События

24.05.2021,

Александр Ужанков

Фото

24 мая, в День славянской письменности и культуры, в рамках проекта «Культурная линия» на латвийском радио Baltkom гостем прямого эфира был ученый с мировым именем, один из самых авторитетных в мире теоретиков и историков русской литературы и культуры Древней Руси, академик Академии российской словесности Александр Ужанков.

Благодаря международному медиаклубу «Формат А-3» в Латвии у профессора Ужанкова сложилась многочисленная армия поклонников (состоящая не только из русских, но и латышей), которая ждала с ним этой встречи как настоящего праздника. А поводом для радио-видео-моста на тему «Русская цивилизация: история и будущее» послужила новая сенсационная книга профессора Ужанкова «Слово о Полку Игореве и его автор», за которую в апреле этого года он был удостоен национальной премии «Лучшие книги и издательства года – 2020» в номинации «Наука».

Буквально за день до латвийского эфира Александр Николаевич Ужанков провел первую презентацию этой книги и документального фильма, созданного при поддержке министерства культуры России, в Ярославском историко-архивном музее-заповеднике, где располагается единственная в мире экспозиция о «Слове о полку Игореве».

«Почему прежде не удавалось установить автора «Слова о полку Игореве», а сейчас удалось? В 1995 году в Пушкинском доме вышла 5-томная энциклопедия «Слова о полку Игореве» под редакцией Лихачева. Были подведены итоги 200-летним исследованиям, и, казалось, что теперь уже ничего нового сказать невозможно. И вот тут, как говорил известный киногерой, мне стало за державу обидно. Обидно за этот выдающийся памятник. Потому что по результатам международного опроса двадцатилетней давности оказалось, что «Слово о полку Игореве» - самое известное в мире литературное произведение. Может, не все его читали, не все изучали, но все о ним слышали. Получалось, что произведение было, а автора не было…»

Профессор Ужанков, как блистательный лектор, вкратце изложил участникам радио-видео-моста основные идеи своего научно-исторического расследования по установлению автора «Слова о полку Игореве» и назвал его имя: «Это игумен Киевского Выдубицкого монастыря Моисей. Совершенно изумительный для своего времени писатель. Он был участником похода князя Игоря, о чем сам и написал в летописной статье в 1199 году».

Отвечая на вопрос о том, почему сегодня так активно распространяется мнение о том, что никакой самобытной русской цивилизации не существовало, а если ее и признают, то в качестве Евразии или западной части Востока, ученый не без иронии отметил, что сначала надо посмотреть, откуда направлен взгляд на русскую цивилизацию.

«Европейцы традиционно считают, что было всего лишь две христианских цивилизации - Греческая, начавшаяся с античности и закончившаяся, когда погибла Византия в 1453 году и Римская, поскольку именно в Палестине, которая тогда еще была Римской провинцией, родился Иисус Христос. По сути дела, эта Римская католическая латинская цивилизация, где христианство было государственной религией, доминировала вплоть до своего распада на отдельные государства, которые постепенно сложились в Европе, но где христоцентризм уже заменил европоцентризм. И если ученые исповедуют этот европоцентризм, то они, конечно, скажут, что Русская земля - это периферия, совершенно другая цивилизация или вообще отсутствие таковой.

Но если мы посмотрим, как формируется любая цивилизация, то увидим, что в ее основании есть четыре столпа. Первое – это вера. В русской цивилизации – православная вера. Второе – это язык. В русской цивилизации – церковнославянский язык, который объединял не только восточнославянские племена, но и южные, балканские (сербов и болгар). Третье – это самобытная история, что немаловажно, потому что если две предыдущих цивилизации, которые я называл, начинались с античности, потом приходили к христианству, то у нас все было наоборот. Русская цивилизация начинала складываться именно с принятия христианства в конце Х века. Четвертый камень – это самобытная культура. И если западноевропейская и греческая литературы исходили из античности, то русскую православную литературу создавали те писатели, которые позднее были причислены к лику святых. Ни одна литература мира не имеет такого духовного основания, как русская. И здесь же коренное различие – если западноевропейская культура стремится к построению счастья и благополучия, то есть она эвдемоническая, то русская культура – она сотериологическая, где в центре внимания была душа человека, а не материальное положение. И основу её закладывали святые».

Недавно телеведущий Владимир Познер сделал провокационное заявление, назвав православие «худшим ответвлением христианства» и выбор религии князем Владимиром – ошибочным. По мнению журналиста, князю следовало бы выбрать католицизм. На новостных сайтах прошла информация под броскими заголовками «Оскорбившего Православие Познера поймали на ошибке», а «поймал» его именно профессор Александр Николаевич Ужанков. Гостя попросили рассказать, почему он решил вмешаться в эту историю.

«Опять же потому, что за державу обидно. Когда подобное заявление делает человек, который имеет значительный авторитет в масс-медиа, который давно у нас в России работает и в определенной степени принадлежит к русской культуре, то просто диву даешься. И заявление он сделал, ни на чем не основанное. И, более того, даже свидетельствующее о том, что он просто перетасовывает факты. Для меня, как для историка и ученого, факт – это одно из важнейших инструментов выстраивания той или иной концепции. И если говорить, что протестанты лучше живут, католики чуть хуже, а православные еще хуже – это опять же эвдемонический подход, и он не учитывает одного очень важного факта, что Владимир Святославович, выбиравший религию для Руси, не выбирал среди католиков и протестантов, которых еще в помине не было (протестанты вообще появятся только в средние века), он выбирал между мусульманами, иудеями и христианами. И делать такие заявления – невежество. А молодежь-то это услышит и подхватит, она же не будет углубляться и разбираться между какими религиями выбирал князь Владимир. То есть это не просто искажение фактов и даже не подтасовка. Это измышление».

Сегодня, когда усиленно разбивается (а по сути уже разбито) триединство Древней Руси, чтобы эти осколки соединить вновь, по мнению профессора Ужанкова, надо обратить особое внимание на нашу историю, которая подвергается очень серьезному идеологическому давлению, в ходе чего и начинаются подобного рода подтасовки фактов.

«Что происходит сейчас на Украине? Исторические источники замалчиваются, о них стараются не говорить. В то же время возникают новые легенды или новые интерпретации событий. Но дело все в том, что не было ни украинцев, ни руссов в XI-XIII веках. Были отдельные племена восточных славян (кривичи, радимичи, северяне), которые в конце Х века приняли христианство восточного образца из Византии (тогда еще даже не православие) и, объединившись в вере, стали называться русскими. Так Древняя Русь стала единым государством. Название Киевская Русь ей дали ученые в XIX веке. Такого самоназвания у самих древних славян не было. А название Русская земля – было. И в Русскую землю входили самые огромные территории - от Азовского и Черного морей до Северного Ледовитого океана. А на Западе, как это говорит митрополит Кирилл в «Слове о погибели Русской земли», Русь граничила с чехами, ляхами (поляками) и немцами. Таким образом, на западе прочерчивается граница между православными и католиками, а на востоке – между православными и язычниками, то есть племенами, которые жили в Поволжье. И «Слово о погибели Русской земли», написанное при нашествии монголо-татар, показывало, что Русская земля – это православная земля. Не случайно во многих литературных памятниках говорится «За землю русскую, за веру православную». И я постоянно повторяю, что русский – значит, православный. Поэтому все восточные славяне, которые проживали на территории нынешней Украины и нынешней Белоруссии – они все были православными и русскими. И жили на территориях, которые действительно были Русской землей (в том же «Слове о полку Игореве» об этом говорится). Не было никаких этнических различий. И если мы будем помнить о своих исторических корнях, у нас не будет никакого деления».

Александр Николаевич не без иронии заметил, что с идеологической точки зрения происходящее сейчас на Украине – это ничто иное, как попытка построить свою украинскую цивилизацию.

«Им нужно показать, что украинский язык – это самобытный древний язык. На самом деле разговорный украинский язык появился во второй половине XIV века, а уже грамматически закрепился только в конце XIX - начале XX века. Это самостоятельный язык? Нет! Это южнорусское наречие русского языка. Об этом еще академик Шахматов подробно писал в Большой энциклопедии славянской филологии. Следующий столп – вера. Для Украины главное, чтобы она не относилась к Московскому патриархату. По их мнению лучше принять унию, чтобы пойти под Папу Римского и тогда уже от русских полностью отделиться. Далее – история: в их интерпретации самая древняя нация в мире – это, конечно, укры, и именно от них произошли другие народы (я, естественно, с иронией об этом говорю). Опять-таки для чего им нужна другая история? Чтобы отделиться от русских. А еще лучше – сделать небольшую войну, то есть показать, что мы не братья, а антагонисты. Ну, и, наконец, культура – здесь прежде всего надо показать, что она самостоятельная и ничего общего с русской культурой не имеет. То есть в настоящее время мы наблюдаем попытку молодого народа выстроить свою историю так, как выстраивали ее народы постарше еще в средневековье, когда в XIV-XV веках устанавливались национальные государства, язык и самоидентификация этих народов.

В Белоруссии сейчас пытаются сделать то же самое. Но проект «Украина» чуть-чуть прошел дальше в своем развитии, нежели проект «Беларусь».
Если произойдет в Белоруссии предательство своей веры, тогда они могут превратиться в кого угодно. А когда, скажем, нынешний президент Украины Зеленский заявляет, что Украина находится в центре Европы – это свидетельствует об элементарной его неграмотности, о незнании истории и географии. Потому что Малороссия и восточные славяне, как он должен знать, никогда не были в центре Европы. И если Украина в центре Европы, то где тогда Франция и Германия? На периферии? Собственно, слово «украина» впервые появляется, если не ошибаюсь, в 1185 году в Галицко-Волынской летописи и обозначается как окраина галицко-волынской земли, а уже Украина, как территория с определенным населением, появляется, когда правобережная часть вошла в состав Польско-Литовского государства Речи Посполитой. И именно поляки называли Украину – окраиной. Это не русское название, а традиционное польское название этой территории с православным народом».

Отвечая на вопрос о том, почему братья-славяне не сохранили между собой добрые отношения, профессор Ужанков отметил, что прежде всего это связано с религиозной нетерпимостью, которая наблюдается сегодня во всем мире. И, в частности, с уходом от православия отдельных стран.

«Если смотреть исторически, то православие – самая толерантная религия. Православные никогда не вели религиозных войн. Что касается католиков – они всегда относились враждебно к православным русским. Это исторически так сложилось. Я уже не говорю о том, что поляки приходили в Россию и пытались установить здесь свое владычество, вспомним Смутное время на Руси. Почему русские всегда были загадочными? Потому что непонятно было их жизненное устремление. Если американская мечта – быть богатым, занимать высокое положение в обществе и так далее, то на Руси благополучие никогда не ставилось целью и смыслом человеческого бытия. Поэтому если украинцы хотят быть европейцами, то они хотят быть европейцами не по своей культуре, а по своему благополучию. Потому у них все скатывается к обсуждению того, какую материальную помощь Европа должна оказать Украине. Вопрос о культуре не стоит. А почему белорусы не отсоединяются от России? Потому что там во главе угла стоит культурный и религиозный вопрос. Я недавно был в Белоруссии, и они меня поразили тем, что у них те, кто хочет говорить по-белорусски – говорят по-белорусски, кто хочет говорить по-русски – говорят по-русски. Потому что два языка для них родные. И культура у них русская-православная, в самом широком понимании».

А каким образом сохранять русскую культуру и русский язык в странах, где это не приветствуется и ущемляется, - поинтересовались в ответ латвийские журналисты.

«Знаете, кто у меня всегда вызывал восхищение и чисто человеческую благодарность, так это русские люди, которые перед Первой мировой войной или сразу после революции уехали в Аргентину и Бразилию, и сохранили там русскую культуру. Многие из них сейчас возвращаются в Россию. Возвращаются не просто семьями, а целыми поселениями… Как сохранить русский язык и русскую культуру? Первое - это семья. Если вы будете говорить с детьми на русском языке, он будет сохраняться. Второе - это культура, а прежде всего - литература. Должно быть обязательное совместное чтение книг с детьми. А еще у нас сейчас в России, например, есть тенденция делать поселения единомышленников. Многие люди (как правило, с высшим образованием) уезжают из крупных городов, чтобы заниматься вдали от городской суеты натуральным хозяйством, создавать свои школы и свои системы обучения, и сохранять, в том числе, свою культуру. Я знаю под Вильнюсом одно такое удивительное поселение, которому уже больше 150 лет. Это такой оазис русской жизни со своей историей и своим укладом. Просто рай на земле!»

Перечисляя признаки русского духовного возрождения, которое, по мнению Александра Николаевича, однозначно происходит в наши дни, профессор совершил небольшой экскурс в историю, отметив, что если бы не Первая мировая война и революция 1917 года, то к 1925 году Россия в экономическом развитии была бы супердержавой. Причина же глобальных кризисов в России, как правило, связана с устремлением народа к земному благополучию, в результате чего происходит отрыв от своих корней и предательство своей духовной культуры.

«А к чему кинулась Россия в 90-е годы? К тому же самому построению экономического благополучия. В результате получился полный обвал экономики. А почему сейчас происходит возрождение? Потому что в 2000 году произошло очень важное духовное событие - Собор Русской Православной Церкви, на котором канонизировали более двух тысяч святых. Ни одна церковь мира не дала столько святых, как Русская Православная Церковь. И никто толком даже не заметил, но с этого момента Россия начала меняться и возрождаться. И к 2020 году восстановила и свой былой потенциал, и вооружение. А вооружение – это видимый показатель развития экономики. И чтобы там ни говорили, мы не собираемся применять это вооружение против кого-то, это оружие защиты, а не нападения. Но вначале было слово. Вначале было духовное, а потом пришло материальное. И на Руси всегда так было. Внешний враг не мог никогда победить Россию. Да, были какие-то поражения отдельные, но в итоге Россия всегда восстанавливалась и одерживала победу над своими врагами – будь то монголо-татары, Наполеон или фашистская Германия. Внешний враг не страшен для русского человека. Для русского человека страшен внутренний враг. Когда меняется идеология, когда пытаются заменить ценности истинные на ценности мнимые. Русская культура развивается, когда она христоцентрична. А когда, начиная с 18 века русская культура и политика стали европоцентричными – у нас сразу стали возникать большие проблемы».

А могут ли события седой старины стать символом примирения сегодня? – поинтересовались, в свою очередь, журналисты из Литвы.

«Несомненно! Только дурак не учится на своих исторических ошибках и не учится у истории. Кто не знает свою историю, будет изучать чужую - это известная истина. Поэтому всегда любое государство строится на фундаменте историческом. Мы сейчас достаточно часто говорим (и наш президент это часто повторяет), что нужно найти и сформулировать русскую идею. Но русская идея не формулируется в одночасье. Она складывается исторически. И впервые русская идея была заявлена в 1038 году Иларионом Киевским, первым митрополитом Киевским и всея Руси, когда праздновался первый юбилей принятия христианства – «России предназначено сохранение православия до Страшного Суда». Потом эта идея трансформируется в идеи «Москва – Третий Рим» и «Москва – Новый Иерусалим», затем в «Православие, самодержавие, народность». Но все равно русская идея одна и та же – православие на первом месте. И когда мы сейчас говорим о конфронтации в нашем обществе, должен заметить, что она не столь велика, как это было в 90-е годы прошлого столетия. Да, сейчас есть небольшая группа людей европоцентрично настроенных. Православная культура для них нечто пугающее и чуждое. Да, европоцентричность всегда была присуща части либеральной элиты, что, собственно, и привело к февральской и мартовской революции 1917 года. И этот европоцентризм всегда мешал самостоятельному развитию России. Потому что Россия со своими духовными ценностями самодостаточна».

Профессор Ужанков не без сожаления заметил, что в настоящее время не видит никаких соприкосновений между русской и европейской культурами.

«Наверное наше единение сейчас невозможно, потому что происходит антагонистическое противостояние. Нас объединял христоцентризм. Потому что в европейской и русской культурах до 17 века основные ценности были христианские. В 18 веке в Западной Европе стали доминировать общечеловеческие ценности, в ХХ веке появились общеевропейские. Но мы со своей русской культурой эти ценности разделять не можем, они нам чужды. Вспомните Содом и Гоморру. Неужели человечество не учится? Что такое Библия? Библия – это учебник мировой жизни. Если вы не хотите учиться по Библии, тогда это приведет к гибели цивилизации. Римская и Византийская цивилизации погибли именно в роскоши. И вы сами сейчас наблюдаете, что европейская цивилизация также гибнет».

В онлайн-встрече принимали участие латвийские, литовские и белорусские журналисты. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*