События

Известная российская актриса Наталья Бондарчук рассказала о жизни, кино и силе искусства

Татьяна Гремешкевич, «Гомельская правда» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Наталья Бондарчук – известная российская актриса, кинорежиссер, сценарист, дочь двух народных артистов СССР – Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. Наталью Сергеевну прославила картина Андрея Тарковского «Солярис», которая в 1972 году получила специальный Гран-при Каннского фестиваля и вошла в список шедевров мирового киноискусства. Как режиссер полюбилась зрителю после выхода фильма «Детство Бемби».

Недавно Наталья Бондарчук стала гостьей онлайн-мероприятия, которое для журналистов из разных стран проводил Международный медиа-клуб «Формат-А3». Во встрече участвовала и корреспондент «Гомельскай праўды»

Собеседница охотно рассказала о своей жизни и любимом деле. Сразу отметила, что очень любит Беларусь, часто бывала на фестивале «Листопад», объездила нашу страну вдоль и поперек со своими картинами. Больше всего ее поразило, как много людей пришло на премьеру ее фильма «Пушкин. Последняя дуэль» в Минске. Вместо одного запланированного сеанса его показали два раза. Гомель также встретил ее аншлагом. «Это ли не чудо!» – с восторгом говорит Наталья Сергеевна.

Большим достижением нашей страны считает то, что у нас сохранились государственные кинотеатры и снятые белорусскими режиссерами фильмы в приоритетных показах. Она рада, что у нас делают фильмы для детей. Как режиссер хотела бы совместно с белорусскими коллегами поставить сказку и показать нам свой новый фильм «12 месяцев», над которым сейчас работает.

О советском кинематографе

– Я активный блогер, у меня 25 тысяч подписчиков, и часто мне пишут о том, что сейчас нет таких картин, как в Советском Союзе. И говорят об этом не только люди моего возраста, но и молодые. В те времена у нас был разнообразный кинематограф, великолепные детские фильмы, сказки. Когда иду по «Мосфильму» и вижу фотографии известных людей, радуюсь, что многие прошли через мою жизнь. Среди тех, кто тогда творил, точно есть гении. Это Андрей Тарковский, думаю, что очень близка к этому Лариса Шепитько – мой любимый режиссер женщина. Среди великих актеров хотелось бы отметить Василия Ланового. Он и человеком был прекрасным, и масштабной личностью. Говорят, что гении несчастны, так как обгоняют свое время, а их талант обижает окружающих. К примеру, когда жила Цветаева, могло ли ее окружение признать ее гениальность?

Фильмы, которые снимал мой отец Сергей Бондарчук, а он еще и 60 ролей сыграл, и сейчас в обойме. В чем же дело? На мой взгляд, они ориентировались на душу каждого человека. А сейчас очевидно: мы что-то потеряли.

О сериалах

– Cмотрела замечательный «Т-34», прекрасную картину «Салют-7», да и много других добротных работ на разных фестивалях, но они почему-то не о нашем времени. Глубоких, больших, достойных полнометражных картин, поднимающих серьезные проблемы современности, к сожалению, нет. Практически исчезли детские ленты. Помню, когда сняла «Детство Бемби», его в первые недели посмотрели семь миллионов детей. Не каждый блокбастер может такими цифрами похвастаться.

Конечно, не все плохо в нашем кинематографе. В России снимают серьезные исторические фильмы. Современное кино сместилось в сторону сериалов, но это нормально. Хочу сказать, что умные, интересные, качественные работы смотрю с огромным удовольствием, например, сериал «Годунов». Мой двоюродный брат Андрей Малюков снял потрясающий многосерийный фильм о Распутине «Григорий Р.» с Владимиром Машковым в главной роли. А как великолепно Евгений Миронов сыграл в «Идиоте» и «Достоевском»!

Но хочется и в кино ходить. Недавно с подругой посмотрели две картины, музыку к которым, к слову, написал мой сын Иван Бурляев. Поразилась масштабу «Конька-Горбунка» – фильм с потрясающей компьютерной «исторической» графикой. Отдельно хотелось бы сказать о трогательной картине «Пальма». Это история о собаке, оставленной в аэропорту, которая осталась ждать хозяина, как бы ее ни выгоняли. Невозможно забыть выразительные глаза четвероногого друга и, конечно, великолепную игру актеров. Советую посмотреть эти фильмы всей семьей.

О судьбоносном «Солярисе»

– «Солярис» – особая стезя в моей жизни, и я очень откровенно рассказала об этом периоде жизни и отношениях с Тарковским в своей книге «Единственные дни». Объездила с этим фильмом 50 стран, познакомилась с мировым кинематографом. График был настолько плотный, что не успевала домой забежать, мама чемодан с вещами привозила прямо в аэропорт. Незабываемой была поездка на Каннский кинофестиваль, встреча в Риме с Федерико Феллини. Это было такое сильное взросление, а ведь мне тогда было всего 22 года.

На том, чтобы именно я сыграла роль Хари, настаивал актер Донатас Банионис. Работалось с ним прекрасно, у нас были дивные отношения, он ко мне очень искренне относился. Всегда, когда звонил, узнавала его с первых секунд по дыханию. В моем документальном фильме «Встречи на Солярисе» есть эпизод, как я с цветами приезжаю к нему в вильнюсскую квартиру, и мы много говорим, вспоминаем наши поездки, встречи с известными людьми. Он из тех актеров, кто много читал, был верующим человеком, католиком. Меня всегда восхищало его отношение к жене и сыну. С ними я тоже подружилась.

О смаковании жизни выдающихся людей

– Мне кажется, что для страны я выполнила свой долг – сняла фильмы о Пушкине, Гоголе, Тютчеве. И ни в одном из них не играла в поддавки со зрителем, не завлекала их скандальными фактами. Когда в Калифорнии состоялась презентация картины «Пушкин. Последняя дуэль», потомки великого поэта мне сказали: вот именно так о нем нам рассказывали бабушки и дедушки. И для меня услышать их мнение было важнее, чем отзывы доморощенных критиков, которые упрекнули, что я снимала голубоглазого Безрукова, в то время как у Пушкина глаза были черные, что на самом деле неправда.

Когда снимаю кино о выдающихся личностях, акцент делаю на важных, глубоких вещах. Гоголь в последние годы жизни хотел «переписать» некоторые свои произведения, переплавить героев «Мертвых душ» в позитивных людей, но не получилось: уже написанные герои стали сопротивляться. И когда он понял, что они принадлежат другому миру, измерению, ужаснулся. Но все можно перевернуть и извратить. Мне не нравится, когда с экрана смакуют подробности жизни наших выдающихся людей, показывают их как в сказах Гофмана, это говорит о том, что идем против культуры.

О российских местах силы

– Очень люблю бывать на Алтае – вот где истинное место силы, потрясающая природа, замечательные люди. А еще на Байкале с его неописуемой красотой, голубыми льдами. Как-то была в одном местечке, где есть старая деревянная церковь. Прихожу туда, а матушка говорит: знаете, чем знаменито это место? Подумалось, что расскажет об истории, но нет, – о том, что здесь снимался эпизод «Звезды пленительного счастья», в котором я играла. Была счастлива, что об этом помнят. Приезжаю в эти края в качестве жюри на Байкальский международный арт-фестиваль «Виват талант» и поражаюсь, какие замечательные театральные постановки ставят молодые режиссеры. Мы посмотрели «Пеппи Длинныйчулок», «Молодую гвардию», разно­образные спектакли, мюзиклы. Дети играют потрясающе, педагоги замечательные. На душе становится хорошо, что таких артистов здесь взращивают. И все это наше могучее культурное пространство.

О любимой бабушке

– Меня воспитала бабушка Анна Герман, она была сибирской писательницей. Уехала из Новосибирска, чтобы помогать моей маме, когда она стала известной артисткой. Что мы с бабушкой только ни делали, вспоминаю, как ходили в лес за грибами. От нее мне передались литературные способности. Пишу книги о своей жизни и родителях, недавно выпустила полную биографию папы «Сергей Бондарчук. Лента жизни». Сама пишу сценарии. Когда получила премию по литературе «Золотое перо Руси» за сценарий к фильму «Гоголь. Ближайший», мысленно поблагодарила бабушку: «Это наша с тобой победа». Счастлива, что в моей жизни был такой человек. Мама с бабушкой более 50 лет вместе в Москве прожили. У меня было удивительное детство, встречи с известными личностями, к примеру, в четыре года познакомилась с Корнеем Чуковским.

Об украинской турбулентности

– Опираюсь на ценности, которые мне привили с детства, когда поднимала глазки и видела на полке прекрасные книги, слушала гениальную музыку. То, что сейчас происходит на Украине, очень меня волнует, так как наполовину я украинка. В ужасе от того, что там идет борьба с русским языком. На эту тему сняла фильм «Лично меня касается». Уверена, что ни нас, ни белорусов подобные события не коснутся, потому что мы твердо отстаиваем свои ценности, не меняем пол, не одеваем мужиков в бантики. Это все нам не нужно, это все нам пытаются навязать. А защитой может быть только одно – общая для нас культура, где гениальные люди проложили будущее на тысячелетия вперед.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Наталья Бондарчук

«Великий советский кинематограф был ориентирован на душу каждого. Для меня очевидный факт, что мы что-то потеряли. Я смотрела замечательный «Т-34», прекрасную картину…… →

Видео
Статьи