События

04.02.2021, Для всех

Алексей Иванов

Фото

4 февраля в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с Алексеем Ивановым - крупнейшим российским прозаиком и киносценаристом, лауреатом целого ряда значимых литературных премий и автором более двадцати книг, изданных общим тиражом более полуторамиллиона экземпляров: «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Хребет России», «Ёбург», «Тобол» и др.

Каждая книга Иванова становится бестселлером, многие из них включены в учебные программы по литературе, по ним пишут научные работы, снимают кино. В конце января у писателя вышел в свет новый исторический роман и аудиосериал «Тени тевтонов», который уже успел войти в число самых обсуждаемых новинок 2021 года. Это и послужило информационным поводом для встречи Алексея Иванова со своими читателями из стран Балтии на тему «Современная русская литература: мост из прошлого в будущее». Кроме того, на следующий день после радио-видео-моста с писателем его новый роман, повествующий об истории Балтийских земель в переплетении эпох рыцарской готики и Второй мировой войны, поступил в крупнейшую книжную сеть Латвии «Полярис». И беседа с Алексеем Ивановым, соответственно, началась с презентации новой книги.

«Любую книгу можно считывать на разных уровнях сложности. Если брать уровень сюжета, то «Тени тевтонов» - это книга о событиях 1945-го года в Прибалтике, а точнее в Восточной Пруссии, в городе Пилау, который сейчас называется Балтийск и находится в Калининградской области. А если брать философский план - это книга о нашем взаимоотношении с историей. О том, что история имеет тенденцию к повторению. Но настоящая история – это всегда движение вперед. Если пользоваться терминологией из моего романа, движение вперед – это движение к Богу, а движение назад (то есть повторение) – это движение к сатане. И неважно, какими соображениями мы руководствуемся, когда хотим повторить историю».

Отвечая на вопрос о том, какие открытия сделал лично для себя Алексей Иванов во время творческих командировок в Калининград и в Польшу, писатель признался, что впервые побывал в Прибалтике, когда как турист приезжал в Ригу в 1989 году, а наиболее глубоко познакомился с балтийскими землями буквально 2-3 года назад: «Для меня все было тогда открытием – и природа, и история, и люди, и наследие. Все было удивительно, и передо мной открылся целый мир, дотоле мне неведомый».

Участвовавший в беседе представитель латвийской книжной сети «Полярис» в продолжение темы отметил, что когда рижские читатели-поклонники только услышали название «Тени тевтонов», то немедленно вообразили, что и Ливония не останется в этой книге в стороне (но, увы, в романе фигурирует только орденская Пруссия) и поинтересовался, не возникло ли у Алексея Иванова, который так впечатлился тевтонской темой, желания поездить по Латвии и Эстонии, по территориям Ливонского ландмайстерства Тевтонского ордена, чтобы написать еще один роман? Ведь история Латвии связана и с Иваном Грозным, и с русскими старообрядцами, и с Российской империей.

«Вот я так и знал, что меня об этом спросят. Но одному человеку всего не охватить. Эта тема настолько разнообразна и интересна, что ей надо целенаправленно заниматься практически с нуля. Ливонская часть Тевтонского ордена была насильно инкорпорирована в Тевтонский орден волей Папы Римского... Это, безусловно, очень интересная и во многом самостоятельная часть истории. Для её описания нужен отдельный подход и отдельный автор. Меня на это уже не хватит».

В контексте рассказа о романе «Тени тевтонов», в котором он обращается к теме Великой Отечественной войны, Алексей Иванов рассказал, что оба его деда воевали, и для него, как для любого внука ветерана, эта война связана как с гордостью, так и с болью. И, соответственно, его отношение к той войне никак не может быть пересмотрено.

«Вместе с тем я понимаю, что мое отношение – оно уже немного архаично. Дело в том, что у современных молодых людей, которые знают о Великой Отечественной по фильму «Т-34», и для кого эта война нечто вроде игры в танчики – вот у них отношение уже несколько иное. К тому же эти молодые люди - жители более обширного мира и пространства, нежели были мы в Советском Союзе в их возрасте. Для них Великая Отечественная – это уже часть Второй мировой войны. То, что для нас является нашей национальной трагедией, для них является общечеловеческой драмой. И я писал «Тени тевтонов», исходя из их восприятия. Это, на мой взгляд, очень важная художественная задача, быть может, она еще и не осмыслена обществом, во всяком случае культурой точно не осмыслена. Но это делать надо. Великая Отечественная уходит в прошлое, мы раскрываем свои границы, нам нужно пересматривать отношение к войне, но не в том смысле, что пересматривать итоги и прочие важные вещи, а просто формировать более целостное представление об этой части нашей истории».

К слову, в рамках этой встречи интересные факты о романе «Тени тевтонов» узнали не только слушатели, но и сам Алексей Иванов. Настоящим «сюрпризом» для писателя стала новость о том, что Украинское управление разрешительной процедуры и контроля за распространением издательской продукции Госкомтелерадио внесло в официальный перечень книг из России, запрещенных на ввоз в Украину, 310 произведений. Среди них издание 2018 года «Мастера и Маргариты» Булгакова, «История Российского государства» Акунина, переписка Николая Второго с Матильдой Кшесинской, романы Зощенко, Хлебникова, Полякова, Сенчина, детские книжки Остера. Под номером 309 в списке значатся «Тени Тевтонов» Алексея Иванова.

«В первый раз об этом слышу! Круто, конечно. Там вообще ни про Украину, ни про украинцев нет ни слова… Это просто глупость, ничем иным это объяснить невозможно. Глупость – вообще страшная сила. А сейчас – это главное зло в нашем новом нынешнем мире, мире новых коммуникаций. Потому что в традиционном мире, в 70-80-х годах прошлого века, глупость калечила мир, но все-таки не влияла на его суть. Сегодня с помощью информационных технологий глупость уже не калечит мир, а создает лживую, фальшивую картину мира. Поэтому глупость стала более опасна, чем она была прежде. И в данном случае этот украинский список – еще одно проявление глупости. Что тут сказать? Всю дорогу человеческая история по каким-то, зачастую даже абсурдным причинам, запрещает те или иные книги».

Могут ли писатели предвидеть будущее? Алексей Иванов уверен, что даже хорошо изучив и творчески погружаясь в историю, сделать это с точностью невозможно.

«Людям кажется, что история повторяется. Но на самом деле это не так. Я не историк, я писатель. У меня инструмент не факт, а образ. Я меняю свои концепции истории в зависимости от произведения, которое пишу. А концепций истории может быть много разных. Никто же не знает, что такое на самом деле история. Самое очевидное, так сказать, народное мнение, что история – это воля царей, князей, королей. Религиозная концепция истории – это воля Бога. По концепции Маркса – это борьба классов. По концепции Льва Толстого – ролевое движение народа. По концепции Льва Гумилева – всплески пассионарности, которые управляют жизнью народа. Еще существует концепция Ричарда Докинза, согласно которой история - это борьба информационных комплексов. Есть и постмодернисткая концепция Фоменко и Носовского, воплощенная ими в «Новой хронологии», где говорится, что история – это фейк и, что никакой официальной истории нет, а есть клонированный во многих обличиях рассказ об одних и тех же событиях, но помещенных в разные эпохи. И когда я пишу роман, я вынужден придерживаться той или иной концепции истории».

Вспоминая о том, что прошлом году на встрече с читателями в Риге Алексей Иванов сказал, что главная драма нашей эпохи - это не политические пертурбации, а взаимоотношения человека и Интернета, у писателя поинтересовались - к чему, на его взгляд, эти взаимоотношения могут привести в нынешних реалиях пандемии.

«Дело не в пандемии. Потому что в пандемию Интернет стал основным нашим способом коммуникации. А способ коммуникации и взаимоотношения человека и Интернета – это разные вещи. Дело в том, что когда для нас основным способом коммуникации становятся соцсети, формируется новый тип личности - когда для человека мерой всех вещей является он сам. То есть человек строит свою жизнь по стратегии самовыражения. И этот новый статус стратегии самовыражения как основного способа существования есть свидетельство перехода законов Интернета и законов онлайна в офлайн. То, что мы стали больше общаться через соцсети и мессенджеры из-за пандемии – это вещь преходящая, и, по большому счету, не очень важная для истории. Сейчас так, через некоторое время будет по-другому. А то то, что в реальной жизни мы начинаем жить по законам Интернета – это уже очень важно.

Если человек во главу картины мира ставит самого себя, а не совокупность мнений профессионалов в той или иной сфере деятельности и человечества вообще, то это разрушает систему иерархий. И в итоге выстраивается в такую систему иерархий, когда самое главное – это мнение самого человека. То есть, по сути дела, иерархии нет. А вся наша культура и вся наша жизнь – это и есть разные иерархии. Вот, скажем, что такое свобода? Это наличие множества иерархий, в которых человек может выбирать себе место по вкусу, по выгоде и так далее. В тоталитаризме иерархия только одна. При анархии иерархии нет вообще. Если мы отменяем институт иерархии, то мы во главу всего ставим свое собственное мнение, и в результате воцаряется хаос. И то, что мы начинаем жить по законам онлайна, свидетельствует о том, что наша жизнь двигается к хаосу, нарастает энтропия, и это очень нехорошо для человеческой культуры».

Будучи в далеком прошлом учителем, писатель также высказал свое мнение о том, что считает немыслимым дистанционное обучение в школах, которое, к слову, уже практически год действует в Латвии из-за пандемии.

«Школа – это всегда живое общение учителя с учеником, а в таком формате живого общения быть не может. Так думают все, кто так или иначе соприкасался с проблемой обучения. Все понимают, что обучение может быть только личным. А онлайн обучение – это дополнительная мера по борьбе с коронавирусом, но не более».

Поскольку в 2014 году Алексей Иванов был автором «Тотального диктанта», у него поинтересовались, что дал лично ему этот опыт.

«Я воспринимаю эту акцию не как проверку грамотности у участников акции. Я воспринимаю «Тотальный диктант» как некое гражданское заявление о том, что мы пишем по правилам и живем по правилам. Что наличие правил делает нас людьми. «Тотальный диктант» был для меня способом заявить, что наше человеческое общество должно подчиняться законам. Это важное гражданское высказывание».

Очень много вопросов было адресовано Алексею Иванову, как одному из самых востребованных современных писателей в кинематографе, чьи романы буквально друг за другом экранизируются. И через кино у него его есть своя связь с Латвией, поскольку в двух фильмах по романам Иванова центральные женские роли сыграли рижанки. Воспитательницу в фильме «Географ глобус пропил» - Евгения Крегжде, актриса театра Вахтангова. Пленную немку в картине «Тобол» - Агата Муцениеце, одна из самых красивых молодых актрис и телеведущих.

Алексей Иванов подчеркнул, что никогда не вмешивается в съемочный процесс картин по своим романам, поскольку считает, что фильм – это всегда отдельное произведение, и автор у фильма – режиссер. Среди любимых фильмов по своим книгам писатель отметил «Географ глобус пропил» Александра Велединского и сериал «Ненастье» Сергея Урсуляка.

«Лично для меня актеры, которые сыграли в этих фильмах - Константин Хабенский, Александр Яценко, Александр Горбатов, Александр Робак – даже заместили образы тех персонажей, которые у меня были, когда я писал роман. Это означает, что режиссер сделал все очень правильно, а актеры справились со своими задачами замечательно».

Алексей Иванов рассказал, что на сегодняшний день уже завершена работа над фильмом по роману «Общага-на-крови» (называться он будет просто «Общага»), премьера состоится в зависимости от ситуации с пандемией. Сериал «Пищеблок» тоже полностью готов, его покажут уже в мае. Картина «Сердце Пармы» на финальной стадии работы, премьера планируется в конце этого года. Кроме того, у Иванова уже купили права на экранизации других романов – «Блудо и МУДО» и «Золото бунта».

Еще ряд вопросов писателю адресовали в связи с новинкой минувшего 2020 года – книгой «Быть Ивановым», представляющей собой 15-летнюю переписку писателя со своими читателями в социальных сетях о том, как живет Россия и ее граждане. В частности, поинтересовались почему в этой книге нет ответа на вопрос, из каких идентичностей состоит сам Алексей Иванов?

«По национальной идентичности - я русский человек. По региональной - уралец. По конфессиональной - православный. А душевного равновесия я достигаю работой. Это, кстати, уральская горнозаводская идентичность – спасаться работой. Не деньгами, не властью, не славой, не пьянством, а именно работой».

Вспомнив, что в свое время Алексей Иванов в сотрудничестве с Леонидом Парфеновым сделал очень интересный документальный проект об Урале «Хребет России», писателя спросили, на какую тему ему было бы интересно снять еще один документальный фильм такого масштаба.

«Мне хотелось бы сделать большой документальный проект о восстании Пугачева. Поехать по всему кругу пугачевщины по всей России от Уральска в Оренбуржье до Царицыно, где восстание было подавлено. Вот этот проект, например, включал бы и Прибалтику, потому что главный сподвижник Пугачева Салават Юлаев сидел в тюрьме города Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Хороший замысел фильма у меня был о протопопе Аввакуме. Интересно было бы рассказать людям о 90-х годах в городе Екатеринбурге. И многие другие и демографические, и исторические явления в России здорово бы могли прозвучать…» Учитывая тот факт, что рукопись с автографом жития протопопа Аввакума была обнаружена в Риге, в старообряческой общине, такой проект мог бы включить в себя и этот латвийский сюжет.

Отвечая на вопрос о том, в чем заключается русский характер, гость сразу ответил, что представителей той или иной нации и культуры отличает система ценностей, а не темпераментов, к которым относится характер.

«Вот, например, пожар в доме русского человека. Что наш будет спасать в первую очередь? Детей! А если пожар в доме папуаса? Что он будет спасать? Правильно, жену. Потому что она может еще много детей ему нарожать. Вот это и есть разница ценностей. А разницы в характере - они естественные, природные. Есть, конечно, определенные национальные темпераменты. Но чем русский холерик отличается от французского? Оба сумасшедшие люди».

9 февраля Алексей Иванов будет презентовать «Тени тевтонов» в Кафедральном соборе Калининграда с 13-вековой историей: «Мне это очень приятно, и считаю, что этот роман, в первую очередь, я должен представить именно там - на той территории, на которой я его придумал, и где, с подачи местной областной научной библиотеки, заразился этой тевтонской заразой». Книжный праздник пройдет благодаря региональному министерству культуры и дирекции Кафедрального собора.

Писатель также выразил надежду, что в ближайшем будущем сможет приехать на встречу со своими читателями в Ригу.

«Я желаю всем жителям Латвии – и русским, и нерусским – больше знакомится с историей своей замечательной страны. Там каждый найдет для себя что-то близкое и интересное».

В онлайн-встрече принимали участие сотрудники латвийской книжной сети «Полярис», латвийские и литовские журналисты. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*