События

Киносценарист Зоя Кудря о запретных темах в российском кино

Ольга Авдевич, mixnews.ru Источник (ссылка откроется в новом окне)

 – Есть ли запретные, табуированные темы в современном российском кинематографе? – на этот вопрос в эфире радио Baltkom ответила российский сценарист Зоя Кудря – автор сценариев фильмов «Граница. Таежный роман», «Курсанты», «Ликвидация», «Адмиралъ», «Мосгаз», «Палач», ведущая сценарной мастерской во ВГИКе:

– Сегодня уже есть запретные темы. Вот буквально года два назад их вообще не было. Наоборот, было чем хуже, тем лучше. Пиши всё, что хочешь. И писали такую муть, такую дрянь писали!

Даже, допустим, коснусь я геев. Это невероятно сложная тема! Это невероятно больная тема. Это нужно так аккуратно писать! Даже с любовью нужно писать об этом. Потому что всё тонко и не просто так.

Ну, а у нас же начинают такое писать – это просто жуть какая-то! А потому что вот это современно, а это модно, а это классно. Сейчас, по-моему, довольно серьезно в нашем Министерстве культуры началось брожение, и наконец уже будут внимательно читать сценарии и не будут давать деньги на все подряд.

Российские «Курсанты» и американская премия «Эмми»

– Вы считаете, что есть в обществе запрос на позитивные истории?

– А как же! Я сейчас просто вспомню свой проект «Курсанты», сценарий которых был написан мною. Это тоже тема войны. И вы знаете, такое было количество откликов от зрителей, начиная от 13 лет до 80-ти! И вдруг одна девушка говорит: «Я плакала три дня. Я поняла, что оказывается, что мы хорошие. Понимаете, нас настолько всех задолбали, что мы все просто ужасные». Есть запрос на позитив! Я не знаю, у кого его нет.

И вообще я своих студентов учу следовать такой формуле – свет в конце тоннеля должен быть обязательно. И если вы пишите о плохом человеке, то вы обязаны искать в нем искру Божью. И вы ее найдете. Даже в самом-самом плохом человеке. Даже, когда я писала «Мосгаз», мне говорили, мол, Зоя, ты там обязательно в конце напиши, что герой все-таки сволочь. Потому что когда он говорит на суде, нам его жалко. Кстати, Черкасова я сейчас буду заканчивать. Я его породила, я его и убью.

– Ваш сериал «Курсанты» вошел в финал американской премии «Эмми». Как вы это объясните, все-таки и тема такая для американского зрителя не близкая и вдруг такая высокая оценка?

– Вы знаете, я встречалась с одним драматургом британским, он тоже преподавал в Америке, как и я, и он сказал: Зоя, два голоса ваш фильм проиграл. Вы шли на первое место. Почему? Потому что тема общечеловеческая. Когда ты пишешь так, что это понятно и в Африке, и в Америке, и в Европе, и у нас – вот и все. А там же просто ребятишки, которые ушли на войну и знали, что погибнут… Кстати, сценарий написан по книжке Петра Тодоровского, точнее по маленькому рассказу на 10 страниц. И мне пришлось это, конечно, выдумывать. Два человека с этого курса остались в живых. Остальные все погибли сразу же. Там же все понятно было.

«Граница. Таёжный роман»: Эрнст спас, Путин полюбил

– Премьера фильма “Граница. Таежный роман” состоялась ровно 12 лет назад, в декабре 2000 года. Вы автор сценария этого фильма. В чем, на Ваш взгляд, секрет популярности этой картины?

– Самое главное, что мы с большим удовольствием работали над этим фильмом. И актеры все как один так говорят. Я вообще никогда прежде не видела, чтобы актеры с таким удовольствием снимались в кино. Это было просто что-то!

Я написала этот сценарий в рекордные сроки – за три недели. Режиссёр Александр Митта вообще не имел никакого времени. Ему дали вовсе катастрофические сроки – за два месяца все снять. И мы все сняли. Так надо было. И вообще «Границу» спас Константин Львович Эрнст. Потому что нас, в принципе-то, почти закрыли. Сказали, что такой армии, как она представлена в фильме, в России не существует. И только Константин Львович сказал: «Этому проекту быть!».

Главное, что никто из нас ничего не загадывал и не думал о том, что мы что-то потом завоюем. Мы не думали покорять страну, покорять мир. Мы все делали для своего собственного удовольствия, для куража. Это я уже потом поняла, что, когда есть кураж, особенно у сценаристов, то все получается. И у нас получилось. А потом нам награды стали давать, даже Государственную премию дали. И когда нам ее вручал Владимир Путин, он сказал: «Мне все время говорили: посмотри «Границу», посмотри. А у меня не было времени. И потом я, наконец, посмотрел. И всю ночь пересматривал потом любимые моменты».

«Седьмая симфония»: ждём премьеру

– Совсем недавно закончились съемки телефильма «Седьмая симфония» о блокадном Ленинграде. Вы среди авторов киносценария. Расскажите об этом проекте.

– Давайте, я сначала скажу, что я совершенно неожиданно оказалась СРЕДИ авторов сценария. Потому что весь сценарий был написан мной – от начала до конца. И вы знаете, сейчас есть такая страшная для сценаристов ситуация, даже несмотря на то, что у меня имя есть и со мной особенно не позволяют такие вольности, но это все произошло. Все шарахались от этого проекта – слишком тяжёлая тема. Но Алексей Гуськов, которого я считаю своим другом, которого я в своё время в «Границу» привела, уже 7 лет бредил этим проектом. И я решилась на этот отважный поступок, потому что это было невероятно тяжело писать.

Сюжет – это репетиция оркестром Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Если вы помните и знаете, Гитлер очень хотел после захвата Ленинграда отметить свою победу в ленинградской гостинице «Астория». И вот в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония, и никакого Гитлера не было. Мне пришлось все читать на эту тему, изучать, копаться. Как они это сделали? Это невероятно! Я не знаю, что в итоге режиссёр Александр Котт снял. Но у меня просто кровь была в мозгах и на ладонях, когда я писала этот сценарий. Потом выяснилось, что в итоге там еще два каких-то сценариста. Неплохо на готовый сценарий что-нибудь там подписать, какую-нибудь фразу добавить и влепиться в авторы сценария. Я надеюсь, что Котт совсем-то плохо не снимет.

– Вы сказали, что изучали на эту тему множество материалов. А что вас наиболее сильно тронуло?

– Когда этот оркестр начинал репетиции, там было всего лишь 12 человек из всего оркестра выживших, а надо было собрать весь оркестр – сами понимаете, что этот очень-очень много. И дирижер Карл Элиасберг разыскивал по всему блокадному Ленинграду музыкантов. Он нашел виолончелистку среди трупов. То есть, когда умерших забирали из квартир, их везли не в морги, поскольку таковых не было, а на узкие улицы. И кто-то сказал Элиасбергу, что виолончелистку увезли туда. И он среди трупов ее разыскивал. Увидел, что у нее рука шевельнулась и вытащил ее из-под трупов. И таким образом он искал и собирал оркестрантов. И в каком они были состоянии… На них страшно было смотреть. О чем можно говорить, если человек среди трупов лежал. Просто откачали, а откармливать было по сути нечем. Вот этот маленький эпизод – маленькая иллюстрация к тому, как главный герой – дирижер искал оркестрантов. И, конечно, когда они репетировали, вы сами понимаете, они падали в голодные обмороки… Но они сыграли. И вся страна слышала, как блокадный Ленинград играет.

– В последнее время тема блокадного Ленинграда оказалась очень востребованной в российском кино. Сначала была вызвавшая скандал комедия Алексея Красовского. На ММКФ в этом году главный приз получил фильм “Блокадный дневник”. Буквально на днях все обсуждали, что Барак Обама опубликовал в своем твиттере список фильмов, которые ему больше других понравились в этом году – и в этот список вошла российская картина «Дылда» – о фронтовичках, вернувшихся в послевоенный Ленинград. Чем вызван такой интерес сейчас к этой теме?

– Ну, вот первых, интерес к этой теме вызван тем, что у нас одна хорошая Победа. О блокадном Ленинграде, честно говоря, раньше не очень много говорили. Тема тяжелая. А сейчас стали говорить… Я не знаю, о чем там Красовский снял. Я прочитала сценарий «Дылды» и сказала, что я смотреть это не буду. Не хочу просто. Не хочу и все. Вот мне сказали, что я сценарий «Седьмой симфонии» написала как бы старомодный. Я иногда думаю, что, может быть, они там хотели, чтобы у нас была парочка геев в этом симфоническом оркестре и, мол, тогда он у нас сразу заиграет… Я не знаю… Но это всегда вечная тема. Да, там всё было. И люди ели друг друга. Но я бы никогда не стала об этом писать. Это совсем другое.

Российские «Курсанты» и американская премия «Эмми»

– Вы считаете, что есть в обществе запрос на позитивные истории?

– А как же! Я сейчас просто вспомню свой проект «Курсанты», который был написан мною. Это тоже тема войны. И вы знаете, такое было количество откликов от зрителей, начиная от 13 лет до 80-ти. И вдруг одна девушка говорит: «Я плакала три дня. Я поняла, что оказывается, что мы хорошие. Понимаете, нас настолько всех задолбали, что мы просто ужасные». Есть запрос на позитив! Я не знаю, у кого его нет.

И вообще я своих студентов учу следовать такой формуле – свет в конце тоннеля должен быть обязательно. И если вы пишите о плохом человеке, то вы обязаны искать в нем искру Божью. И вы ее найдете. Даже в самом-самом плохом человеке.

– Ваш сериал «Курсанты» вошел в финал американской премии «Эмми». Как вы это объясните, все-таки и тема такая для американского зрителя не близкая и вдруг такая высокая оценка.

– Вы знаете, я встречалась с одним британским драматургом, мы с ним преподавали в Америке… Он сказал: Зоя, всего два голоса ваш фильм проиграл. Вы шли на первое место. Почему? Потому что тема общечеловеческая. Когда ты пишешь так, что это понятно и в Африке, и в Америке, и в Европе, и у нас – вот и все.

Кстати, сценарий написан по книжке Петра Тодоровского, точнее по маленькому рассказу на 10 страниц. И мне пришлось много, конечно, выдумывать.

«Ликвидация»: Жуков и уголовники

– Вы говорили в одном из интервью, что сюжет «Ликвидации» придумали после того, как прочли о готовившемся восстании против советской власти во Львове в 1946-м. Почему Вы перенесли действие в Одессу?

– Была такая кинокомпания «Дед Мороз», которая и совершила этот подвиг – сняла «Ликвидацию». Они мне сказали, что надо написать про Жукова, который приехал в Одессу и стал бороться с этими уголовниками. Прям душил их в подворотнях. Я была изумлена! Жуков?! Человек, который фактически выиграл войну! Он, понятно, был сосланным в Одессу. И он должен был заниматься вот этим, как в «Собачьем сердце» – кошек душить что ли? И я начала думать. Вот есть порт Одесса, начала читать и узнала, что где-то во Львове создавался отряд, который готовился к нападению на Россию. А Одесса – это порт, это оружие. И ему надо было доставить оружие из Одессы во Львов. И как только все это сошлось, то сразу сюжет мгновенно выстроился. И Жуков у нас уже был послан для больших злодеяний. А то как медведь на воеводстве – приехал в Одессу и начал душить бандитов.

«Адмирал»: Колчак разрешил

– Как Вам удается так глубоко проникать в разные эпохи, в которых происходит действие, и что для Вас служит отправной точкой, когда вы приступаете к на работе над очередным сценарием?

– Очень все просто. Даже если бы мне сейчас заказали бы сценарий о первобытных людях, я бы его написала по одной причине. Вы знаете, я поняла закономерность – все отношения человеческие одни и те же. Меняются только обстоятельства во времени. Вот и все. И в этих обстоятельствах начинает работать человек.

Я, когда «Адмирала» писала, разве я что-то могла знать о белочехах? Для меня это была катастрофа, я ничего не знала. Я написала сценарий первых пяти серий, и у меня их блестяще принялию А я понимаю, что Колчак мне чужой. И я никак не могу с ним договориться. Я пошла в церковь и поставила ему свечу. Попросила разрешения писать о нем. И случились чудеса. Я вдруг начала спокойно писать. У меня было два контейнера книг, которые я листала, читала и у меня голова уже взрывалась. И вдруг я начала без книг все писать. Я поняла, что он меня благословил. Что он мне дал эту возможность писать о нем. И я переписала все пять серий. А до этого у меня было ощущение, что я с памятником разговариваю и прям цветы кладу к его подножью. Поэтому очень легко, когда ты начинаешь понимать человека и начинаешь внедряться в него.

Он мне разрешил писать о нем! Это абсолютно точно! Я когда пришла домой из церкви и села за компьютер, я это поняла очень ясно. И в 4 утра я закончила этот проект, дописала 12-ю серию. И это я стояла в то время на пригорке, и это в меня стреляли… Так я все это прочувствовала. Со мной плохо просто было, когда я закончила этот проект. Потому что я внедрилась в Колчака…

– Предновогодний вопрос. Ваши любимые новогодние фильмы, которые вы готовы пересматривать.

– Ну что перед Новым годом успеешь пересмотреть? Только «Иронию судьбы», когда режешь салат. И «Ирония» не мешает вообще, так ритмично нож идет. «Москва слезам не верит». Cейчас попросила студентов своих посмотреть. Очень попросила. Потому что это фильм о вечных отношениях. Я всегда говорю: когда вы пишете занимательный сюжет, даже очень хороший, то фильм смотрят один раз. Когда вы делаете сюжет о человеческих отношениях, этот фильм будет смотреть и 40 лет, и 50 лет. И ребят надо этому учить. Потому и попросила их посмотреть «Москва слезам не верит». Да, я люблю этот фильм. Я, конечно, не буду его смотреть сейчас. Мне сейчас надо заявку и синопсис писать на последний «Мосгаз», поэтому голова просто пухнет от этих персонажей, я их начинаю раскладывать в голове…

– Что бы Вы могли пожелать накануне Нового года себе, кино, зрителям в разных странах?

– Знаете, сейчас такие страсти, такие прогнозы жуткие везде… А я думаю, что удаленка, оказывается, обернулась для меня благом. Потому что мы cо студентами во ВГИКе так классно разобрали все сценарии! Я бы не смогла все так детально сделать, если бы я ездила на работу. Надо извлекать пользу себе во благо из того, что есть. И ещё – не надо шарахаться друг от друга. Ну как же так , если человек близкий заболел, а ты взял и сбежал в деревню, на дачу, чтобы от него не заразиться! Нельзя! Больше человеколюбия должно быть. Даже если ещё долго будем с этой пандемией. Ничего, маски другие будем носить, красивые. Поэтому ничего страшного, мы должны любить друг друга и всё. И кино нормальное делать!

Комментарии

18.12.2021, 19:02 order propecia online
Doryx Amex Cod Accepted
19.12.2021, 23:49 azithromycin online
Propecia Finasteride Msd
20.12.2021, 08:00 soadiub
<a href="http://osildenafilop.com ">cheap viagra discount</a>
22.01.2022, 16:46 Ingetty
https://alevitrasp.com Of those who survive the initial event approximately of patients will die of a recur rent PE if left untreated.
27.01.2022, 12:42 Exhaunk
retinal detachment D. Eyuwta <a href=https://aprednisonen.com/>Prednisone</a> Mqrdzr Elevated immunoglobulin M
01.02.2022, 01:06 Undonemot
<a href=http://abuyplaquenilcv.com/>Plaquenil</a> Mjpvho Farmaci Online Inghilterra
16.02.2022, 01:15 Undonemot
Propecia Discount Com <a href=http://abuyplaquenilcv.com/>buy hydroxychloroquine</a> Sildenafil Pas Cher 150 Mg Afmdaj
30.03.2022, 06:12 heasymn
efectos cialis https://oscialipop.com - Cialis Ailsly Cialis Precio Oficial Espana <a href=https://oscialipop.com>Cialis</a> Psychosomatics Cadxiy https://oscialipop.com - buy cialis 5mg daily use Gghlny Priligy 60 Miligramos
27.10.2022, 00:05 jimnastik xx video hd porno
Yaşlı adamın karısı Seks hikaye. Adım Funda. 27 yaşındayım, evliyim, çocuğum yok.
Benden 15 yaş büyük kocamla, ben üniversite sınavlarına
hazırlanmak için dersaneye giderken tanıştım.
Despot baba evinin baskısından sonra, onun beni el üstünde tutan, sevecen davranışlarına kandım.
Bana ve ev halkına aldığı.
02.11.2022, 15:42 invileJew
Patients with cancer can present with any of multiple anxiety disorders diagnosed via the criteria of the fifth edition of the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders DSM 5, including <a href=https://bestcialis20mg.com/>buy cialis online prescription</a> 07USD tablet Naprosyn 25 mg ml Suspension 0
19.11.2022, 00:48 kapalı tesetürlü porno izle bedava
Erkekler genellikle mükemmel vücudu olan egzotik Asyalı ve Latin kızların yer aldığı grup seks fantezi leri kurarlar.
Kadınlar da benzer fantezilere sahiptir, tek bir farkla.
Kadınlar öyle yarı.
21.11.2022, 09:05 sale bentyl
How to Order Bentyl online: Bentyl can be purchased by calling +1- and talking with a customer service representative, or by placing an online order at.
02.01.2023, 11:02 Büyük meme sikis Full HD Pornosu izle Büyük meme sikis
13:06 Turbanli kiz bedeviye colde zorla siktiriyor hijab porn. Liseli kiz zorla sikiyor.
xhamster. 28:48 Kiz Evde Ders Calisirken Mami Kalkiyor. xhamster.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Зоя Кудря

В самый канун уходящего 2020 года, 28 декабря, когда весь мир отмечал Международный день кино, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат…… →

Фото
Видео
Статьи