События

«Раздражает слава? Иди шпалы укладывай!»

Елена Еловик, «7 дней» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется: будь то кинодраматургия, режиссура или актерство. Сегодня он рассказывает о том, были ли они с Михалковым такими повесами, как о них говорят, и что чувствует всякий раз, слыша в свой адрес легендарное «Овсянка, сэр!».

– Александр Артемович, наверняка в свое время вас часто называли Бэрримором. А еще вспоминали знаменитое «Овсянка, сэр!» в вашем присутствии. Как вы реагировали?

– Да никак! К чему постоянные жалобы коллег и признания, мол, ходим по улицам в темных очках и шляпе, а все равно узнают? Тебе не нравится? Чего тогда ты в публичную профессию полез? Иди шпалы укладывай! Хорошо платят и автографы не просят. Ханжеские страдания…

– В одном из интервью вы сказали, что сегодня совсем не то кино, которое было раньше – выросшее из русской литературы. А какое оно?

– Кино теперь стали оценивать не по художественной составляющей, а по кассовым сборам и количеству зрителей. Если фильм посмотрели миллионы – он хороший, миллиард – вообще шедевр. По факту денежная цензура оказалась даже жестче, страшнее и циничнее идеологической. Удручает, что в кинематографе нет эволюции. У нынешних фильмов абсолютно предсказуемый ход действий и концовка. Раньше можно было часами ходить под впечатлением от великой картины, а фильмы – пересматривать, потому что это было настоящее кино. Сейчас же я сильных потрясений не испытываю.

– Как вам картины современных российских режиссеров, к примеру, те, что имели успех у зрителя, – «Движение вверх», «Время первых», «Холоп»?

– Хорошие ленты. Кассовые и, что большая редкость, крепко сделаны. Из последних, что видел, понравился фильм «Доктор Лиза», с Чулпан Хаматовой в главной роли.

– Есть ли сегодня в российском кино положительные герои, на которых хочется равняться?

– Вот как раз доктор Лиза и есть такой герой. Очень рекомендую посмотреть фильм. Человек без пафоса, истеричных выступлений, воплей и призывов делает свое замечательное доброе дело.

Синтетически положительный герой не появляется – он или есть, или нет. Людей, совершающих выдающиеся поступки, довольно много. Их мы увидели в картинах «Движение вверх», «Легенда № 17», «Время первых»…

– Легендой стало ваше роскошное чувство юмора…

– С удовольствием смеюсь над собой. Допустим, по поводу роста. Помню, была шумная премьера в Доме кино. Жена пришла туда чуть позже. Искала ­меня в толпе, поднимаясь на цыпочки, ­пыталась разглядеть, где я «потерялся». К ней подошел Саша Абдулов: «Ты кого ищешь?». «Мужа». «Кто же его так ищет? – говорит он и приседает: – Вот так надо его искать». Неважно, над чем смеются, если это не злобно.

– Слышала, что Никита Михалков ставит с братьями Пресняковыми пье­су по фильму «12». Вы приглашены на ту же роль, что и в одноименном фильме. Когда премьера?

– Об этом еще очень рано говорить. Сейчас идут репетиции, но во время эпидемии работать крайне сложно, потому что в спектакле задействованы 12 человек, которые постоянно должны плотно общаться. Да и непонятно, когда его можно будет показывать, потому что 25% зрителей – это полупустой зал. Пока все туманно…

– Говорят, в 70-80-е вы с Никитой Михалковым были повесами, от которых гудела вся ресторанная Москва. Наговаривают?

– Конечно, наговаривают. Ресторанная Москва гудела без нас. Посмотрите, сколько за это время сделано картин! Невозможно сочетать напряженную работу с развеселой гусарской жизнью. Приходится выбирать – или заниматься делом, или сибаритничать. Мы выбрали первое. Конечно, иногда тоже отдыхали, но – параллельно с работой.

– Есть мнение, что после 60 – 65 режиссер перестает хорошо снимать. В этой связи часто приводят в пример продолжение «Утомленных солнцем» Михалкова, последние фильмы Рязанова, Данелии и других…

– Во многих случаях это правда. Хотя я знаю много режиссеров, которые отлично снимают и в более солидном возрасте. Вспомним Куросаву, Бергмана, Чаплина, Кубрика. Думаю, все зависит от физической формы.

– Как будете отмечать Новый год?

– Уже очень давно празднуем его в узком семейном кругу. Хотя он у нас относительно узкий: у старшей дочери пятеро детей. Младшая, к сожалению, сейчас за границей и из-за пандемии выехать оттуда не может.

Мы последние лет пять отмечаем Новый год весьма скромно. Это соответствует нашему почтенному возрасту: в 75 лет скакать так, как в 30, по-моему, это уже какая-то патология.

Досье «7 дней»
•Александр Адабашьян известен по ролям в лентах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собака Баскервилей»,
«Кин-дза-дза», «12», «Шерлок Холмс». Сам снял телесериал «Азазель» по книге Бориса Акунина.
•В конце 90-х поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в театре Ла Скала – «Хованщину». Работал с Никитой Михалковым и Андроном Михалковым-Кончаловским.
•В 2016 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств РФ.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Адабашьян

«Нужно твердо верить, что то, чем ты занимаешься, если не главное дело на земле - то во всяком случае самое главное на данном отрезке времени. Считаю, что подобная уверенность необходима…… →

Фото
Видео
Статьи