События
25.01.2021, Для всех Борис Любимов![]() |
В День российского студенчества, 25 января, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с ректором Высшего Театрального Училища им. М.С. Щепкина и заведующим кафедрой истории русского театра ГИТИСа, заместителем художественного руководителя Малого театра России, известным театроведом, заслуженным деятелем искусств РФ Борисом Любимовым.
В Латвии встречи с Борисом Николаевичем также особо ждали и потому, что студенты возглавляемого им Щепкинского театрального училища регулярно приезжают в Ригу на фестиваль Stanislavsky.LV, где представляют сильнейшие дипломные спектакли выпускных актерских курсов и традиционно завоевывают призы зрительских симпатий. А особенно полюбили в Риге щепкинцев за то, что в рамках этого фестиваля они ежегодно участвуют в главном латвийском праздничном концерте в честь Дня Победы, представляя каждое 9 мая у памятника Освободителям Риги мощнейшие по энергетике и смысловой нагрузке театрализованные программы. Началась беседа с актуальной темы, связанной с российским митингом в защиту Навального, на который, как известно, очень назойливо и активно зазывали студентов и школьников. В канун их протестных выступлений Борис Любимов, как ректор, счел своим долгом заявить на одном из российских телеканалов о том, что призывы к детям принимать участие в незаконных акциях подлы и позорны. «Студенты всегда были разные. Среди них всегда - и сто лет назад во времена Гражданской войны, и сегодня - были те, кто стоял на одной стороне, и кто на другой. Но если говорить о призывах участвовать в политических митингах к детям, особенно к несовершеннолетним, мне кажется, это действительно подло, потому что совершенно непонятно, чем это может для них закончиться и как в целом скажется на судьбе ребят». В качестве примера Борис Николаевич сослался на личный опыт и рассказал, что когда он учился на 3 курсе и был уже совершеннолетним, 5 декабря 1965 года один писатель, лауреат Сталинской премии, в то время придерживавшийся диссидентской линии, пригласил его на Пушкинскую площадь. Студент Любимов думал, что едет на обычный разговор, а в результате попал на первую политическую демонстрацию в послевоенном СССР, организованную в защиту арестованных писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. К счастью, для еще совсем юного Любимова эта история обошлась без проблем, но его отец, Николай Михайлович, знаменитый переводчик, устроил тогда сыну грандиозный «разбор полетов» (Борис Николаевич по сей день помнит каждое его слово) и страшно обиделся на своего знакомого писателя, зазвавшего студента на эту демонстрацию. В продолжение темы Бориса Любимова попросили высказать мнение по поводу фразы, приписываемой Черчиллю: кто не был в молодости революционером, у того нет сердца, а тот, кто под старость не стал консерватором, лишен ума. «Конечно, в молодые годы в тебе живет бунт – тебе хочется переустроить общество, ты не согласен с тем, как расположена мебель в твоей квартире, ты бунтуешь против своих любящих родителей. Конечно! Вопрос в том, выливается ли этот протест в революцию. Думаю, что вообще беда последних 250 лет европейской (и не только) жизни началась с так называемой Великой французской революции и потом, конечно, последствий революции 1917 года. В пьесе Тургенева «Месяц в деревне», которая сейчас поставлена в МХТ им. Чехова и в ближайшее время будет премьера и в Малом театре, есть такая реплика «Авангард и арьергард могут поменяться местами. Это зависит от направления». Я лично был бунтарем, но никогда не стремился стать революционером. И мне отнюдь не кажется, что думать о связи прошлого с настоящим – это консерватизм. Консерватизм – это когда ты хочешь закрепить, законсервировать определенную историческую ситуацию. Во мне лично этого совершенно начисто нет. И в этом смысле я во взглядах традиционалист. Напомню книгу Юрия Тынянова, которая называлась «Архаисты и новаторы», а первоначальное ее название было «Архаисты-новаторы». Потому что в каждом архаисте всегда есть новатор, в каждом новаторе живет архаист». Отвечая на вопрос руководителя курса актерского факультета Латвийской Академии Культуры режиссера Михаила Груздова о тенденциях в российской системе образования и, в частности, в театральном образовании, профессор Любимов отметил, что в подготовке артистов остается неизменной та же линия, что была и 200 лет назад, когда, собственно, и родилось театральное училище им. Щепкина. Другое дело, что театральное образование на глазах расширяется. И если во времена студенчества самого Любимова в ГИТИСе были только актерский, режиссерский, театроведческий и балетмейстерский факультет, то за последние десятилетия к ним добавились факультет музыкального театра, эстрадный, продюсерский. В Школе-студии МХАТ открылся постановочный факультет, а в ГИТИСе даже появились магистранты-драматурги. «Если говорить о тенденциях, то театральное искусство и театральное образование стало гораздо более технологичным. Но, мне кажется, что в условиях этой линии развития важно все-таки сохранить и в искусстве, и в образовании жизнь человеческого духа... Сегодня все актеры замечательно двигаются, они поступают в театральные вузы, будучи мастерами по бальным танцам, по фехтованию и так далее. Но при этом они гораздо менее словесны, к сожалению. Слово как логос, слово как смысл, слово как речь и слово как русский язык – это, конечно, очень важно. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», как писала Анна Ахматова. В нашем училище даже проходит конкурс для старшеклассников под таким названием. Я очень люблю этот конкурс и стою на стороне именно этой тенденции, но ей живется сейчас непросто. И в жизни, и в театре, и в образовании». Представители Русского Общества в Латвии не без гордости отметили, что в ВТУ им. Щепкина на протяжении последних десятилетий регулярно поступают молодые люди из Латвии, которые учатся по программе поддержки соотечественников за рубежом. И поинтересовались у ректора, отличаются ли латвийские студенты от студентов-россиян? Как их воспринимают в институте – как иностранцев или как своих? «Может быть, когда они только приезжают поступать, то поначалу сами себя чувствуют иностранцами... Но к cередине обучения, конечно, они все становятся абсолютно своими, и многие из них потом остаются здесь и работают в русских театрах, и даже в таких выдающихся, как Театр Вахтангова... Мне кажется, что отличает латвийцев от многих наших ребят - так это большая целеустремленность. Уж если они принимают такое решение – обучаться в иностранном государстве и обучаться в России – то это все-таки очень волевое решение”. Журналисты из Минска, в свою очередь, спросили у Бориса Любимова, есть ли у него связи с Белоруссией, и гость отметил, что неоднократно приезжал в Минск, был знаком с драматургом Андреем Макаёнком, а писателя Василя Быкова относит к разряду своих самых любимых. Отвечая на вопрос литовских журналистов о том, к чему сегодня больше тяготеет современный театр – к классике или авангарду и чем он отличается от театра заката СССР, Борис Николаевич представил в эфире недавно изданный 3-й том своих публикаций о театре периода 70-80-х годов и высказал мысль о том, что главное отличие состоит в том, что сегодняшний театр не ориентируется на современную драматургию. «Я вырос в писательском доме у метро «Аэропорт», где моим соседом по лестничной клетке был Виктор Сергеевич Розов. На три этажа выше жил Алексей Николаевич Арбузов. На лестничной клетке напротив Арбузова жил Александр Петрович Штейн. В соседнем подъезде – Леонид Генрихович Зорин, старейший драматург, скончавшийся в начале 2020 года. Эти люди в большой мере управляли в свое время театром. Они сами решали, какую из своих пьес они отдадут в Театр Вахтангова, а какую в Театр Маяковского... Когда началась перестройка 1986 года, в большой мере умами управляли драматурги Михаил Шатров и Александр Гельман. Это были влиятельнейшие люди. Сейчас ничего похожего нет... Сегодня в МХТ им. Чехова и Малом театре репетируется «Месяц в деревне», в РАМТе ставят «Горе от ума». Драматургией 20-30-х годов репертуарно занимается Сергей Женовач, в прошлом сезоне у него в МХТ вышел спектакль по произведению забытого, но замечательного русского писателя Сергея Клычкова, сейчас он репетирует Юрия Олешу. С одной стороны - это классика. С другой стороны, классика в абсолютно новом прочтении… Мне кажется, тем и интересен театр сегодняшний, что в нем очень много разнонаправленных тенденций. И каждый может найти себе свой путь, свой театр. Кто-то любит Богомолова, кто-то Серебренникова, кто-то Женовача и так далее. Мне очень интересно, каким будет театр середины 20-х годов, должно что-то прорваться, какие-то новые репертуарные и художественные идеи. Хочется верить, что из той молодежи, которая сейчас еще учится и которая уже вышла на сцену в 10-е годы, выйдет что-то значительное». Целый ряд вопросов Борису Николаевичу Любимову был адресован как отцу нового министра культуры РФ Ольги Любимовой. Тем более, что несколько дней назад исполнился ровно год с ее назначения. К слову сказать, родословная у семьи Любимовых уникальная. Отец Бориса Николаевича был известным филологом, который перевел на русский язык Мольера, Бомарше, Доде, Мериме, Мопассана, Пруста. Прадед был вологодским губернатором. Прапрадед – рязанским губернатором. Крестным отцом прабабушки был император Александр Второй. И, наконец, супруга Бориса Николаевича, Мария Вадимовна – внучка знаменитого актера МХАТ Василия Качалова. Откуда у Ольги Любимовой, выросшей в такой творческой семье, управленческие гены? Какие качества характера помогают ей в этой работе? И как воспринял Борис Николаевич известие о назначении дочери на столь серьезный пост? А если говорить о генах, то это точно не гены Василия Ивановича Качалова. Ответственность за пределами сцены – это было не его. И это также не гены моего отца, который всю жизнь проработал дома с литературными переводами. Скорее всего, моей дочери передались гены моего прадеда и моего прапрадеда, которые были губернаторами... Какие свойства характера ей помогают? Она очень трудолюбива и ответственна. Эти качества ей передались от очень многих членов нашей семьи. Сибаритов у нас в роду не было. Из меня мог бы получиться, но не получился. Все-таки приходится работать довольно много». В контексте события, связанного с тем, что в 2024 году исполнится 200 лет зданию Малого театра, Борис Николаевич рассказал очень интересную личную историю о нескольких рукопожатиях, которые могут перенести его в историю на два века назад. «Крестная мать моего отца, Маргарита Зеленина, дочь великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой. Отец, кстати, видел Марию Николаевну в 1926 году. А когда он приехал в Москву и учился в Институте новых языков, он жил в доме на Тверском бульваре, где сейчас находится музей Ермоловой. Он и меня совсем мальчиком привел в этот дом, и я там периодически ночевал с субботы на воскресенье. А когда после кончины Маргариты Николаевны ее квартиру превращали в музей, там обнаружили экспонат, на котором было написано «Боречкины ласты». Это были мои ласты! Потому что в этом доме были и мои ласты, и мои лыжи и так далее. Представляете, что я испытывал, когда стал директором Бахрушинского музея, в комплекс которого входит дом-музей Ермоловой, в котором я жил по субботам и воскресеньям. Вот вам и рукопожатие Марии Николаевны Ермоловой. Ну, а дальше все просто. Ермолова – это прямая связь с Щепкинским училищем. У нас есть зал, который мы называем Ермоловским. А Щепкин умер, когда Ермоловой было 10 лет. Вот вам и рукопожатие Михаила Семеновича! В будущем году, кстати, исполняется 200 лет, как его выкупили из крепостных, и он стал артистом московского театра». На вопрос, востребованы ли у молодого зрителя спектакли академического Малого театра, Борис Любимов ответил: «По посещаемости мы занимаем отнюдь не последнее место в городе Москве. И молодежь приходит. Вообще молодежь же очень разная. Она и всегда была разная. Скажем, я со своей любовью к культуре, к древности, к истории не был лидером в своем классе или на курсе, но я смог прожить эту жизнь, по возможности честно высказывая то, что я думаю и в 80-е годы, и в 70-е, и сегодня. Мне кажется, не надо обязательно плыть по течению вместе со всеми. Не живи в стае, не живи в социальных сетях - общайся там, но находи свое место». Есть ли в Щепкинском училище и Малом театре табуированные темы? - поинтересовались журналисты. Есть, - признался Борис Николаевич. И перечислил: порнография, призывы к насилию, унижение человека по расовому, национальному или вероисповедному принципу. «Эти табу не написаны у нас в уставе. Но кое-какие из них записаны в Конституции и некоторым людям не худо было бы туда заглядывать. Кроме того, мне кажется, что определенные табу должны быть у человека в крови и привиты в семье. В Щепкинском училище, к слову, невозможен заносчивый шовинизм. Уже много лет у нас обучаются целыми курсами и якуты, и башкиры, и горноалтайцы, и удмурты. Нет такой национальности и региона в составе Российской Федерации, а в свое время не было и в Советском Союзе, представители которых бы у нас не учились. У нас был и киргизский курс, и сейчас мы должны новый набрать, если все сложится. А с 90-х годов курсы южнокорейцев набираем. Поэтому на национальный шовинизм у нас, конечно, табу». Борис Николаевич Любимов называет себя человеком веселым, радостным и благодарным. Такое откровение он сделал на телеканале «Спас» в программе Владимира Легойды «Парсуна». А кому и чему вы благодарны? - поинтересовались журналисты в конце рижского эфира. «Я благодарен прежде всего Богу. Я благодарен за любовь к природе, за любовь к Божьему миру… За то, что мне удалось родиться в той семье, которая меня любила и которую я любил. Я благодарен за свою жену, с которой прожил сорок лет, за мою нынешнюю семью и дочку, и чудесных внуков. За моих друзей – старших, ровесников и тех, которым «20+». Благодарен за моих замечательных сослуживцев в разных местах. Благодарен за своих недругов, потому что они были не врагами, а просто не друзьями, и ничего уж такого плохого мне не сделали. В конце концов, я благодарен за то, что дожил до 74 лет, и я все-таки достаточно энергично работаю. К сожалению, уже не бегаю, а когда-то в горы ездил и получил значок альпиниста СССР. Благодарен за то, что встретился с вами и за то, что есть возможность сейчас хотя бы вот в таком режиме пообщаться с чудесными людьми из прибалтийского региона… ». В заключении Борис Николаевич признался, что когда ситуация с вирусом изменится, он был бы очень рад приехать в Ригу со своими студентами. В онлайн-встрече принимали участие бывший главный режиссер латвийского Дайлес театра и педагог Латвийской академии культуры Михаил Груздов, руководитель Русского Общества в Латвии Татьяна Фаворская, латвийские, литовские и белорусские журналисты. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят. |
|
|
Ваш комментарий