События

28.12.2020, Для всех

Зоя Кудря

Фото

В самый канун уходящего 2020 года, 28 декабря, когда весь мир отмечал Международный день кино, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» гостем онлайн-встречи на радио Baltkom стала известный российский кинематографист, лауреат Государственной премии РФ и множества престижных международных кинопремий, автор сценариев фильмов «Граница. Таежный роман», «Курсанты», «Ликвидация», «Адмиралъ», «Мосгаз», «Палач», ведущая мастерской во ВГИКе и один из учредителей Фонда поддержки и развития творческих киноинноваций «КИТ» (кино, интернет, телевидение) Зоя Кудря.

Сегодня, когда наша реальная жизнь все чаще напоминает многосерийный фильм с непредсказуемой развязкой, разговор на тему «Кино и вирус. Кто победит?» с автором самых захватывающих киносценариев и человеком, который умеет чувствовать и немного опережать время, был логичен и своевременен. Тем более, что Зоя Кудря всегда пишет свои истории, оставляя «свет в конце тоннеля», а в преддверии Нового года всем хочется услышать, что в сценарии нашей пандемической реальности тоже будет этот свет. В процессе очень теплой и душевной беседы Зоя Анатольевна укрепила в нас эту надежду.

Онлайн-встреча с Зоей Кудрей совпала с юбилеем картины Александра Митты «Граница. Таежный роман» - премьера сериала состоялась как раз в декабре 2000 года и принесла киносценаристу и всем его создателям любовь многомиллионной аудитории. Разговор начался с размышлений о секрете популярности этой картины.

«Я написала этот сценарий в рекордные сроки - за три недели. А режиссёру Митте вообще дали катастрофические сроки – за два месяца все снять. И мы сняли. Иначе бы нас закрыли. А вообще «Границу» спас Константин Львович Эрнст. Потому что нас, в принципе-то, почти закрыли. Сказали, что такой армии, как она представлена в фильме, в России не существует. И только Константин Львович сказал: «Этому проекту быть!».

А потом нам награды стали давать, даже Государственную премию мы получили. И когда нам ее вручал Владимир Путин, он сказал: «Мне все время говорили: посмотри «Границу», посмотри. А у меня не было времени. И потом я, наконец, посмотрел. И всю ночь пересматривал потом понравившиеся моменты».

От воспоминаний об одном из первых фильмов Зои Кудри перекинули мостик к самому последнему (или, как говорят, кинематографисты – «крайнему») проекту – сериалу режиссера Александра Котта «Седьмая симфония», съемки которого буквально на днях завершились в Санкт-Петербурге. В основе сюжета – пронзительная история о том, как в 1942 году в блокадном Ленинграде готовилось исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Это история не про самого Шостаковича - фильм про дирижёра Карла Элиасберга, которому было поручено собрать в блокадном городе оркестр из восьмидесяти профессиональных музыкантов, отрепетировать и исполнить симфонию так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив. А оркестрантов на тот момент почти не осталось – умерли или эвакуировались.

Картина была заказана телеканалом «Россия-1», продюсером и исполнителем роли Карла Элиасберга стал Алексей Гуськов, а Зоя Анатольевна Кудря заявлена среди авторов сценария.

«Для начала признаюсь, что я совершенно неожиданно оказалась СРЕДИ авторов сценария этого фильма. Потому что весь сценарий был написан мной – от начала до конца. К сожалению, сегодня такие «вольности» допускают даже с теми, у кого есть имя в кинематографе.

Алексей Гуськов, с которым мы дружим с тех пор, как я привела его в фильм «Граница. Таежный роман», семь лет болел этой темой. И все-таки пробил ее на втором канале - мы с ним сходили к Антону Златопольскому и получили добро на этот проект. А я дала добро на режиссера Александра Котта.

Работа над сценарием была неимоверно трудная. Я очень много на эту тему прочитала, перекопала. Знаете, когда этот оркестр начинал репетиции, там было всего лишь 12 человек выживших. И дирижер Карл Элиасберг разыскивал по всему блокадному Ленинграду музыкантов. Виолончелистку он нашел среди трупов на одной из узких улиц, где складировали умерших, поскольку моргов не было. Ему сказали, куда ее увезли, он туда поехал, нашел ее и случайно заметил, что у нее рука шевелится. И вытащил почти безжизненную девушку из-под горы трупов. Этот маленький эпизод – иллюстрация к тому, как главный герой искал почти всех недостающих оркестрантов. И, конечно, когда они репетировали, они падали в голодные обмороки. Но они сыграли. И вся страна слышала, как блокадный Ленинград играет.

У меня кровь была в мозгах и на ладонях, когда я писала этот сценарий.

... А потом был ответ, что сценарий написан в советской манере, старомодно. Что именно я должна была там написать по-современному – не знаю. Парочку геев добавить в этот симфонический оркестр? Но спекуляция на подобной теме недопустима. Да, в блокадном Ленинграде все было. И люди ели друг друга. Но я не стала об этом писать. Потому что это в общем контексте не имеет значения».

Зоя Анатольевна согласилась, что в последнее время тема блокадного Ленинграда оказалась очень востребованной в российском кино. Сначала появилась вызвавшая скандал комедия Алексея Красовского «Праздник». На ММКФ в этом году главный приз получил фильм «Блокадный дневник», в котором, к слову, главную роль сыграла экс-рижанка Ольга Озоллапиня. А буквально на днях все обсуждали, что Барак Обама опубликовал в своем твиттере список фильмов, которые ему больше других понравились в этом году, и в этот список вошла российская картина «Дылда» о фронтовичках, вернувшихся в послевоенный Ленинград.

«Чем вызван такой интерес к теме блокады? Победа в Великой Отечественной – одна из главных тем российского кино. Кроме того, о блокадном Ленинграде, честно говоря, раньше не очень много говорили. Тема тяжелая. А сейчас это стало возможно.

На вопрос, существует ли в современном обществе запрос на позитивные истории, гостья, не раздумывая ответила, что однозначно есть.

«В этой связи сразу вспоминаю наш проект «Курсанты», который тоже поднимает тему войны, хотя самая война в фильме не показана. У нас было огромное количество писем от зрителей от 13 до 80 лет. Одна девушка написала: «Я плакала три дня. Я поняла, что оказывается, мы хорошие. Понимаете, нас настолько всех задолбали, что советские люди ужасные, а этот фильм показал обратное». Просто тема поднимается в фильме общечеловеческая. И когда ты пишешь так, что это понятно и в Африке, и в Америке, и в Европе, и у нас, то отклик будет везде.

Я своих студентов учу, что в любом сценарии обязательно должен быть свет в конце тоннеля. И что если вы пишете о плохом человеке, то вы обязаны искать в нем искру Божью. Даже в самом-самом плохом человеке. Когда я писала «Мосгаз», мне все говорили, мол, Зоя, ты там в конце напиши, что герой Максима Матвеева все-таки сволочь. Потому что когда он говорит на суде, нам его жалко. Кстати, сериал про майора Черкасова я сейчас буду заканчивать. Получается, что я Черкасова породила, я его и убью в конце. Пишу сейчас синопсис нового сезона».

Один из дозвонившихся в эфир радиослушателей не удержался от вопроса о том, какая должна быть у женщины-сценариста мотивация, чтобы писать столь мужские сценарии на военную тему.

«Я помню, как я пришла на Первый канал на совещание по поводу фильма «Адмиралъ», где сидели пятнадцать мужиков, и я одна среди них женщина. Не понимаю, почему выбор пал на меня, на женщину. Причем они все так увлеченно мне рассказывали – про армию Колчака, про белочехов… Не знаю, почему мне доверяют такие темы. Та же история была с «Курсантами». Я сказала Валере Тодоровскому, что не могу влезть в шкуру 17-летнего мальчика, чтобы это написать. А он говорит: «Сможешь! Поселись в барак и начинай писать». И я стала мальчиком-курсантом...

Для «Ликвидации» я не имела права писать полноценный сценарий - только сюжет, потому что у меня был эксклюзивный договор с Первым каналом. Была такая кинокомпания «Дед Мороз», которая и совершила этот подвиг – сняла «Ликвидацию». Они мне сказали, что надо написать про Жукова, который приехал в Одессу и стал бороться с уголовниками. Прям душил их в подворотнях. Я была изумлена! Жуков?! Человек, который фактически выиграл войну, занимался такими делами?! И начала думать. Вот в Одессе есть порт, вот во Львове создавался отряд, который готовился к нападению на Россию. А что такое порт? Это возможность для транспортировки оружия. И значит, герою надо доставить оружие из Одессы во Львов. И как только все это сошлось, то сразу сюжет мгновенно выстроился! И Жуков у нас уже был послан для пресечения больших злодеяний, нежели кошек душить, как в «Собачьем сердце».

Однако, в ходе эфира выяснилось, что самый любимый собственный проект Зои Кудри - это все-таки не «Ликвидация» и не «Курсанты», которые вышли в свое время в финал американской премии «Эмми», а криминальная драма «Охота на изюбря», которую, по мнению гостьи, просто потрясающе снял режиссер Абай Карпыков. Для работы над сценарием Зое Анатольевне пришлось проштудировать несколько томов энциклопедии по черной металлургии. Журналисты спросили, как ей удается так глубоко проникать в темы, эпохи и характеры?

«Очень просто, - смеется она в ответ. - Даже если бы мне сейчас заказали сценарий о первобытных людях, я бы его легко написала по одной причине. Я поняла закономерность: человеческие отношения одни и те же во все времена. Меняются только обстоятельства во времени. Когда я начинала «Адмирала», я ничего не знала о белочехах. Когда был готов сценарий первых пяти серий и у меня их блестяще приняли, я понимала, что Колчак для меня остается чужим, что я никак не могу с ним «договориться». И тогда я пошла в церковь и поставила ему свечу. Попросила разрешения писать о нем. И случились чудеса. Я вдруг начала спокойно писать. Без книг и справочников, которые я бесконечно листала, и у меня голова уже взрывалась. Я поняла, что он меня благословил. И я переписала предыдущие пять серий и написала следующие семь. А до этого у меня было ощущение, что я с памятником разговариваю и прям цветы кладу к его подножью. Поэтому очень легко, когда ты начинаешь понимать человека и начинаешь внедряться в него. Не все сценаристы так делают, но у меня именно такой способ - я ныряю в предлагаемые обстоятельства сценария и там начинаю жить. Поэтому мне интересна любая эпоха – люди-то все остались одни и те же. Они также любят, также ненавидят».

В ответ на это журналисты рассказали Зое Анатольевне, что после латвийской премьеры фильма «Адмиралъ» в редакцию одной из местных газет позвонила дама, которая оказалась дочерью одного из офицеров армии Колчака. И призналась, что поражена, насколько точно показанное в фильме соответствует тому, что ей лично рассказывал отец, что сохранилось у нее в памяти.

На вопрос, есть ли сегодня запретные, табуированные темы в современном российском кинематографе, Зоя Кудря ответила, что еще буквально два года назад таких не было, потому так много было откровенно чернушных сценариев. Сегодня, наконец, ситуация изменилась.

«В нашем Министерстве культуры теперь довольно серьезно стали относиться к сценариям, и есть надежда, что уже не будут давать деньги на все подряд. Понимаете, мы же сидим сейчас все закрытые, и нам необходимо кино, которое покажет и расскажет, что мы хорошие, умные, что сейчас нам фигово, но потом все будет лучше».

То, что в российском кино намечается перелом в сторону доброго и светлого кино, Зоя Анатольевна подтвердила и как руководитель сценарной мастерской ВГИКа и Школы Александра Митты.

«Наши студенты-бакалавры недавно сдали 16 сценариев полнометражных фильмов. И знаете, что поразительно? Некоторые написали сказки. Причем сказки очень хорошие. Другие написали нежнейшие сценарии на социальные темы. О домах престарелых, о взаимоотношениях с родителями. Такие сценарии, что просто слезы из глаз. На нормальные темы. О нормальных и очень хороших людях. И я этим горжусь. И знаете, у нас недавно был питчинг, приходили к нам из Министерства культуры и отобрали три сценария. С перспективой, чтобы их снять».

Среди своих любимых новогодних фильмов Зоя Анатольевна, конечно, назвала «Иронию судьбы». А еще призналась, что очень любит картину «Москва слезам не верит». Потому что это фильм о вечных отношениях.

«Сейчас студентов своих настоятельно попросила посмотреть эту картину. В качестве примера к тому, что я всегда им говорю: когда вы пишите просто занимательный сюжет, пусть очень хороший, ваш фильм посмотрят один раз. А когда вы делаете сюжет о человеческих отношениях, этот фильм будет смотреть и через 40 лет, и через 50 лет». В этом секрет хороших советских фильмов.

В завершении эфира и в завершении сезона 2020 года в медиа-клубе «Формат А-3» Зою Анатольевну Кудрю попросили обратиться с новогодними пожеланиями к самой себе, к кинематографистам и зрителям разных стран, поскольку хорошее российское кино, к которому гостья эфира имеет самое прямое отношение - это то, что сегодня объединяет практически всех людей Русского мира.

«Знаете, сейчас такие кипят страсти, такие все делают прогнозы жуткие, но надо извлекать пользу из того, что есть, себе во благо. Я лично очень много себе во благо сделала за этот год. И еще не надо шарахаться друг от друга. Больше человеколюбия должно быть. Даже если эта пандемия ещё продолжится - ничего страшного, маски другие будем носить, красивые. Главное, мы должны просто любить друг друга. И кино нормальное делать!»

В онлайн-встрече принимали участие латвийские и литовские журналисты. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*