События

06.05.2021,

Вадим Шмелев

«В советское время сценаристы и режиссеры при работе над картинами опирались на огромный пласт очень сильной, великой военной литературы. Понятно, что материал, который заложен в книгах и написанный теми, кто прошел фронт и тяжелые испытания, куда более убедительный, чем тот, который имеется в распоряжении у режиссеров сегодня. Сделать картину более мощную, честную, откровенную, чем картины наших классиков, – задача архисложная», – с этих слов начал встречу в Международном медиаклубе «Формат А-3» известный российский режиссер и сценарист Вадим Шмелев.

«Советские и новые фильмы о войне: в чем разница?» – так звучала тема беседы, на которую на площадке ZOOMа пришли поговорить журналисты и поклонники хорошего кино из разных стран.

«Иногда заявляют, что в военных фильмах той поры слишком сильно выпирала именно идеология, зато сейчас все нормально. Если честно, не уверен, что это хорошо. Потому что, когда идеологии нет, появляются картины, где полно исторических «ляпов», нелепых домыслов и даже прямой лжи по поводу тех событий. Посмотрит молодежь такое кино и будет уверена, что на войне были одни сплошные дезертиры и предатели. Как же мы тогда смогли разгромить сильнейшую в мире армию?» – задал режиссер риторический вопрос.

Выступающего поддержали его, заявив, что авторы таких картин должны нести по закону ответственность за откровенные исторические манипуляции, за то, что своей ложью отравляют сознание молодежи, рассказывая не о настоящей правде войны, а о грязных фантазиях, родившихся в головах авторов.

«Я не за то, чтобы что-то скрывать, но, когда речь идет о войне, хочется показать именно источники, корни подвига, который наш народ совершил. Такова по крайней мере была наша задача на съемках «Подольских курсантов», – поддержал Вадим Шмелев собеседников. – Мы писали сценарий, имея на руках много материала – архивы, видеозаписи участников… Я изучал документы и думал: неужели никто из трех с половиной тысяч необстрелянных пацанов, когда вражеские танки приблизились на расстояние выстрела, не испугался и не убежал? Нет, не убежал! Среди курсантов были белорусы, украинцы, русские, евреи… Никто не струсил! Имеются тонны военных отчетов, которые писались каждый день. Фиксировалась вся бухгалтерия – сколько пошло на рубеж, сколько погибло, сколько похоронено, сколько еды съели и всего прочего. По Ильинскому рубежу я не нашел ни одного зафиксированного момента о предательстве, дезертирстве. Не думаю, что скрывали… Хотя и не исключаю, что единичный случай мог выпасть из поля зрения. Но вот находятся же и те, кто сейчас, увидев в отчетах, что где-то каких-то двоих дезертиров расстреляли в лесу, тут же начинают строчить сценарий и снимать целый фильм. Для чего? Для того, чтобы создалось ощущение, будто бы у нас только дезертиры в армии и были?».

Режиссер не постеснялся признаться, что он очень эмоционально воспринял многие факты, открывшиеся ему в документах и мемуарах.

«Я, наверное, месяца два только читал все это – штудировал, штудировал, штудировал и, если честно, ревел, – признался Вадим Шмелев. – Могу вас заверить, что это – не скупая мужская слеза катилась… Были моменты, когда просто рыдал. Слава богу, семью отправил в город, и она не видела моей реакции. Конечно, там были и сухие документы, отчеты, которые обычно пролистываешь один за одним… Но потом опять натыкаешься на страшные цифры – сотни, сотни, сотни погибших».

Автор нашумевшего фильма подчеркнул, что для него рассказ о войне – это в первую очередь разговор о подвиге одного человека или о примерах массового героизма, как это сделали когда-то Станислав Ростоцкий, Юрий Озеров и другие великие советские режиссеры.

Участники встречи, посмотревшие «Подольских курсантов», заинтересовались, а каков же в картине процент графики и съемок с натуры.

«Зритель все-таки умеет отличать снятое в реальности от нарисованного, даже когда последнее делается очень хорошо. Видимо, он ощущает это на интуитивном уровне, – рассуждал гость клуба. – Поэтому мы старались снимать все максимально по-настоящему, у нас даже взрывы, бомбежка, например, настоящие, не пиротехнические. Военные приехали и заложили, по-моему, 38 зарядов. Высота взрывов – до 40 метров! Это не пиротехника, а боевые заряды! То есть мы решили не злоупотреблять спецэффектами ради красивого, эффектного кадра, а опираться на фундамент. И зритель оценил такой подход».

Выступающие благодарили гостя за то, что снял не проходной, а очень глубокий и проникновенный фильм, подчеркивали, что Россия в последние годы немало делает для увековечивания памяти о Великой Войне. Отмечалось, что «Брестская крепость», «Подольские курсанты», Ржевский мемориал, шикарная экспозиция в Музее Победы, сотни волонтерских отрядов по всей стране, «Бессмертный полк» – все это весомый вклад в борьбу с беспамятством, свидетельство того, что народ не забывает ни своей истории, ни своих героев.

«На одном из показов, то ли в Подольске, то ли в Обнинске, после фильма ко мне подбежали три девочки, лет по 12, наверное. Ну, когда взрослые люди благодарят, вопросы задают, в чем-то сомневаются – это одно… А тут ребятня… Плачут, говорят спасибо, – рассказал режиссер. – И тут одна из них призналась, что уже три раза фильм смотрела. Я уточнил, мол, что, за любовью Сашки и Маши следила? Отвечает, что это тоже интересно, но больше всего впечатлило, как мальчики идут в бой, с какими глазами, как они погибают и побеждают… И я вдруг понял – господи, по 12 лет девчонкам-то! И если такая молодежь у нас подрастает, значит, есть надежда, что все будет хорошо».

Журналисты хотели услышать ответ и на вопрос, что нужно современному российскому и белорусскому кинематографу, чтобы люди пошли его смотреть. На взгляд Вадима Викторовича, просто нужно снимать хорошее кино – и все. Нужны настоящие искренние истории и качественный сценарный материал, потому что «по хорошему сценарию можно снять плохой фильм, а по плохому сценарию хороший фильм снять нельзя». Он считает, что не всегда успех картины зависит от того, сколько денег на нее потрачено. Ведь есть немало примеров, когда с огромными деньгами и пафосом выходили фильмы, а смотреть их зритель не шел.

Одна минская школьница спросила: «Как бы себя повели наши современники, на ваш взгляд, если, не дай бог, война?»
Режиссер признался, что сам много об этом думал, с молодыми актерами говорил на эту тему: «Я где-то читал про ребят-десятиклассников, которые в 1941 году закончили школу. И как-то накануне выпускных экзаменов они между собой обсуждали историю страны: «Наши деды и отцы прошли революцию, гражданскую войну, первую мировую – вот это были герои! А мы не сможем… Потому что живем на всем готовеньком, у нас еда есть, одежда… Школы, институты... Кишка тонка, не сможем…» Через две недели началась война и все они пошли в военкомат, приписывая себе лишний год, чтобы отправиться на фронт. И эти мальчишки и девчонки погибали, защищали Родину. Оказалось, что не тонка кишка у них! И они тоже стали героями! Поэтому, мне кажется, что в нашей стране таких ребят достаточно и сейчас».

Зрители, впечатленные доверительным и искренним разговором, попросили режиссера и дальше продолжить в своем творчестве тему войны, предложили снять совместную российско-белорусскую картину – возможно, о партизанах или народном любимце Петре Машерове.

«Если доверите – уже завтра прилечу к вам. Потому что тему войны я не досказал в своем фильме, – признался Вадим Шмелев. – Вообще «Беларусьфильм» и киностудия Довженко – бренды, к которым прикоснуться для меня было бы великим счастьем! Это намного круче и мощнее, чем Голливуд. Я искренне говорю. Совершенно. Зовите».

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*