События
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: «Я ДОЛЖЕН ЗАЩИЩАТЬ ПАМЯТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ»9 мая 2021 года на российском Первом канале состоится премьера художественного фильма «Учености плоды», рассказывающего малоизвестную историю спасения пушкинского наследия в годы Великой Отечественной войны. Мало кто знает, что наша Рига – это второй родной город одного из сильнейших современных кинорежиссеров и продюсеров, сценариста и телеведущего, руководителя студии «Военфильм» и создателя мощных военно-патриотических фильмов («Брестская крепость», «Батальонъ», «Подольские курсанты»), заслуженного артиста России Игоря Угольникова. В столице Латвии жили его дедушка с бабушкой, отсюда уехал учиться в Москву его отец, а сам Угольников в школьные годы проводил здесь все свои каникулы, а когда стал кинематографистом, регулярно приезжал к нам представлять свои новые фильмы. Но пандемия, как известно, внесла свои коррективы. Потому в конце минувшего февраля Игорь Угольников встретился со своими латвийскими зрителями в уже привычном для нашего времени формате видео-моста. Беседа на тему «Роль культуры в восприятии Родины» проходила в эфире радио Baltkom в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3». А информационным поводом для нее послужили сразу два новых масштабных кинопроекта Угольникова - военная драма «Подольские курсанты», повествующая о подвиге совсем юных ребят в битве под Москвой октябре 1941 года, и картина «Учености плоды», посвященная малоизвестным страницам истории музея «Михайловское» в период немецкой оккупации в 1943-1944 гг. «Учености плоды», или Почему Пушкин – это наше всё Игорь Станиславович, вы только что побывали в Пушкинских горах, где провели первый закрытый показ фильма «Учености плоды». Расскажите, пожалуйста, об этой картине.
Это такая видимая часть айсберга нашего фильма. Главное, я хотел показать в картине то, что произведения Пушкина и сам его образ – это важнейшая часть нашей культуры, к которому ни в коем случае нельзя относиться как к отстраненному классику. Что для русского народа Пушкин был и остается символом языка, культуры, причастности к своей стране. Что за Пушкина страдают и погибают. Что в его стихах находят поддержку, силу для творчества и жизнеутверждающую энергию русского духа. Что это великий русский поэт, перед которым преклоняются даже враги. Символ борьбы и символ того, что у русских нельзя отнять. А немцы пытались отнять у нас даже это. Вот об этом будет картина. Она многослойна и непроста для восприятия зрителя. Вы всегда очень тщательно работаете над историческими документами при подготовке к съемках своих картин. А какие реальные эпизоды из военной истории Пушкиногорья произвели на вас самое сильное впечатление?
Мне кажется, что в целом актерский ансамбль в фильме сложился. Прежде всего хотел бы выделить уникальную работу нашего любимого актера и моего близкого друга Сергея Безрукова. В таком образе его еще никто не видел! И, конечно, открытием станет исполнительница роли фрау Шиллер Настасья Кербенген - русская актриса, выпускница ГИТИСа, но с австрийскими корнями. Я думаю, что у нее очень большое будущее. Еще выделю двух уникальных питерских актеров – Андрея Некрасова и Андрея Горбачева, которые сыграли друзей детства, один из которых стал полицаем, а другой партизаном. Фильм готов. Не могу сказать, что я полностью доволен. Я вообще никогда не бываю максимально доволен своей работой, однако, когда пишут: «Сделано Угольниковым», значит, это должно быть достоверно и эмоционально. Буквально на днях мы сняли для фильма эпилог. Для нас очень важно было снять его именно в день дуэли Пушкина, в феврале, когда должен быть снег. Как вы помните, в прошлом году зимы не было, и мы не смогли это сделать. А в этом году 10 февраля чудесным образом светило яркое солнце, стоял небольшой мороз и совершенно не было ветра. Была сказочная удивительная погода, как будто сам Александр Сергеевич нам ее подарил. Может так оно и есть. А что значит лично для вас Пушкин?
Мы можем сколько угодно спорить и говорить о том, что такое русский культурный код, но его незримая основа прежде всего заключена именно в произведениях Александра Сергеевича. У него во всех произведениях всегда все было не просто так и много что закодировано. И по этим кодам тоже можно изучать его поэзию. Русских ведь никогда нельзя понять до конца. У нас в картине на эту тему даже есть такой диалог, когда малообразованного человека спрашивают: «Вы читали стихи Пушкина?», он отвечает: «Зачем мне читать? Достаточно того, что я им горжусь». Это трудно понять. Надо быть русским, чтобы это понимать». По сути вы своими фильмами провоцируете зрителя к осознанию своей истории и своей национальной идентичности. Почему для вас это важно?
«Подольские курсанты», или Для чего надо снимать новое кино о Великой Отечественной Почему как режиссер, как продюсер, как сценарист вы работаете именно в военной тематике? Почему открыли студию «Военфильм», когда, казалось бы, куда легче и приятнее было бы снимать жизнерадостные комедийные картины?
Но все прошло. Я совсем иной. И для меня стало важно высказываться на тему стойкости русского духа и подвига наших великих предков прежде всего и потому, что ныне эта война продолжается (и я в этом уверен!) Я просто зашел на свой рубеж. Мне нужно защищать память предков. Потому что Великая Отечественная война и ее итоги теперь становятся неким геополитическим оружием и подвиг советского солдата уничтожается. И сейчас все голоса, которые звучат с Запада говорят о том, что чуть ли не американцы с англичанами победили красных и фашистов. И что Гитлер чуть ли не вместе со Сталиным воевал против цивилизованного мира. Эта война направлена прежде всего в молодых людей, в нынешнее поколение, которое за 20 лет взращено с помощью совершенно иной идеологии и этому надо противостоять. И в данном случае мое творчество сопряжено с этой борьбой. Поэтому я стараюсь быть в своих фильмах быть максимально достоверным. Молодым людям нельзя врать. Сегодня, увы, многие мои коллеги для того, чтобы добиться большего интереса у молодых зрителей стараются с ними заигрывать и достоверностью пренебрегают. А это путь ведет к тому, что наши западные коллеги побеждают. Возвращать доверие нашего зрителя крайне тяжело. Собственно, для этого и работает моя студия «Военфильм». И это не говорит о том, что я не хочу делать комедии. Я хочу и буду, наверное, их делать и сниматься в них. Но сейчас наступило такое лукавое время, в котором каждый сам себе специалист, причем в областях разных. Когда и учиться не надо, и на прежних смотреть не надо. У меня на эту тему была смешная фраза в «О-бана»: «Посмотри на яйца – они две минуты варятся, а уже такие крутые». Сегодня все очень быстренько варятся и все крутые. А вино должно дозреть, иначе глупость происходит… Я рад, что Бог так все устроил, что я могу сейчас заниматься по-настоящему любимым делом. Подспудно у меня всегда было желание снимать военное кино. И когда я прочитал книжку Сергея Смирнова «Брестская крепость», мне было лет двенадцать, и я был потрясен темой выбора, который в определенных обстоятельствах должен делать человек. Как поступить в ситуации, когда ты обречен, ты никому не нужен, фронт ушел далеко-далеко, у тебя нет патронов и тебе говорят: «Все, сдавайся», нет смысла стоять до конца!? И кто-то встает в полный рост и принимает пулю в грудь, кто-то сдается (к сожалению, было и такое), а кто-то принимает решение стоять до конца. И вот этим своим решением приближает 9 мая 45-го года. Оказывается, один человек может повернуть историю! Здесь очень важен тот самый русский дух, о котором мы с вами говорим. Этот русский дух и победил в Великой Отечественной. И когда я снимаю фильмы о войне, честно скажу, я не понимаю, как же они смогли выстоять в той страшной войне. Не только выстоять, но и победить! И показать всему миру свой русский дух, что так сейчас не нравится многим нашим коллегам. Насколько легко вам было находить общий язык с молодыми актерами, которые снимались в «Подольских курсантах» и как в целом решался вопрос их «погружения» в материал?
А какие советские фильмы являются отправной точкой для вашего творчества? Важно ли вообще для художников наличие авторитетов?
А если говорить о моих любимых советских фильмах – это «Белое солнце пустыни», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Любовь и голуби». Все те картины, которые мы с вами знаем наизусть, а когда видим любую из них на экране телевизора, то остаемся смотреть до конца. Ибо невозможно не сделать это. В ходе съемок «Подольских курсантов» вы нашли место захоронения своего дедушки, который считался без вести пропавшим на фронте Великой Отечественной. Как это случилось и как эта история на вас повлияла?
Вместо эпилога. Полезная информация для любителей кино Сегодня Игорь Угольников полным ходом ведет работу по подготовке съемок фильма о народном ополчении - пишется сценарий, отрабатываются локации, которые также, как и в фильме «Подольские курсанты» будут происходить на базе «Военфильма» в Калужской области. Техническая сторона этой базы, как подчеркнул режиссер, очень стремительно развивается. Там даже построена взлетно-посадочная полоса, поскольку продюсер Угольников сейчас выпускает картину Тимура Бекмамбетова «Летчик Делетаев» и самолет из этого фильма уже стоит на базе и станет достопримечательностью комплекса «Военфильм». Поскольку с 15 февраля 2021 года в Латвии остановлено вещание сразу шестнадцати российских телеканалов, то особенно актуальным для латвийских поклонников творчества Игоря Угольникова стал вопрос о том, планируются ли телеверсии премьерных фильмов «Подольские курсанты» и «Учения плоды» и на каких каналах.
|
|
|||||
|
Ваш комментарий