События

09.06.2021,

Ольга Озоллапиня

Фото

9 июня в рамках проекта «Культурная линия» и при участии международного медиаклуба «Формат А-3» на латвийском радио Baltkom cостоялась онлайн-встреча с молодой российской актрисой с латышскими корнями, ставшей настоящим кинематографическим открытием последних лет и удостоенной премии «Золотой орел» за исполнение главной роли в лучшем фильме 2020 года «Блокадный дневник» Ольгой Озоллапиней.

Радио-видео-мост на тему «Война глазами нового поколения. Помнить или забыть?» был приурочен к предстоящему 80-летию начала Великой Отечественной войны – одной из самых трагических дат в календаре российской истории. А негласным поводом для этой встречи, конечно, стал сам факт того, что на российском экране зажглась очередная новая звездочка родом из Латвии. Тема эфира и имя бывшей рижанки вызвали огромный интерес как у литовских и латвийских журналистов, так и у педагогов легендарной 10-й рижской средней школы (среди ее выпускников – Михаил Задорнов, актер Владимир Качан и целая плеяда молодых артистов, которую теперь пополнила Ольга Озоллапиня) и нового поколения студийцев рижского театра-студии «Реверанс», воспитавшего для российского театра и кино Евгению Крэгжде, Яну Сексте, Агату Муцениеце и еще около десятка талантливых актеров.

Разговор начали с воспоминания о церемонии награждения фильма «Блокадный дневник» Гран-При 42-го Международного Московского кинофестиваля и премией «Золотой орел-2020». В частности, того момента, когда на ММКФ режиссер картины Андрей Зайцев прямо на сцене передал не скрывающей своих слез Ольге Озоллапине статуэтку «Золотого святого Георгия» и подчеркнул, что образ, который она создала, относится к разряду выдающихся актерских работ.

Многие кинокритики сегодня уже записали картину «Блокадный дневник», повествующую о величии и силе народного духа в первую ленинградскую зиму 1942-го, в разряд самых пронзительных художественных высказываний о Великой Отечественной войне. Наравне с фильмом Элема Климова «Иди и смотри» и «Блокадной книги» Олеся Адамовича и Даниила Гранина, с прочтения которой Ольга Озоллапиня и начала свою работу над ролью.

«Это было примерно так – пять минут я читала и тридцать минут приходила в себя, просто стояла у окна или прислонившись к стене. Переварить весь ужас тех событий моей психике было сложно. Я не могла просто сесть и дочитать книжку до конца. Я проецировала на себя время, думала, а как я прожила данную мне жизнь и как я отношусь к этой жизни. Про свой эгоизм думала, про все на свете. Это было очень сложно – даже просто через книги погружаться в этот ужас блокады. Нет, не в ужас - в ад!

У меня было очень мало времени для подготовки – на роль утвердили ровно за месяц до начала съемок. Для самостоятельной работы над ролью были книги, архивы, Интернет. Помню, что дома вся стена была завешана материалами о блокаде. Я выписывала очень важные фразы, рисовала стрелочки, выстраивала какие-то почти математические схемы».

Актриса искренне призналась, что режиссер Андрей Зайцев, с которым она познакомилась на съемках картины «14+», изначально видел в ней исключительно комедийную актрису и утвердил на главную роль в «Блокадном дневнике» только с третьей попытки - спустя целый год после первых проб. Ольга за это время успела окончить Киноакадемию Никиты Михалкова. Сработал случай из разряда «от судьбы не уйдешь» - ранее утвержденная на роль актриса не смогла согласовать график съемок со своим театром.

Очень интересный вопрос, подкрепленный фактами из воспоминаний блокадников, Ольге Озоллапине адресовал бывший рижанин и журналист из Петербурга Анатолий Аграфенин, который стал автором сценария только что вышедшего документального фильма о блокаде «Трамвай идет на фронт». Журналист, в частности, отметил, что сегодня сложилась традиция видеть блокаду в черно-белом цвете, а на самом деле она была цветной, что было видно даже по карточкам - каждый месяц менялись нормы, и чтобы их не путать, карточки выпускали разных цветов. А еще в блокаду печатали книги: две тысячи наименований за 872 дня, миллионные тиражи. У блокады были и свои запахи. Писатель Всеволод Вишневский, например, всю блокаду вел дневники и часто осажденный Ленинград сравнивал с... Парижем. А Александр Верт, британский журналист, один из немногих прорвавшихся в осажденный Ленинград, буквально обалдел от того, что при отсутствии продуктов в магазинах продавали чудесные духи Ленинградской парфюмерной фабрики! У блокады были свои звуки – взрывы бомб и снарядов. Но еще была симфония Шостаковича, работал Театр музыкальной комедии.

А в каких красках, звуках и запахах воспринимает блокаду актриса Ольга Озоллапиня?

«Гробовая тишина, ужасно холодно, и все как в аквариуме… Это страшно. Просто страшно. Но люди собирались c силами и преодолевали себя, свой страх. Вот как они поднимались? Где черпали силы, когда их не было? Мне кажется, что спасала людей только вера. Вера в завтрашний день».

Отвечая на вопрос о том, изменил ли фильм «Блокадный дневник» Ольгу Озоллапиню в личностном человеческом плане, актриса рассказала, что, помимо тяжелой эмоциональной нагрузки и душевной работы съемки этой картины были связаны для нее с буквальным подвигом на уровне физических возможностей – у Ольги был очень сложный пластический грим, который не позволял ей на протяжений нескольких месяцев нормально питаться, двигаться, а в середине проекта даже вызвал серьезную аллергию.

«Самое тяжелое время у меня было после съемок фильма. Я была истощена эмоционально и физически. Но я же актриса, я должна была продолжать ездить на пробы, улыбаться. А я не хотела ничего целый год. Такое было не очень приятное время. Но у нас так психика устроена – все забывается. Мне на это потребовалось очень много времени».

После окончания школы Ольга Озоллапиня год училась в рижском филиале ГИТИСа на курсе Романа Виктюка, а потом уехала в Москву, где продолжила учиться уже в самом ГИТИСе, но на курсе у Сергея Женовача (ныне худрука МХАТ им. Чехова). Образование получала по квоте в рамках программы поддержки соотечественников за рубежом. Квоту для рижанки «пробивал» лично Посол России в Латвии Виктор Калюжный. В рамках эфира Ольга призналась, что со дня своего отъезда из Риги в Москву поняла, что именно с Россией хочет связать свою дальнейшую жизнь.

«Я счастлива здесь. В Риге я бы не смогла реализоваться ни как актриса, ни как личность. Если бы там была еще возможность учиться на родном языке – это был бы другой вопрос. Но по сути Рига для меня очень маленький городок. Мне нужно, чтобы все было широко, чтобы всего было много. В Москве во всем широта, в Москве есть выбор. Здесь есть все – главное работать и трудиться».

Ольга также отметила, что, несмотря на свою латышскую фамилию (в переводе она, кстати, звучит как «Дубовый листочек»), считает себя русским человеком. А, размышляя над тем, из чего состоит русский культурный код, отметила: «Доброта, милосердие, духовность, широта души. Я влюбляюсь в людей, просто схожу с ума, когда я чувствую широту души. Русский человек – это такая целая планета».

В воспитании и формировании яркой молодой актрисы из вчерашней рижской школьницы с латышской фамилией принимали участие настоящие мэтры российской режиссуры – Виктюк, Женовач, Михалков, в корне друг на друга не похожие ни в профессиональном плане, ни в мировоззрениях. Гостью попросили вкратце рассказать, чему научил ее каждый из наставников.

«Роман Григорьевич Виктюк научил работе с энергией. Сергей Васильевич Женовач заложил фундамент, чувство вкуса, чувство правды. А Никита Сергеевич Михалков наполнил все это любовью. Потому что все это не может задышать без любви. Я имею в виду, конечно, великую любовь. У Никиты Сергеевича есть какая-то кнопка под названием «любовь», которая всегда включена. У него все через любовь, все через добро. Он уделял нам, студентам, огромное количество времени. Никогда не повышал ни на кого голос, никогда не проявлял высокомерия. Он замечательный человек. Достойный. И в работе, и в жизни. Вообще мне невероятно повезло с моими тремя мастерами. Я просто счастлива, что у них училась. Это какие-то три реки – три моих мастера».

Ольга также рассказала в рамках эфира, что задумается о получении исторического образования, благо в России как раз приняли законопроект о втором высшем образовании для творческих профессий на бюджетной основе.

«Дело в том, что у меня мама историк. И я ей по-хорошему завидую, когда в процессе работы над той или иной ролью обнаруживаю пробелы в своих знаниях. Потому что когда ты знаешь историю, ты знаешь, как реагировать на те или иные события, как жить. Для меня это очень важно».

А нужно ли, по мнению современных молодых артистов, снимать новые фильмы о войне? Надо ли сегодня напоминать о таких тяжелых эпизодах истории? Или, может, пора перевернуть страницу и идти дальше, смотреть в будущее?

«Надо! Историю своей страны нужно знать обязательно. Без этого никуда и никак. Я не понимаю, как вообще жить и как существовать, если думать только о сегодняшнем дне. Да, это прекрасно и замечательно, но только если ты имеешь за своей молодой спиной знания о прошлом».

По мнению молодой актрисы российский кинематограф сегодня очень активно движется и развивается, в частности – технически. «Все хорошо, а будет еще лучше!», - эмоционально утверждает она. И признается, что сама она воспитана мамой на советском кино и очень любит именно советское кино (особенно «Каждый вечер в одиннадцать», «Июльский дождь», «Еще раз про любовь» и все фильмы с Дорониной), а еще ей невероятно интересен советский период истории. Особенно сегодня, поскольку в настоящий момент Ольга Озоллапиня в компании с Ириной Пеговой, Маратом Башаровым, Викторией Исаковой и другими звездами снимается у режиссера Юрия Мороза в картине, действие которой разворачивается с 1970 по 1986-й гг.

«Это деревенская драма. Про то, как сложилась судьба выпускников одного класса, когда вышел закон о том, что после окончания школы молодые люди не имели права выезда из деревни в город и должны были оставаться в колхозе. Кто-то остался, кто-то сбежал. В сюжете есть история любви, взаимоотношений».

Отвечая на вопрос о том, изменился ли статус актрисы Ольги Озоллапини после звездного года, принесшего ей целый ряд престижных кинематографических наград, гостья эфира с предельной искренностью и скромностью отвечает, что нет.

«Для меня самое главное – трудиться, работать. Никаких изменений не произошло. Я как ходила на пробы, так и хожу. Меня также утверждают или не утверждают на роли. Это дело случая. Наверное, что-то поменяется, когда в сентябре этого года «Блокадный дневник» выйдет в широкий прокат. Конечно, мне очень хотелось бы самой выбирать проекты и решать, что играть. А в кино мне всегда интересно ПРО ЛЮБОВЬ!»

В онлайн-встрече принимали участие латвийские и литовские журналисты, педагоги 10-й рижской средней школы и театра-студии «Реверанс», автор сценария документального фильма «Трамвай идет на фронт» Анатолий Аграфенин (Санкт-Петербург). Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*