиссер абсолютно согласился со своими собеседниками в том, что современный мир напоминает Королевство кривых зеркал. Сейчас, в период пандемии, особенно.

«Этот коронавирус, безусловно, очень серьезный знак всем нам, потому что никогда прежде такого не было, чтобы буквально за две недели весь мир построился по струнке, и мы увидели, что нами можно манипулировать. Плюс сейчас в мире стало нормальным называть черное белым. Все перепуталось. Отравления якобы «Новичком» – что это за страшное смертельное оружие, от которого никто не умер? Это же бред сивой кобылы! Уму непостижимо, что этим занимаются серьезные люди. Но главное - создать образ. Вот придумали «Новичок». Частный пример, но очень характерный. И он касается абсолютно всего».

 О спорах с либералами

Как человек, открыто и искренне поддерживающий действующую власть в России, Владимир Иванович отметил, что живет с твердой позицией, что у каждого человека должно быть право собственного мнения. И считает споры со своими оппонентами по этому поводу бессмысленными.

«Я могу высказаться, могу сказать, согласен я или не согласен, но споры ни к чему не приводят. Есть определенные процессы. От нас они совершенно не зависят. Они не зависят ни от чего. Борис Годунов был неплохой царь. Но ему не повезло. У него случилось три года засухи, и всё - хороший царь закончился, потому что начали искать виноватого. В России это происходит перманентно. И главное – так должно быть. Самое чудовищное, что можно себе представить – это такое абсолютное единодушие, когда все на одной волне с «ура» и «вперед!». Это значительно опаснее, чем когда каждый имеет свою точку зрения. Если мы будем философски ко всему относится, то и прогресса никогда не будет. Мир всегда строился на определенном авантюризме, на риске, на задоре молодых, всегда стоял на том, что люди постоянно чего-то ищут, терзаются, ошибаются. И, слава Богу, что это так. Поэтому я терпимо отношусь к другим точкам зрения. Даже если они совершенно противоречат моим».

Диагоноз современного мира

Разумеется, в процессе беседы с кинорежиссером не могли не коснуться и изменений правил премии «Оскар» и Берлинского кинофестиваля. Есть ли опасность, что рано или поздно новые веяния доберутся до российских кинематографистов? Хотиненко уверен, что в России они не приживутся. По той же причине, что Россия умеет существовать отдельно.

«Все эти темы по отдельности всегда поощрялись, приветствовались и награждались. Сейчас просто собрали все вместе. С моей точки зрения все происходящее – это диагноз состояния современного мира. Это надо лечить. Как лечить, пока никто не знает. Главное руками не трогать. Само пройдет. У меня к этому ироническое отношение. Опасности в этом я не вижу, жизнь возьмет свое».

В завершении беседы у Владимира Ивановича спросили, что ему сегодня внушает оптимизм и надежду на фоне безумно неспокойного 2020 года.

«Мы в семье живем сейчас по такой формуле, которую сами выработали: если мир будет становиться хуже, мы должны становиться лучше. Вернусь к началу нашей беседы. Меня очень вдохновил в этом смысле фильм «Пугало». Потому что в нем есть формула человеческой природной жизнеспособности в любых обстоятельствах. И это очень хороший и редкостный повод посмотреть на себя».

В онлайн-встрече принимали участие рижские радиослушатели, латвийские и литовские журналисты. Вели эфир представители проекта "Культурная линия" Ольга Авдевич и журналист Наталия Захарьят.

Facebook - https://www.facebook.com/mediaclubFormatA3
Instagram https://www.instagram.com/media_club_format

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*