События

16.12.2020, Для всех

Олеся Николаева

Фото

«На встрече сегодня много людей из Беларуси, а у меня с ней многое связано. Там часть моей души, можно сказать. Здесь когда-то воевал мой отец, ему было 18 лет, когда он пошел на фронт, окончив Томское артиллерийское училище. В детстве, помню, папа посадил меня с братом на машину и повез по своим военным местам в Белоруссии. Жили тогда под Бобруйском, где в те годы проходил его 2-й Белорусский фронт, ездили по деревням и городам, которые он освобождал. Поэтому искренно считаю, что нас многое объединяет и роднит», - с этих слов начался онлайн-разговор на платформе Zoom с Олесей Николаевой, одной из самых ярких и мудрых современных писательниц, лауреатом Патриаршей премии.

Послушать первопроходца русской православной прозы, которую Евтушенко назвал одной из лучших женщин-поэтов России, в аудиториях Минской духовной академии, Жировичского монастыря, Института теологии БГУ собралось около ста слушателей. На связи были Минск, Барановичи, Гродно, Несвиж, Старые Дороги, Молодечно. К диалогу в Международном медиаклубе «Формат А-3» на тему «Литература о тайных механизмах души: где Бог борется с дьяволом» подключились Кишинев, Москва, Вильнюс и Рига.

В процессе беседы удалось затронуть немало животрепещущих вопросов: говорили о том, что именно в культуре выкристаллизовывается национальное самосознание, что сейчас предпринимаются усилия переменить наш традиционный культурный и ментальный код и что здоровые чувства, национальная «матрица» в итоге все-таки отгонит от себя все болезненное, гнетущее дух и убивающее душу.

Гостья подробно, на конкретных примерах, показала, почему считает сам дух русской литературы христианским и православным. На ее взгляд, есть несколько тому объяснений. «Прежде всего отношение к слову, за которым в русской литературе стоит реальность. Это слово не блудное и не праздное. Не симулякр. Это слово произнесено со властью, за которым открывается целый мир, - рассуждала она. - Второе - отношение к человеку. Это бесконечная глубина, «дьявол с богом борется», две бездны сошлись. Он у писателей не винтик, не какая-то часть сюжетной пружины, а характер, тип, за которым угадываются определенные общественно значимые черты».

По мнению профессора Литинститута, в русской литературе нет смакования греха, а сам грех наказуем, как сказано в библейском стихе, «мне отмщенье аз воздам». «Художественное произведение выстраивается таким образом, чтобы показать: грех ведет к разрушению человека или бездне безумия, или самоубийству, или полному краху, - уточнила она. - В русской литературе наша жизнь рассматривается как промысел божий. Если, например, прочитать всего Пушкина, даже, может быть, не столько стихи, сколько прозу, драматические произведения, статьи, мы увидим, что тема промысла божьего является у него центральной».

Вы согласны, что большой художник может обладать даром предвидения? Что он может описать то, что нас всех ждет в недалеком будущем? Кто сегодня в России, Беларуси или в целом на постсоветском пространстве может служить авторитетом и пользоваться доверием у людей? Не кажется ли вам, что одна из причин оскудения христианства - потеря настоящей веры в вечную жизнь? Смогут ли инженеры человеческих душ изменить ситуацию в лучшую сторону? Многие из прозвучавших на встрече вопросов звучали риторически. Студенты факультета журналистики БГУ спросили спикера о ее отношении к заявлению Римского понтифика папы Франциска о приемлемости церковного одобрения так называемым гомосексуальных семей.

«Не кажется ли вам, что оно подрывает основы самого христианства? Что, выходит, католическая церковь теряет благоразумие?» - уточнила молодежь.

По мнению Олеси Николаевой, это было вообще его страшное заявление, и очень многие католики, благочестивые, добрые, просто в ужасе от того, что происходит. Да и не только католики…. Недаром в последние годы все чаще вспоминают повесть об Антихристе, пророчества Оруэлла, которые сбываются буквально на наших глазах.

«Я вот подумала, что, может быть, для нас, православных, такое откровение Папы Римского не так уж и плохо. Хуже было в 90-е годы, когда католики вторгались на нашу территорию: дух прозелитизма, «церковь-сестра», призывы к тесному общению, готовность отказаться от своего символа веры, - все эти положения, которые сближают нас с католиками, тогда озвучивались. И последним пунктом значилось объявлением Папы Римского первосвященником. И в этом был, конечно, величайший обман. Очень многие на него покупались тогда. Помню, работали всякие подрывные прокатолические радиостанции в Москве, которые всячески хулили православную церковь. Причем, некоторые православные священники в этом участвовали, выступая на радиостанции «София». А сейчас мы уже понимаем, что на самом деле происходит и задаемся вопросом: возможно, Достоевский был прав в его радикальном отношении к католичеству, в том, что Антихрист придет именно через него?».

Традиционно почти на каждой встрече, независимо от объявленной темы, затрагивается вопрос либеральной ориентации общества, в частности некоторых российских граждан. Не стал исключением и разговор с Олесей Николаевой. В своем ответе она предложила внимательно посмотреть на людей, которые объявили себя «либералами и демократами».

«Изучите их биографии. Все они вышли из партийно-комсомольской верхушки, поменяв ориентацию. В СССР они были выпускниками Высшей партийной школы, в худшем случае, кандидатами в члены партии. Они в Союзе всем рулили, - рассуждала спикер. - Цинизм, конечно, ужасный. Нынешний демократ, либерал Дима Быков, наш поэт и прозаик, в 20 лет вступил в партию. Я уж не говорю про Хакамаду... Очень интересный психологический момент. Те, которые были в партии, при первой возможности от нее отказались, швырнули свои партбилеты, и сегодня громче всех кричат про свой либерализм. Это такая компенсация, что ли?».

Один из постоянных слушателей Руслан прислал в общий чат свой развернутый вопрос: «Коронавирус заставил многих сидеть дома и возникла неожиданная проблема: чем заняться? Казалось бы, бери и читай замечательные стихи, романы, новеллы, философские эссе, религиозную литературу. Но, похоже, человечество капитально подсело за последние годы на иглу масскульта. И пандемия не только не решит проблему культурной самозанятости, но еще больше углубит тенденцию потребительства, стремление к ширпотребу до тревожных масштабов. Или вы не согласны с этим?»

«Абсолютно согласна. С каждым словом согласна, - подчеркнула спикер. - Вижу, как люди лузгают время, как семечки. Сидят в каких-то чатах, соцсетях. Я сама в Фейсбуке иногда тоже что-то смотрю, но там много глупости, пошлости, неграмотности. Люди вообще стали неграмотны, это ужасно раздражает. Хотя, конечно, есть и интересные статьи, которые мы прочитали именно благодаря интернету. Но в принципе с Русланом совершенно согласна - меняется какой-то культурный код. Русский человек словесный, логостный, а тут вдруг визуальные вещи воспринимает легче, чем вербальные».

Собеседницу тут же попросили уточнить, в чем, на ее взгляд, причины русофобии, которая буквально захлестнула Европу.

«Запад очень раздражает то, что Россия сейчас стала слишком самостоятельной, - полагает она. - У нас есть ценности, которые можем предъявить миру, и они будут отличаться от тамошнего мейнстрима. К тому же зависть... К нашим прекрасным территориям, богатствам и недрам… По-моему, американская тетушка Олбрайт говорила: мол, очень несправедливо, что одной России принадлежат все эти несметные сокровища. Хотя, справедливости ради, замечу, что подобная русофобия – давняя история. Почитайте хотя бы воспоминания иностранцев о России, то, как они нас видели… Порой встречаются очень смешные вещи…»

За время беседы слушатели в своих вопросах не раз цитировали замечательные строки из поэзии Олеси Николаевой, а в конце беседы попросили ее саму прочесть стихотворение.

Публика, буквально замерев перед монитором компьютера, слушала проникновенные поэтические строчки, в которых отражается вся суть нашего бытия:
Эпох сливаются слои, хоть в славе, хоть в крови,
Где все чужие, как свои, пускай и визави.
Глядит зеленая звезда, Земля пред ней, что взвесь.
И говорит, что навсегда мы вместе будем здесь.
 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*