События

Кинорежиссер Наталья Бондарчук: «Я нигде не играла в поддавки»

Диана Шибковская, МЛЫН.BY Источник (ссылка откроется в новом окне)

Кинематограф, как никакой другой вид искусства, наглядно и ярко фиксирует и отражает время, дух и атмосферу эпохи. Почему режиссеры выбирают те или иные сюжеты? Насколько отвечают они сегодня запросам нашего зрителя? И есть ли фильмы, которые оставляют неизгладимый след в жизни? Об этом и многом другом рассказала советская и российская актриса, кинорежиссер, сценарист, заслуженная артистка РСФСР и заслуженный деятель искусств России Наталья Сергеевна Бондарчук. Встреча с ней состоялась в международном медиа-клубе «Формат А-3» и прошла в виде конференцсвязи.

О современном кинематографе

Недавно Наталья Бондарчук со своей подругой Татьяной Семеновой, которая руководит фестивалем русского кино «Сол» («Солнце») в Испании, в Торревьехе, пошли в российский кинотеатр, сразу на две картины — «Конек-горбунок» и «Пальма». Причем музыку к обоим фильмам вместе с другими композиторами писал сын Натальи — Иван Бурляев. Поэтому она кино не только внимательно смотрела, но и слушала. Кинорежиссер поразилась масштабу «Конька-горбунка», потому что получился настоящий блокбастер со стильной графикой, там даже гжель просматривается. «Не знаю, понравилось бы это Пушкину или Ершову, но то, что современному зрителю это нравится, я видела», — сказала Наталья Бондарчук. Она и сама мечтала в свое время поставить эту сказку.

«И вторая картина — «Пальма» — совершенно другая. Затрагивающая такие интимные и трогательные чувства человека. Причем, это настоящая история… Многие ее помнят: когда собака, оставленная в аэропорту, стала ждать хозяина. И как бы ее ни выгоняли, она приходила и смотрела, когда же появится хозяин? У собаки такие выразительные глаза, и так великолепна игра актеров!.. Не буду рассказывать сюжет. Но Ваня меня предупредил, что понадобится платочек. Я его взяла и плакала. Эти картины, конечно, останутся в нашей памяти, и я очень советую пойти на оба фильма всей семьей», — поделилась впечатлениями Наталья Сергеевна.

Практически все, кто пишет актрисе, спрашивают ее об одном: почему сегодня не снимают таких картин, как в Советском Союзе? И не только люди старшего и среднего возраста, но и 40-летние, которые застали то время. То есть, советский кинематограф запомнился им больше. И он действительно был очень разнообразный, выходило огромное количество кинолент для взрослой аудитории и великолепные детские сказки, например, Александра Роу.

«У нас был и Тарковский, «Солярис» — это особая стезя в моей жизни. И в то же время у нас были Гайдай, Рязанов. Люди помнят эти фильмы, они постоянно идут по центральному телевидению, — говорит Наталья Бондарчук. — На мой взгляд, они были ориентированы на душу каждого. Для меня — очевидный факт, что мы что-то потеряли. Потому что я смотрю все современные фильмы, благодаря моим замечательным детям. Например, «Т-34» — о войне. Я видела о Джанибекове прекрасную картину, музыку к которой писал мой сын — «Салют-7». Я смотрела очень разные фильмы на фестивалях. Но они почему-то обходят наше время. Современных картин, поднимающих современные, серьезные проблемы, практически нет. Они есть в короткометражках, в мини-формате».

О Беларуси и фестивале «Листопад»

Наталья Бондарчук часто приезжала в Беларусь до пандемии, в том числе, на фестиваль «Листопад», привозила свои фильмы на премьеру. Страну нашу любит — объездила ее вдоль и поперек. На международном кинофоруме православного кино «Золотой Витязь» получила приз Президента Беларуси Александра Лукашенко за картину «Пушкин. Последняя дуэль».

«Потом я сняла большой фильм «Тайна Снежной королевы», который в России посмотрели многие, но она почему-то не шла в Беларуси. Что случилось, почему это произошло — не мне судить. Но мне бы хотелось картину, которую я делаю сейчас, — да, далеко не блокбастер, — «12 месяцев» по мотивам сказки Маршака показать белорусским зрителям», —сообщила Наталья Бондарчук.

О Никите Михалкове

Наталья Сергеевна также прокомментировала недавнее заявление кинорежиссера Никиты Михалкова, который предложил лишать гражданства тех, кто призывает ввести антироссийские санкции. Бондарчук призналась, что всегда с интересом слушает его программу «Бесогон».

«Понимаете, эта фраза Михалкова звучит немного вырванной из контекста. Нужно рассматривать в целом, что сейчас творится с нашими странами — я все-таки объединяю и Беларусь, и Россию в этом плане. Белая Русь и наша Русь очень близки. И эта ситуация, которая побудила так сказать нашего Никиту Сергеевича… Ну, не надо выступать против нашей страны, находясь здесь и кушая наш хлеб. А если вы уж сидите там, за бугром, так и вещайте там. Но, когда вы находитесь здесь, на нашей земле, пожалуйста, живите по нашим законам, признаете вы их или нет… Мне кажется, что об этом речь. И вообще, Никита Сергеевич поднимает такие злободневные темы, ну, например, вот с номером, который нам присваивается вместо имени и т.д. Я была тоже против», — пояснила Наталья Бондарчук.

О романе с Андреем Тарковским

В свое время Наталья Бондарчук чуть не связала свою судьбу с Андреем Тарковским.

«Мы с Андреем были в Риме, где несколько раз с ним до этого бывали, встречались с Федерико Феллини и т.д. Да, было взаимное увлечение, но ни разу я не чувствовала, что я стану женой Андрея Арсеньевича. Хотя его память всегда со мной (показывает фото — Прим.). Вот мы здесь такие счастливые, молодые, мне 22 года на Каннском фестивале. Я познакомилась с мировым кинематографом тогда. Это было такое взросление… Очень счастлива, что у меня был этот период в жизни и потом, после «Соляриса», я 50 стран объездила с картиной. Так часто летала, что не успевала домой забежать, мне мама чемодан с чистыми вещами привозила прямо в аэропорт, — вспоминает Наталья Сергеевна. — Я очень хотела Андрея навестить, когда он болел и лежал в клинике, а меня из автобуса не выпустили представители КГБ».

Напомним, Тарковский умер 29 декабря 1986 года в Париже на 55-м году жизни от рака.

О Пушкине, Гоголе и русских писателях

Наталья Бондарчук всю жизнь занимается любимым делом, продвигая тему русской культуры. Она сняла фильм «Пушкин. Последняя дуэль», документальный фильм «Любовь и правда Фёдора Тютчева». Мечтала сделать картину о Лермонтове.

«Я нигде не играла в поддавки, — поясняет кинорежиссер. — И когда в Калифорнии показала фильм «Пушкин. Последняя дуэль», а там были собраны потомки Пушкина, они кинулись ко мне и сказали: «Это версия, которую нам рассказывали наши бабушки и дедушки». Тогда я познакомилась с Сашей и Машей Пушкиными — это прямые потомки Александра Сергеевича. И для меня это было важнее всего. Не критики наши доморощенные, которые сказали: «А почему ты снимаешь Сережу Безрукова, у него голубые глаза, а у Пушкина были черные? Я говорю — вы, дурни, почитайте сначала, что у Александра Сергеевича были голубые глаза, а потом вещайте, как я должна снимать Пушкина».

После этой киноленты в 2009 году Наталья Бондарчук успела снять кинофильм «Гоголь. Ближайший» на родине писателя. И она отрицательно относится к тому, что сейчас с экрана смакуются подробности личной жизни литературных гениев — Гоголя, Чайковского, Достоевского и многих других.

«Гоголь от чего страдал в последние годы жизни? Он как бы предчувствовал, что написал вещь! Повесть «Вий», например, — произведение, которое он бы хотел исправить. Он даже думал переплавить героев «Мертвых душ» в позитивных людей. У него не получилось ничего. Потому что уже написанные герои стали сопротивляться. Вот Плюшкин как бы говорит: зачем я поеду строить церкви — нет, меня по-другому написали. И когда писатель понял, что эти персонажи уже принадлежат какому-то другому миру, другому измерению, он ужаснулся. Он понял, что такое сгусток мысли. Поэтому, конечно, это очень опасно, когда мы берем, придумываем какую-то биографию и так далее, — уверена Бондарчук. — Этим самым мы, конечно, работаем против культуры. Я против такого волюнтаристского отношения к нашим великим людям. Но я за то, как, например, Миронов потрясающе сыграл Достоевского. И в «Идиоте» он потрясающе сыграл! Вот я за такие фильмы. Но там, где они, простите, напоминают сказки Гофмана — мне это никак не подходит. Но, может быть, другим интересно?».

О сказках для детей

Наталья Бондарчук много работала в детском кинематографе. Но сейчас, по ее мнению, детские фильмы практически исчезли. «Помню, когда я сделала фильм «Детство Бэмби», его посмотрело 7 миллионов детей сразу, в первые недели. У нас ни один блокбастер так не смотрится. Почему? В каждом дворе были детские кинотеатры… А сейчас нет ни одного кинотеатра, специально, для детей. Они растворились во взрослом кино», — сожалеет кинорежиссер.

Если бы у Натальи Сергеевны сегодня была возможность снять фильм на средства, выделенные из бюджета Союзного государства, она бы «занялась созданием киноленты незамедлительно». Причем темой, которая объединяет народы России и Беларуси, могла бы стать сказка.

«У меня даже был проект один, после Угольникова (фильм «Брестская крепость» — Прим.) я планировала сделать совместно с Беларусью фильм о Гагарине, поскольку у нас была тогда единая страна, но она распалась. Честно говоря, сейчас я бы вместе с кинематографистами Беларуси с удовольствием бы поставила сказку. Вот сказок не хватает! Это дорогостоящая вещь! Да, я сейчас снимаю «12 месяцев», у меня там нет ни одной сцены с компьютерной графикой, потому что нет средств... Но для детей надо делать сказки. Они объединяют все народы. Я бы с удовольствием сняла сейчас и с тем же Китаем, с Испанией что-то такое. Потому что, кто не хочет, чтобы у них были добрые дети? Чтобы они прекрасно относились к окружающей среде? А все это есть в сказках наших. И в белорусских сказках это есть, они очень близки с русскими. Ну, давайте подумаем о детях», — попросила кинорежиссер.

О гениях

Наталья Сергеевна хорошо знает многих знаменитых людей лично. Некоторых из них, по ее словам, она могла бы назвать гениальными.

«Считаю, что гениальный человек был Андрей Арсеньевич Тарковский. Без сомнения. Я думаю, что очень близка была к гениальности Лариса Шепитько. Ну, это мой любимый режиссер женщина. Я думаю, что были великие наши актеры. Пройдет какое-то время, и мы так скажем о Василии Семеновиче Лановом, потому что это был гениальный актер и человек — я общалась с ним, знаю, что это за колоссальный масштаб личности! Но, к сожалению, посредственности легче живется, — констатирует Наталья Бондарчук. — Константин Циолковский написал маленькую книжечку — называется «Горе и Гений», в которой он сказал, что гении все несчастны, потому что они обгоняют свое время, тяжелы в общении, в семье, потому что они обижают своим талантом окружающих. Когда творила, например, Марина Цветаева, ее окружение могло признать в ней гения?.. Она пишет интересную вещь, вслед за Циолковским: «Есть гениальное взрослое творчество. И есть детское творчество». Таким образом она приравнивает творчество гениев к творчеству детей. Они пока все гениальны. Им нужно только помочь развить эту гениальность», — полагает Наталья Бондарчук.

О русской культуре

Такое впечатление, что сейчас мы все находимся в зоне турбулентности: закрываются русские телеканалы, притесняют язык, нападают на православие. Как не потерять в этом бушующем мире нравственно-моральные координаты и опоры?

«Лично мы не участвуем в этой турбулентности. Я опираюсь на ту культуру, которую мне привили с детства. Помню, как поднимала детские глазки и видела — Пушкин стоит на полочке. Слушала музыку гениальную и так далее. Нас это не коснется, но может затронуть наших детей. То, что происходит сейчас в Украине, меня больше всего волнует, потому что я наполовину украинка. И когда там идет борьба с русским языком, я в ужасе. Я даже сняла фильм «Лично меня касается» на эту тему. Думаю, что нас — белорусов и россиян — это не коснется только потому, что мы твердо отстаиваем нашу культуру. Которая не меняет полов, не одевает мужиков в бантики и голубого цвета штанишки, которая не будет признавать браки между мужчинами или женщинами. Это все нам не нужно, это все нам пытаются навязать! А защитой может быть только одно: общая для нас культура, которой гениальные люди нам уже проложили будущее на тысячелетия вперед», — подчеркнула в завершение разговора кинорежиссер Наталья Бондарчук.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Наталья Бондарчук

«Великий советский кинематограф был ориентирован на душу каждого. Для меня очевидный факт, что мы что-то потеряли. Я смотрела замечательный «Т-34», прекрасную картину…… →

Видео
Статьи