События

Светлана Дружинина: «Какое счастье, что вы встаете поутру и можете увидеть небо. Не смейте ныть!»

Елена Смехова, Press.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Знаменитый российский режиссёр о кино, русской душе и секретах счастливого брака.

Режиссер Светлана Дружинина - настоящая звезда. Независимая, уверенная в своих силах леди-босс и в то же время очаровательная, безупречно элегантная красавица. Таким, как она, трубадуры пели серенады, а рыцари бились на турнирах, чтобы заслужить улыбку или цветок...

Дебютировав в кино как актриса ("Дело было в Пенькове", "Девчата", "На семи ветрах" и др.), Дружинина пришла в режиссуру, где добилась выдающихся успехов. Ее киноэпопеи "Гардемарины, вперед!", "Тайны дворцовых переворотов" и другие фильмы вошли в сокровищницу советского и российского кино.

Встреча с народной артисткой СССР Светланой Дружининой состоялась онлайн в медиа-клубе "Культурная линия".

"Гардемарины-2021"
- Светлана Сергеевна, буквально перед Новым годом вы завершили работу над фильмом "Гардемарины-1787. Мир", четвертой частью киносаги и начали работать над пятой. Каких исторических интриг ждать зрителю?

- Замысел "Гардемаринов-4" и "Гардемаринов-5" появился очень давно, когда еще были живы потрясающий литератор Юрий Нагибин и наш соавтор Ниночка Соротокина - царствие им небесное... Мы все время мечтали, как бы нам стащить гардемаринов с пропотевших седел и опустить на палубу, чтобы они наконец начали "гардемаринить". Восемь лет назад я подала заявку в Фонд кино, после чего начались многострадальные поиски возможностей реализовать этот сценарий.

В новом фильме речь идет о второй Русско-турецкой войне, которая началась 2 октября 1787 года. Это было неожиданное, коварное нападение на крепость Кинбурн, и было великое сражение, которое выиграл Суворов...

- То есть работу над этим фильмом вы начали еще до крымских событий 2014 года?

- Да, в 2012 году. У меня есть документы, из которых видно, когда я подписывала договор. Мы же все сейчас как под стеклом: есть сайты Фонда кино, департамента кино при министерстве культуры, там можно все увидеть, это абсолютно прозрачно.

Многие считают, что если картина сделана, то она придумана вчера. Нет! Это долгий процесс! Сейчас отснято уже 50 процентов следующего фильма "Гардемарины-5. Война". Надеюсь, что в этом году я его досниму.

- Какие актеры заняты в картине?

- Мои герои-романтики повзрослели. Ведущий из них по-прежнему Димочка Харатьян, которому в прошлом году исполнилось 60 лет. Великолепный возраст! В фильме снимался мой любимый Саша Домогаров, который между репетициями "Ричарда Третьего" в Театре им. Моссовета прилетал к нам на съемки. И, конечно же, Мишечка Мамаев.

- Писатель Стивен Кинг говорил, что, закончив работу над романом, он позволяет себе закурить сигарету и выпить бокал шампанского. А у вас есть традиция, связанная с окончанием съемок?

- С первой половиной этой радости я завязала. Курила очень долго - с 14 до 56 лет. И в одночасье бросила. А вот бокал шампанского с удовольствием выпиваю в начале съемок или когда заканчиваю какой-то эпизод.

Например, сейчас я работаю у себя на даче на втором этаже, собираю материал, отснятый в августе. Могу признаться, что, когда вижу хорошие фрагменты, спускаюсь на первый этаж, говорю Толечке (мужу, оператору Анатолию Мукасею. - Прим. авт.): "По-моему, у нас получается!" - и выпиваю бокальчик. И вам того же советую!

В паре с Марисом Лиепой

- До того, как прийти в кино, вы учились в балетном училище при Большом театре. Что вам дал балет?

- Балет - это уникальная школа. Когда меня спрашивают, как получилось, что вы стали снимать мужское кино, потому что в "Гардемаринах" все скачут, стреляют и дерутся, я отвечаю: "Во-первых, я дитя войны, во-вторых - у меня есть балет". Вот две эти составляющие и сделали меня тем, что я есть на самом деле. Балет - это сложнейшая, труднейшая работа, закалка характера.

- Вашим однокурсником в балетном училище был наш земляк Марис Лиепа. Каким вы его запомнили?

- О Марисе я могу рассказать только самое прекрасное. О его невероятном трудолюбии, сосредоточенности, вере в себя. Когда другие что-то пропускали или позволяли себе, он оставался в классе и занимался один у станка. Не любил быть даже вторым - только первым!

Марис не был пунктуальным, зачастую мы с ним встречались в 8.25 у входа в училище, а занятия начинались в полдевятого. Но даже если мы серьезно опаздывали и до занятия оставалась всего минута, он всегда открывал передо мной дверь и пропускал вперед. Он был очень галантен и красив, не удивительно, что его одолевали девочки-поклонницы.

Когда я стала формироваться и крупнеть на глазах, единственным партнером по классу поддержки у меня стал Марис Лиепа. Высокий, широкоплечий, мощный и очень талантливый. Нас часто ставили в пару Дружинина - Лиепа, и мы с ним договаривались всегда держаться до конца.

В итоге Марис остался в балете, а я окончила училище, но не защитила диплома, потому что пришла в кино.

С лёгкой руки Каверина

- Как случилось, что, окончив ВГИК и дебютировав как актриса, вы стали режиссером?

- В тот год "Мосфильм" потерял режиссера, который должен был снимать картину "Исполнение желаний" по роману Вениамина Каверина. А поскольку в кинематографе плановое хозяйство, требовалось срочно найти замену. Претендентов было много, все мы проходили собеседование с Кавериным, и он сказал: "Пусть снимает Дружинина!"

Это были две серии, в которых мультипликационно собиралась десятая глава, зашифрованная Пушкиным. Мы много и очень горячо спорили с Кавериным. Иногда накал страстей был таким, что мы разбегались по разным концам каверинской дачи в Переделкине. Вениамин Александрович шел на кухню жарить яичницу и спустя какое-то время кричал: "Светлана Сергеевна, яичница готова! Ну, гардемарины, вперед!" Там, на кухне, происходило наше примирение. Я просила Каверина переписать какие-то эпизоды в сценарии и дописать новые.

- И мэтр соглашался?

- Представьте себе! А когда мы все отсняли, он подарил мне книгу с надписью: "Я всегда был уверен, что литература влияет на кинематограф. Но иногда случаются исключения, когда кинематограф влияет на литературу".

Более того, мы с Кавериным очень подружились, и именно он подсадил меня на время, историю, эти дела давно минувших дней. Профессор, которого в "Исполнении желаний" играл Лебедев, говорил: "История не учит - история проучивает". Для того чтобы не совершать ошибок в будущем, надо четко понимать, почему с нами происходят беды, установить причинно-следственную связь.

- В романе Каверина "Два капитана" у героев есть такой лозунг: "Гардемарины, вперед!" Получается, что автор названия вашей картины Каверин?

- Конечно! Но мои "Гардемарины" снимались по оригинальному сценарию. У нас была небольшая рукопись Нины Соротокиной "Трое из навигацкой школы", на основе которой она потом написала исторический роман под названием "Гардемарины, вперед!". Это такой победный, живой клич.

"Не смейте ныть!"

- Все ваши фильмы - это вдохновляющие истории о сильных и красивых людях. Как вы относитесь к картинам, в которых герои живут на дне почище горьковского, вся их жизнь - сплошные чернуха, безнадега и мат-перемат? Нужна ли зрителю такая жизненная правда?

- Мудрые китайцы говорили: "Пусть цветут все цветы, но каждый выбирает свою поляну". В 1945 году на экранах появились пронзительные музыкальные фильмы, о которых мы и сейчас говорим с восхищением: "Девушка моей мечты", "Три мушкетера", "Серенада солнечной долины"...

Мне тогда было 10 лет. У меня под языком был маленький кусочек хлеба, довесочек, который мне разрешали брать. Среди этого очень сложного московского жития, когда все мы были бедными, голодными и холодными, нам так нравилось смотреть красивые картины!

Я выбираю этот путь. Мне хочется сказать людям: "Ребята, все впереди, есть свет в конце тоннеля! Ни в коем случае нельзя унывать, давайте постараемся сделать свою жизнь лучше. Вокруг нас столько того, что достойно радости! Какое счастье, что вы встаете поутру. Какое счастье, что вы можете выпить стакан воды. Какое счастье, что вы можете увидеть небо. Не смейте ныть! Если вам дана жизнь, то живите, созерцая вокруг себя приятное, красивое, и старайтесь это все принять и передать. Тогда вы будете жить долго и счастливо".

- В прошлом году российский кинофестиваль был посвящен юбилею Победы. Как вы относитесь к тому, что сегодня не все адекватно воспринимают события тех лет?

- Это грешно. Опрокидываясь в свое историческое прошлое и изучая все ситуации, которые были в моей жизни, могу сказать: кто верит в случай, тот не верит в Бога. Все, что со мной произошло в жизни, даже то, что мы с вами сейчас разговариваем, случилось только благодаря тому, что наш великий народ победил фашизм. Народ, который никогда не был и не будет покорен, потому что в нас есть что-то, что дороже жемчуга и злата.

Когда я преподавала у американцев, они никак не могли понять, что такое душа, душевный друг, задушевная подруга... А у нас, у русских, душа - это то, что позволяет нам быть щедрыми, большими, непобедимыми.

"Простить - это значит понять"

- В декабре прошлого года вы отметили свой юбилей. Как праздновали? Какие поздравления вас особенно порадовали?

- Все свои дни рождения я справляю кулуарно. Вот и в этом году собрался семейный, очень закрытый круг: пять-шесть человек, не больше.

Поздравления шли с самого утра. Мне позвонили из Союза кинематографистов и зачитали телеграмму от Владимира Путина, и мне было приятно слушать, когда ее читали. Следующая телеграмма пришла от Михаила Мишустина. Были поздравления от Сергея Собянина - с букетами и подарками.

Поздравили Сергей Миронов, Владимир Мединский, Ольга Любимова. Как всегда, порадовали коллеги: Никита Михалков, Карен Шахназаров. Кстати, с Кареном мы учились во ВГИКе у одного и того же мастера - Игоря Таланкина... И, конечно, весь день звонили друзья.

- Недавно вы сделали прививку против ковида и поделились этим в соцсетях. Каковы ощущения? Сейчас у людей много сомнений - прививаться или нет...

- Мы с Толей решили сделать прививку сразу же, как только появился призыв прививаться людям нашего не совсем юного возраста. А сделали мы это с помощью Леночки - Елены Малышевой, потому что прививки положено делать по месту жительства, а мы сейчас живем на даче. И я, и Толя чувствуем себя отлично.

- С Анатолием Михайловичем Мукасеем вы вместе уже больше полувека. В чем секрет вашего счастливого брака?

- Я не очень люблю говорить на эту тему, потому что я достаточно суеверный человек. Могу только дать совет: никогда не оскорбляйте друг друга. Никогда не пользуйтесь слабостью друг друга. Иначе ваш брак превратится в разбитую чашку, склеить которую уже не получится.

Мы с Толей спорим, ссоримся, можем даже побить посуду. Но это всегда творческие скандалы, а не по поводу того, что он плохой или я никакая. Расходитесь, если не можете найти общий язык! Или умейте прощать. Это очень большое и очень трудное дело. Простить - это значит понять. А понять - значит принять. Это и есть любовь. И с каждым годом она становится все значительнее. Всякий раз, когда у Толи - не дай бог! - что-то заболит, я переживаю и страдаю так, как будто это болит у меня...

"Укоротите ей ноги!": о съёмках в фильме "Девчата"

- Зрителям полюбилась моя Анфиса из "Девчат", а я вспоминаю эту картину с болью. Она снималась в атмосфере недоброжелательности, которую создавал исполнитель главной роли Николай Рыбников. Молодой режиссер фильма Юрий Чулюкин пригласил на эту роль Володю Трещалова. Но поскольку режиссер снимал лишь второй фильм, он испытывал чудовищное давление начальства. Мы поддерживали его, шутили: "Юра, успокойся! Рыбникова и Макарову тебе спустили с высоты". Они только что снялись в популярнейшей картине "Высота".

Рыбников всех убеждал, что Анфису должна играть его жена Алла Ларионова, но начальство ему отказало. Он был зол на всех, к Чулюкину относился с большим пренебрежением. Тот нервничал, грыз ногти, говорил актеру о развитии образа, идее роли. На что Рыбников отвечал со вздохом: "Когда этот психованный уже замолчит?" По-другому он режиссера не называл. Инна Макарова тоже всем своим видом показывала, что снимается через силу.

Картина претерпела большое давление: надо было убедить зрителя, что маленькая и правильная детдомовка может свести с ума любого парня и увести его от непутевой красавицы. Надо жить по-комсомольски, и тогда у тебя все получится! Поэтому худсовет после просмотра первого материала вынес приговор: поменять артистку Дружинину, ибо от нее к маленькой Тоське никакой парень не уйдет. За моей спиной на пробы приглашали других актрис...

Все разрулил худрук объединения режиссер Юлий Райзман: "Не смейте менять Дружинину! Она все сыграла. Вырежьте ее крупные планы и укоротите ноги".

Я плакала и жаловалась Толе: "Какая же роль без крупных планов, где отыграны все психологические нюансы?!" Он смеялся и утешал меня: "Ты и без крупных планов у меня самая красивая и талантливая".

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана Дружинина

Первым гостем нового 2021 года в рижском клубе «Культурная линия» стала известный российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, автор знаменитых киноэпопей «Гардемарины,…… →

Фото
Видео
Статьи