События
Александр Адабашьян: «Считаю, что ненависть передается на демонстрациях воздушно-капельным путем»Эпидемия ненависти — это страшно Недавно состоялась очередная онлайн-беседа в рамках творческих встреч Международного медиаклуба «Формат А-3» с выдающимся советским и российским художником, артистом, сценаристом и режиссером, заслуженным деятелем искусств России, заслуженным художником РСФСР Александром Адабашьяном. Встреча, тема которой была заявлена как «Старые афиши против цифрового формата». Сценарист, актер и художник популярных картин «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Родня», «Собака Баскервилей», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и многих других рассказал о своем отношении к программе «Бесогон» Никиты Михалкова, к пандемии, выборам в США, современному российскому кино и интеллигенции в России. О российских премьерах — Из последних картин, которые мне понравились, — «Доктор Лиза» Оксаны Карас. Очень хорошо сделана. Она про врача Елизавету Глинку. Это история ее жизни: один день, из которого о жизни Глинки понятно больше, чем из какого-либо большого документального фильма. Человек без пафоса, истеричных выступлений, воплей и призывов делал свое замечательное доброе дело. «Холоп» тоже крепко сделан. «Движение вверх» стало кассовым фильмом. Хотя долгое время слово «кассовый» у нас было ругательным. В конце концов, кино делается для того, чтобы его смотрели. Но современное американское кино я практически не смотрю именно потому, что успешность фильма определяется американскими кинематографистами не талантом, а кассовыми сборами. На все есть только один ответ, один эквивалент успеха: все, что хорошо продается — хорошо, то, что продается хуже — плохо. Не могу с этим согласиться. В этом смысле мы с американской индустрией антагонисты. — «Бесогоны» смотрю, с гражданской позицией Никиты Сергеевича Михалкова полностью согласен. Увиденное обсуждаю с ним персонально, звоню ему и высказываю свои соображения, по большей части — позитивные. Можно сказать, что «Бесогон» тоже кассовый проект: количество зрителей только растет, несмотря на то что российский канал предпочел отказаться в свое время от этой программы. С переходом в интернет зрительский интерес вырос, аудитория у программы Никиты Сергеевича сегодня просто колоссальная. Сейчас идут репетиции спектакля «12», но репетировать крайне сложно. Сами видите, какая ситуация, а по сюжету на сцене постоянно должны находиться и плотно общаться между собой 12 актеров. Непонятно, когда его можно показывать. Потому что, если в зале будет находиться 25 процентов зрителей, это полупустой зал, а будущий спектакль — очень технологичный и сложный. Коронавирус диктует новые модели поведения, пока будущее проекта туманно…
Прежней наша жизнь точно не станет, это понятно. Эпидемия цветет и пахнет для тех, у кого еще не пропало обоняние. Прерывается связь между людьми в разных сферах. Условно говоря, не может быть магазинов без покупателей, ресторанов без посетителей, театров и кинотеатров без зрителей. А сейчас мы существуем в этом состоянии. И эти сферы постепенно разоряются. О выборах в США — Трамп, Байден — я там большой разницы, честно говоря, не вижу. Думаю, что руководят всем совсем другие люди, какая разница, кто это озвучивает. Это то же самое как диктор, который читает новости: сегодня один, завтра — другой. А читают все то, что написано. Так же и они. Какая там партия во главе, кто руководит ею — какая разница, политика-то не меняется. И самое главное — отношения с Россией вряд ли улучшатся в ближайшее время. А значит, и все остальные события, которые происходят в мире, останутся в том же положении. — Функции Главлита сегодня выполняет пресса, на 80 процентов — либеральная. Посмотрите, с каким трудом пробиваются произведения, не отвечающие их интересам, что поднимается на щит, а что топится. В советское время запрещали много картин, но режиссера долгое время уговаривали переделать что-то. Если он упирался — фильм клали на полку. Потом все эти картины с полки сняли. Сейчас эта процедура занимает 15 минут. Если режиссер упирается и не собирается чего-то делать, ему дают под зад коленом, он вылетает с проекта, и на его место берется другой, более сговорчивый. Все то же самое, но с другим знаком, по сути — произвол. — Думать своей головой всегда сложно. Сегодняшней молодежи, мечтающей о Западе, я бы рекомендовал не торопиться, посоветовал не путать туризм с эмиграцией, я довольно долго поработал в 1980—1990-е годы во Франции и Италии. Четыре сценария реализовал в Италии, три — во Франции, в США был недолго… После этого резко бросил изучать английский язык, понял, что никаких дел с этой страной иметь не могу. Тысячу раз говорил эту фразу Диккенса, вычитанную у князя Волконского: «Миссия Америки — опошлить вселенную…» Это Диккенс в XIX веке еще понял. И миссия успешно сегодня выполнена. О коллегах — Не люблю либералов и никогда не скрывал этого. Очень заманчиво и просто на всякое «да» говорить «нет». Простая механика. Тут не требуется ни ума, ни анализа, ни ответственности. Милая позиция: «Вы — за, а я — всегда против». И ликовать по поводу любых неудач своей Родины тоже заманчиво и приятно. Вот мы такие уникальные, мы элита, светлолицые, ни на кого не похожие. Дань этому в свое время отдал по молодости. Я никогда не ходил ни на какие демонстрации. Давно об этом писал и говорил: считаю, что все происходящее в мире сегодня — это эпидемия насилия. Третья мировая война, только в другой форме. Благодаря наличию атомного оружия она не может проходить в формате «все против всех», потому что с одного удара все закончится. Коллеги мои некоторые стали жертвами этой эпидемии ненависти, к сожалению, и это не лечится. Считаю, что, если ты публичный человек, есть миллион других способов доказывать свою правоту. А драть глотку публично, да еще с такой страстью, воплями, матом, оскорблениями… Это все следствие эпидемии, поражающей симпатичных и уважаемых мной людей, с которыми очень сложно становится общаться после этого. Именно поэтому и не общаюсь. Единственная тема, которая их волнует и от которой зависит их отношение ко мне, — хожу ли я на демонстрации, выражаю ли я свою позицию буйно или небуйно или, боже упаси, стою на противоположной позиции. Считаю, что ненависть передается на демонстрациях воздушно-капельным путем. Если вы ходите на митинги, то так или иначе этой ненавистью там заразитесь. Меня это совершенно не устраивает даже с точки зрения гигиенической. И потом, как показывает жизнь, никто из творцов не возражает против официоза, как только он сам поворачивает к ним голову… Вообще не люблю этих разговоров в духе: «А вот при Ельцине в это время уже снег был, а сейчас — оттепель». Поэтому и со многими коллегами общаюсь минимально. |
|
|||||
|
Ваш комментарий