События

19.02.2021,

Игорь Угольников

Фото

18 февраля в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с Игорем Угольниковым - одним из сильнейших современных российских кинопродюсеров и режиссеров, сценаристом, телеведущим, академиком Международной академии телевидения и радио, руководителем студии «Военфильм» и создателем таких мощных военно-патриотических фильмов, как «Брестская крепость», «Батальонъ», «В июне 41-го».

Информационным поводом для радио-видео-моста послужили сразу два новых масштабных кинопроекта Игоря Угольникова, объединенных темой Великой Отечественной войны - картина «Учености плоды», рассказывающая о спасении пушкинского наследия во время немецкой оккупации, и военная драма «Подольские курсанты», повествующая о подвиге совсем юных ребят в битве под Москвой в октябре 1941-го.

Беседа на тему «Роль культуры в восприятии Родины» длилась почти час и была настолько глубокой и насыщенной, что практически каждую высказанную в ее ходе мысль можно было бы рекомендовать использовать школьным и вузовским педагогам для просветительской работы.

Поскольку в феврале традиционно чтут память Пушкина, а буквально несколько дней назад Игорь Угольников побывал в Пушкинских горах, где провел первый показ картины «Учености плоды», разговор начался с презентации этого фильма латвийской аудитории. Гость рассказал, что идея картины возникла у него во время съемок фильма «Батальонъ» в 2014 году, когда он случайно узнал историю о том, как во время немецкой оккупации Псковской области в Михайловское приехала из института Гёте некая фрау Шиллер – она водила по музею экскурсии и утверждала, что Александр Сергеевич Пушкин больше, чем только великий русский поэт.

«Фрау Шиллер была свято влюблена в русскую культуру, великолепно владела русским языком и для нее было очень важно сохранить в условиях той войны Пушкинский музей и само понятие «Пушкин» как для русских, так и для немцев. Однако, не все руководители канцелярии Вермахта были с ней согласны - по их мнению, у славян не могло быть вообще никаких гениев и, тем более, африканского происхождения.

Я хотел показать в картине то, что произведения Пушкина и сам его образ – это важнейшая часть нашей культуры. Что для русского народа Пушкин был и остается символом языка, культуры, причастности к своей стране. Что за Пушкина страдают и погибают. Что в его стихах находят поддержку, силу для творчества и жизнеутверждающую энергию русского духа. Это великий русский поэт, перед которым преклоняются даже враги. Символ борьбы и символ того, что у русских нельзя отнять. А немцы пытались отнять у нас даже это. Вот об этом будет картина. Она многослойна и непроста для восприятия зрителя».

Режиссер рассказал, что более всего его поразила в этой истории личность директора музея «Михайловское» Афанасьева, который пошел на предательство и остался работать при немцах, потому что для него было важно любой ценой сохранить музей и вещи Пушкина. Роль этого реально существовавшего человека Угольников сыграл в картине сам.

Cреди актерских работ режиссер особенно выделил исполнителей главных ролей Сергея Безрукова (режиссер уверен, что в таком образе его еще никто не видел!) и молодую русскую актрису австрийского происхождения Настасью Кербенген, которая сыграла фрау Шиллер.

«Буквально на днях мы сняли эпилог. Для нас было принципиально важно снять его в день дуэли Пушкина, в феврале, когда должен лежать снег. В прошлом году снежной зимы не было, и мы этого сделать не смогли. А в этом году чудесным образом светило яркое солнце, стоял совсем небольшой мороз и совершенно не было ветра. Была сказочная удивительная погода, как будто сам Александр Сергеевич нам ее подарил. Может так оно и есть».

Отвечая на вопрос, что значит лично для него Пушкин, Угольников ответил: «Мы можем сколько угодно спорить и говорить о том, что такое русский культурный код, но его незримая основа прежде всего заключена именно в произведениях Александра Сергеевича. У него во всех произведениях всегда все было не просто так и много что закодировано. И по этим кодам тоже можно изучать его поэзию. Русских ведь никогда нельзя понять до конца. У нас в картине на эту тему даже есть такой диалог, когда малообразованного человека спрашивают: «Вы читали стихи Пушкина?», он отвечает: «Зачем мне читать? Достаточно того, что я им горжусь». Это трудно понять. Надо быть русским, чтобы это понимать».

Игорь Угольников не скрывает - своими фильмами он сознательно провоцирует зрителя к осознанию своей истории и своей национальной идентичности.

«Даже не живя в России, мы остаемся русскими людьми. Это для нас свято. Мы рождаемся русскими и мы умираем русскими. И нужно помнить, что история у Руси великая, и ни в коем случае нельзя давать возможности кому-либо нашу идентичность и нашу историю переписывать. И уж тем более оскорблять. Помните фразу «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»? Ну, не надо к нам ни с мечом приходить, ни с обманом. Можно приходить с открытым сердцем. Можно вместе с нами растить хлеб и детей. Но надо понимать, с кем вы имеете дело».

Отправной точкой для своего творчества и русским культурным кодом на уровне кино Угольников считает классику советского кино. Режиссер, в частности, отметил, что, приступая к съемкам «Подольских курсантов», он сразу поставил задачу, что фильм должен достойнейшим образом встать на полку вместе с таким великим фильмом, как, например, «Они сражались за родину». Именно эта картина и стала референсом для «Подольских курсантов».

Тема Великой Отечественной войны для Игоря Угольникова свята, как для любого внука ветерана, а у режиссера оба деда были фронтовиками. Один из них жил и похоронен в Риге.

Второй дедушка Игоря Угольникова до недавних пор считался без вести пропавшим на фронте. Место его захоронения внук нашел в процессе работы над фильмом «Подольские курсанты».

«Эта история настолько на меня повлияла, что сейчас мы находимся в сценарном периоде создания будущего фильма о народном ополчении. Мой дед, мамин папа, пропал без вести осенью 1941-го года. Мы никак не могли узнать даже где и при каких обстоятельствах он погиб. Но, работая в архивах в Министерстве обороны, нам удалось не только разыскать могилу деда, но и вообще изучить его боевой путь. А самое главное потрясение произошло, когда я узнал, что в сентябре 1941-го он строил тот самый Ильинский рубеж для подольских курсантов и погиб 7 октября, когда курсанты взошли на этот рубеж. Он погиб в 40 км от этого места в деревне Глотовка Смоленской области. Первая дивизия народного ополчения тогда стала уже 60-й стрелковой дивизией, она выходила из окружения и имела более ста человек раненых, которые не могли идти сами, а нести их на руках не было возможности - и их решено было оставить в этой деревне. Когда немцы вошли в Глотовку, то заставили местных жителей выкопать огромную яму и в ней вместе с другими ранеными расстреляли моего деда. Я нашел старушку, которая была свидетельницей этого расстрела, ей сейчас 93 года. На месте расстрела мы поставили памятник, а сейчас вместе с поисковиками будем поднимать останки, перезахоранивать их в братскую могилу, которая находится в 10 км от этого места. В общем, я так понимаю, что мой дед сам привел меня к себе. Благодаря работе над «Подольскими курсантами» я это понял. Я его нашел».

Почему Игорь Угольников как режиссер, продюсер и сценарист работает именно в военной тематике? Почему открыл студию «Военфильм», когда, казалось бы, куда легче и приятнее было бы снимать жизнерадостные комедийные или мелодраматические картины?

«Первую половину жизни я занимался юмором - снимался в комедийных фильмах, на телевидении делал юмористические программы. Я об этом времени вспоминаю с удовольствием. Но все прошло. Я совсем иной. И для меня стало важно высказываться на тему стойкости русского духа и подвига наших великих предков прежде всего и потому, что ныне эта война продолжается (и я в этом уверен!). Я просто зашел на свой рубеж. Мне нужно защищать память предков. Потому что Великая Отечественная война и ее итоги теперь становятся неким геополитическим оружием, и подвиг советского солдата уничтожается. И сейчас все голоса, которые звучат с Запада, говорят о том, что чуть ли не американцы с англичанами победили красных и фашистов. И что Гитлер чуть ли не вместе со Сталиным воевал против цивилизованного мира… Эта война направлена прежде всего на молодых людей, на нынешнее поколение, которое взращено с помощью совершенно иной идеологии, и этому надо противостоять. Я стараюсь быть в своих фильмах максимально достоверным. Молодым нельзя врать. Сегодня, увы, многие мои коллеги, чтобы добиться большего интереса у молодых зрителей, стараются с ними заигрывать и достоверностью пренебрегают. А это путь ведет к тому, что наши западные коллеги побеждают.

... И когда я снимаю фильмы о войне, честно скажу, я не понимаю, как же они смогли выстоять в той страшной войне. Не только выстоять, но и победить! И показать всему миру свой русский дух, что так сейчас не нравится многим нашим коллегам».

По просьбе литовских журналистов гость также рассказал слушателям еще об одном кинопроекте «Военфильма» - альманахе «Время прощать. Время помнить. Первая мировая война», который создавал огромный интернациональный коллектив кинематографистов из России, Великобритании, Германии, Сербии, США, Франции и Турции.

«Все новеллы для этого фильма были сняты разными режиссерами и сделаны в разных жанрах. Можно посмотреть этот альманах в Интернете и убедиться в том, что война – это самое страшное испытание для людей. Что на войне все проявляют себя по-разному. Что война меняет психологию человека.

Не говоря о том, что про Первую мировую у нас вообще не принято было говорить, эта война считалась империалистической, история умалчивала о подвигах защитников Отечества той войны. А между прочим, в Первой мировой погибло около миллиона русских людей. А во что это вылилось в 1917-м году – уже следующий вопрос».

Отвечая, в свою очередь, на вопрос белорусских журналистов о том, как родилась идея снять фильм о Брестской крепости, Угольников признался, что когда энное количество лет назад Сергей Владимирович Степашин предложил ему возглавить телерадиовещательную организацию Союзного государства России и Белоруссии, он всячески отказывался, поскольку совсем не хотел становиться чиновником. «Но он нашел способ уговорить меня: «Ты рассказывал, что у тебя есть мечта снять фильм о защитниках Брестской крепости и вот у тебя для этого появился шанс». И мне удалось этим шансом воспользоваться и снять фильм с помощью наших белорусских коллег. Нам реально в этом помогли и Александр Григорьевич Лукашенко, и Владимир Владимирович Путин.

Сегодня Игорь Угольников готовится к съемкам фильма о народном ополчении - на базе «Военфильма» в Калужской области. Техническая сторона этой базы, как подчеркнул режиссер, очень стремительно развивается. Там даже построена взлетно-посадочная полоса, поскольку продюсер Игорь Угольников сейчас выпускает картину Тимура Бекмамбетова «Летчик Девятаев», и самолет из этого фильма уже стоит на базе и станет достопримечательностью комплекса «Военфильм».

Поскольку с 15 февраля 2021 года в Латвии остановлено вещание сразу шестнадцати российских телеканалов, то особенно актуальным для латвийских поклонников творчества Игоря Угольникова стал вопрос о том, планируются ли телеверсии премьерных фильмов «Подольские курсанты» и «Учения плоды» и на каких каналах.

«Фильм «Учености плоды», также как «Батальонъ» и «Брестская крепость», будет иметь 4-х серийную телевизионную версию и будет показан на Первом канале в День Великой Победы. Картина «Подольские курсанты» не имеет сериальной версии, но я очень надеюсь, что 5 октября, когда исполнится 80 лет со дня подвига подольских курсантов, в день их памяти мы сможем повторить в России кинопрокат нашего фильма. Ведь это же уникальная история – три тысячи пацанов были призваны 5 октября на защиту открытого Ильинского рубежа и остановили немцев! Две с половиной тысячи из них погибли, а ведь о них никто прежде не говорил. Они сотворили невозможное! Своей стойкостью они реально повернули ход войны. И немцы не вошли в Москву благодаря подвигу этих мальчишек».

В завершении встречи Игорь Угольников дал обещание латвийским зрителям, что как только закончится пандемия коронавируса, он с радостью приедет в свою родную Ригу и проведет в Латвии специальные премьеры своих новых фильмов.

В онлайн-встрече принимали участие латвийские, литовские и белорусские журналисты. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*