События

Борис Любимов: Сегодняшний театр не ориентируется на современную драматургию

Энрикас Наливайка, Nedelia.lt Источник (ссылка откроется в новом окне)

"Я в Вильнюсе не был 20 лет и по нему скучаю", - сказал известный российский театровед, театральный критик, ректор Высшего театрального училища имени М. Щепкина Борис Любимов, с которым медиаклуб "Формат А-3" провел онлайн-встречу.

Отвечая на вопрос о тенденциях в российской системе образования и, в частности, в театральном образовании, профессор Любимов отметил: "Театральное искусство и театральное образование стали гораздо более технологичными. Хорошо это или плохо – решать зрителю. Если кого-то эта технология, иногда подменяющая актерское мастерство, пленяет, значит, им хорошо. Но мне кажется, что в условиях этой линии развития, важно все-таки сохранить и в искусстве, и в образовании жизнь человеческого духа.

Второй чрезвычайно важный момент связан с тем, что сегодняшняя культура гораздо более пластична и музыкальна, нежели 50 лет назад, когда только в Театре на Таганке умели делать то, что сейчас делают все. Когда Марк Захаров поставил "Юнону и Авось" - это было огромным событием, а сейчас, кто только не ставил мюзикл. Сегодня все актеры замечательно двигаются, они поступают в театральные вузы, будучи мастерами по бальным танцам, по фехтованию и так далее. Но при этом они гораздо менее словесны, к сожалению. Слово как логос, слово как смысл, слово как речь и слово как русский язык – это, конечно, у нас сейчас на задворках. И то, что всегда считалось образцовой школой сценической речи Малого театра – над этим сейчас надо биться и работать".

 

 

Отвечая на вопрос о том, к чему сегодня больше тяготеет современный театр – к классике или авангарду и чем он отличается от театра заката СССР, театровед и театральный критик представил в эфире встречи недавно изданный 3-й том своих публикаций о театре периода 70-80-х годов и высказал мысль о том, что главное отличие состоит в том, что сегодняшний театр не ориентируется на современную драматургию.

"Я вырос в подъезде писательского дома у метро "Аэропорт", где моим соседом по лестничной клетке был Виктор Розов. На три этажа выше его жил Алексей Арбузов. На лестничной клетке напротив Арбузова жил Александр Штейн. В соседнем подъезде - Леонид Зорин, старейший драматург, скончавшийся в начале 2020 года. Эти люди в большой мере управляли в свое время театром. Они сами решали, какую из своих пьес они отдадут в Театр Вахтангова, а какую в Театр Маяковского. Если я видел, что в наш подъезд входят вахтанговцы, понимал, что они идут к Арбузову, и он будет им читать свою пьесу. Потому что драматурги устраивали читки своих пьес дома, а потом они читали их на труппе. Когда началась перестройка 1986 года, в большой мере умами управляли драматурги Михаил Шатров и Александр Гельман. Это были влиятельнейшие люди. Сейчас ничего похожего нет.

Сегодня в МХТ им. Чехова и Малом театре репетируется "Месяц в деревне", в РАМТе ставят "Горе от ума". Драматургией 20-30-х годов репертуарно занимается Сергей Женовач, в прошлом сезоне у него в МХТ вышел спектакль по произведению забытого, но замечательного русского писателя Сергея Клычкова, сейчас он репетирует Юрия Олешу. С одной стороны - это классика. С другой стороны, классика в абсолютно новом прочтении. Мне кажется, тем и интересен театр сегодняшний, что в нем очень много разнонаправленных тенденций. И каждый в общем может найти себе свой путь, свой театр. Кто-то любит Богомолова, кто-то Серебренникова, кто-то Женовача и так далее. Так люди и находят свое место.

Мне очень интересно, каким будет театр середины 20-х годов, должно что-то прорваться. Хочется верить, что та молодежь, которая сейчас еще учится и та молодежь, которая уже вышла на сцену в 10-е годы, что из нее тоже выйдет что-то значительное", - отметил Борис Любимов.


Наша справка

*Борис Любимов - театровед, театральный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР. Ректор Высшего театрального училища имени М. Щепкина. Заведующий кафедрой истории русского театра ГИТИСа. Профессор. Заместитель художественного руководителя Малого театра России.

*Родился в 1947 г. в Москве. Окончил театроведческий факультет ГИТИС им. А. Луначарского, затем - аспирантуру. Кандидат искусствоведения.

*Автор более 500 научных трудов, статей и монографий в области театральной критики, теории, истории русского театра и драматургии, литературоведения, религиозно - философской мысли и общественно-политической жизни России.

*Кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством IV степени", Кавалер Ордена Дружбы, Кавалер Ордена Почета.

*Отец министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

*Жена Мария Шверубович (ныне покойная) - внучка легендарного актера Василия Качалова, который родился и долгое время жил в Вильнюсе.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Борис Любимов

В День российского студенчества, 25 января, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась…… →

Фото
Видео
Статьи