События

28.06.2021,

Александр Велединский

Фото

28 июня в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» гостем онлайн-встречи на латвийском радио Baltkom стал один из сильнейших современных российских кинорежиссеров, создатель знаковых картин «Русское», «Географ глобус пропил», «Живой» и «В Кейптаунском порту», сценарист сериалов «Дальнобойщики» и «Бригада» Александр Велединский.

Поводом для радио-видео-моста с режиссером послужила его новая восьмисерийная картина по одноименному роману Захара Прилепина «Обитель», премьера которой состоялась в мае этого года на телеканале «Россия» и в считанные дни стала самым обсуждаемым кинособытием года как в самой России, так и во всем Русском мире.

Действие фильма разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор Эйхманис (на экране этот образ блистательно воплотил Сергей Безруков, а реальным его прототипом стал латышский красный стрелок Теодорс Эйхманс) ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию …

В Латвии, где на официальном уровне не принято вспоминать о роли латышей-гвардейцев Октября, стоявших в авангарде установления большевистской власти, разговор на тему «Кому нужна историческая правда?» и непосредственно масштаб личности гостя вызвали неподдельный интерес у самой широкой аудитории, включая журналистов и драматических артистов, среди которых также оказалась исполнительница одной из женских ролей в картине «Обитель», актриса рижского театра «ОСА» Светлана Столярова. С учетом, что накануне премьеры фильма вещание телеканала «Россия» в Латвии было закрыто, Александр Велединский первым отметил, что все желающие могут посмотреть его фильм на платформе smotrim.ru, где он находится в открытом доступе. И откровенно рассказал о том, с чего началась история романа «Обитель» и что лично его побудило перелистать столь горькие страницы истории.

«Соловки всегда меня манили и не только в связи с тем, что они занимают особое место в российской истории и культуре. Повлиял еще фактор, что мой отец учился в Соловецкой школе юнгов (надо говорить именно юнгов, а не юнг, поскольку именно так она тогда называлась). Он попал в ее первый набор 1942 года. Учился он, кстати, вместе с Валентином Пикулем, вашим земляком. С тех пор, как я об этом узнал, и когда уже в новейшие времена там, слава Богу, заработал монастырь, я все время хотел туда съездить, но никак не мог найти времени. И вдруг мне позвонил помощник Валерия Тодоровского, продюсер Вадим Горяинов (однофамилец будущего главного героя «Обители»), который был одним из продюсеров фильмов «Живой» и «Географ глобус пропил», и спросил интересует ли меня тема Соловков. Я ответил, что не просто интересует, она во мне кипит! Мы встретились, все обсудили и решили, что надо написать сценарий и снимать фильм. И я сразу понял, что минимум на три-четыре года буду завязан со сценарием, а у меня уже были в перспективе съемки «Географа». С этими же продюсерами. Это был 2011-й год. Ровно 10 лет назад. И тогда я позвонил Захару Прилепину с вопросом, насколько для него интересна тема Соловецкого лагеря, но именно 20-х, а не 30-х годов. Потому что о периоде 20-х у нас было какое-то умалчивание. И мы полетели на Соловки. Неделю там пожили, походили везде, посмотрели. Договорились, что Захар напишет рассказ или повесть, а я потом это экранизирую после «Географа». А через три года Прилепин выдал роман на 700 страниц. И поскольку я вывел его на эту тему, то вопросов, кто это будет снимать не было».

В рамках рижского эфира режиссер в очередной раз отметил, что по силе воздействия на человека считает Соловки одним из чудес света. А в ответ на просьбу рассказать, происходили ли с ним во время съемок там какие-нибудь необъяснимые, мистические случаи, признался, что поскольку Соловецкий монастырь является действующим и находится на серьезном расстоянии от Москвы, для съемок «Обители» был выбран старейший русский монастырь в Вологодской области - Кирилло-Белозерский музей-заповедник, в котором сохранились еще фрески Дионисия. В этой же обители снимал фильм «Бес» Николай Досталь.

«Мы начали съемки в августе, в середине-конце октября отсняли натуру. В крайний съемочный день подходит к нам парень из массовки и дарит книгу о Кирилло-Белозерском монастыре. И говорит: «Удивительно, но вы начали снимать фильм в день поминовения святых Соловецких новомучеников и исповедников, расстрелянных и замученных в 20-30-е годы, а сегодня - день поминовения Кирилло-Белозерских и Ферапонтовских новомучеников и исповедников (действующий Ферапонтов монастырь находится в часе ходьбы от Кирилло-Белозерского). Кто знает с чем связано производство фильмов, понимает, что такое невозможно подстроить. Вот я захотел бы, но на 99% не смог бы так подогнать все графики! Я, конечно, нал про эти даты, но не совмещал их в своей голове. Это невозможное и необъяснимое переплетение. Женя Ткачук, исполнитель главной роли в «Обители», просто заплакал, когда узнал это».
Отвечая на вопрос о своем отношении к такому персонажу, как первый комендант Соловецкого лагеря Теодорс Эйхманс, Велединский согласился с Захаром Прилепиным, назвавшим его «чудовищем в мире чудовищ».

«Но замечу, что Захар ведь изменил этого героя, добавив к его фамилии только одну букву – в романе и фильме он Эйхманис. Что дало определенную свободу и самому Захару, и нашей съемочной группе, и Сереже Безрукову, который очень серьезно изучал биографию Эйхманса, чтобы сыграть Эйхманиса. И он был абсолютно беспощаден к своему персонажу, что редко случается с артистами. В какой-то момент я даже ему сказал, что надо бы найти хоть какую-то человеческую опору для его героя. И Сережа тогда вспомнил, что у Эйхманса погибла жена в Алма-Ате в 1921 году, когда там был селевой поток, страшное бедствие. И мы с ним придумали и дописали в сценарий сцену про эту личную трагедию. Потому что как бы чекисты не зверствовали, у каждого из них был какой-то бэкграунд, когда они страдали и мучились. Другое дело, как это на них повлияло. У кого-то совесть осталась на втором плане, кто-то вообще ее затоптал».

Что помогало и помогает сохранить себя русским людям, попадающим в мясорубку истории? Велединский однозначно уверен – совесть.

«А что еще? Достаточно банальный ответ, но другого то нет. Совесть – это та частичка Бога, которая нам дана, которая нас терзает и мучает. Именно про совесть и стыд, которыми движим человек, я и делал фильм «Обитель». Осознал это, когда подошел уже весь монтаж картины. Тогда же понял, что отвечаю сейчас только за себя и имею право трактовать какие-то вещи на свое усмотрение, несмотря на роман. При всем уважении к большому современному писателю Захару Прилепину, которому я подкинул идею. Поэтому и финал у нас, с одной стороны, изменен, а с другой стороны, нет».

Рассказывая о первых откликах телезрителей, которые он получил после премьерного показа, режиссер отметил, что приятно удивлен тому, что сериал поддержали люди совершенно разных взглядов – как политических, так и общечеловеческих. Такие, например, как Алла Вассерман и Александр Проханов. Но, конечно, были и хейтеры, которые, в частности, сочли, что «Обитель» Велединского скорее напоминает санаторий, нежели лагерь особого назначения.

«Все привыкли, что если ГУЛАГ, то как в 30-е годы. Потому что все читали Шаламова и Солженицына. Но как было в 20-е годы никто ничего не знает. Но перечитайте роман Прилепина. Посмотрите хронику 27-го года, которую мы используем в фильме. Да, понятно, что он пропагандистский и в нем показывали, как хорошо жили заключенные и как хорошо они перевоспитывались. К слову, у нас сделан на этом акцент, я не случайно ввел в сюжет киношников, которых не было в романе. Но это факты – в те годы люди носили в лагере бороды и длинные волосы, ходили в своей одежде. И магазины работали, и деньги были, и лагерный театр, и оркестр. Мы знали, что за показ этой реальности нас будут ругать, но это историческая правда».

Какую роль сегодня в формировании человека играет знание истории?

«Система образования с этими ЕГЭ – ужасна. Понимая и зная это, мы сознательно сделали в «Обители» титры географического толка, чтобы люди хотя бы знали, где Соловки находятся. И в каждой серии под замечательную музыку Алексея Зубарева, моего постоянного соавтора, композитора из группы «Аквариум», показываем маршрут, как туда добираются люди, замешивая это с хроникой. Это называется просвещение. Для меня это была обязательная задача. Способно ли кино исправить эту ситуацию? Кино как вид искусства – наверное, да. Юрий Борисович Норштейн недавно в какой-то передаче, отвечая на этот вопрос сказал, что все возможно только через медленное просвещение. Медленное! А пока самого Пушкина внесли в школьную программу, сколько лет прошло? 150! Поэтому надеяться, что твой фильм или книга мгновенно все исправят – это наивно. Но эти кирпичики нужны. Можно вспомнить Гете. Зачем вы пишете? Для смягчения нравов!»

Размышляя о больном периоде истории и перекинув мостик в наши дни, когда в пандемию коронавируса люди практически перестали слышать друг друга и у каждого из них своя правда, Александра Велединского, исследующего из фильма в фильм внутренний мир человека, спросили, что кажется ему важнее в такие переломные моменты - справедливость или милосердие?

«Конечно, милосердие. Я это понял, снимал сериал «Закон» и серьезно погрузился в эту тему. Фильм вышел в 2002 году. И герой Дмитрия Назарова (это была его первая роль в кино) там прямым текстом говорит, что если бы Бог был справедлив, то всем воздавалось бы по грехам и жизни на Земле давно бы не было. Потому что грешны все. А Бог милосерден. Он любит и терпит». Поэтому, конечно, я за милосердие. А справедливости никогда не было и глобально не будет. Но это не значит, что за нее не надо бороться. Понимаете? Я тоже жажду справедливости и пытаюсь ее где-то восстановить. Но не любой ценой, конечно.

Возможно ли достучаться друг до друга? В конкретных случаях – да. До меня же достучались, например, Достоевский, Тарковский, Шукшин, Высоцкий. Может быть наши фильмы и книги, которые сейчас пишутся и снимаются, до кого-то достучатся. Например, роман «Лавр» Евгения Водолазкина. Для меня это лучший роман из тех, что я прочел за последние 30 лет. Мы с Женей дружим. И когда такие великие произведения появляются, то, конечно, на кого-то они должны подействовать».

Рижские артисты, мечтающие сниматься у Велединского, спрашивали каким образом он проводит кастинги на роли в своих фильмах. Журналисты интересовались у режиссера, снимающего картины по современной русской литературе, лежит ли у него душа к русской классике. Как выяснилось, очень даже. Особенно к Антону Павловичу Чехову. А сейчас режиссер полным ходом готовится к съемкам новой картины по мотивам книги Сергея Шаргунова «1993». О событиях 1993 года в России у Белого дома, очевидцем которых он сам был.

«Радикально отношение к тем событиям у меня не изменилось, но у меня и тогда не было конкретного «за» или конкретного «против». И тогда меня раздирало и сейчас меня раздирает. Особенно на фоне последних событий, которые происходят сейчас в России. Это то, что в общем всегда у нас происходило, к сожалению. Вот роман «Тихий Дон», например, о чем? О метании души человека, который выбирает, но никак не может выбрать и найти в итоге правду. И когда молодые продюсеры мне предложили роман «1993» (а они не знали, что мы с Шаргуновым старинные товарищи), я сразу сказал «да». И сказал Сереге, которому в 1993-м было только 13 лет, что я буду переделывать в его книге почти все. И он мне дал полную свободу. В итоге я написал уже пять вариантов сценария, он становится все лучше и лучше, остались только небольшие поправочки. Но съемки мы перенесли на год, потому что иначе просто не успеваем достойно подготовиться к столь сложному фильму».

Все фильмы Велединского очень разные по тематике. А есть ли в них что-то общее для самого режиссера?

«Я уже говорил, почему стал снимать «Обитель». Потому что от одного этого слова «Соловки» у меня все затрепетало внутри. Также было с фильмом «Живой» - я прочитал ночью сценарий своего друга и соавтора по «Бригаде» Игоря Порублева и тут же, не глядя на часы, позвонил ему и сказал, что меня этот сценарий просто разорвал. Объединяет все фильмы то, о чем у меня болит. Ну, назовем это совестью. Не хочется это слово лишний раз эксплуатировать, но тем не менее о совести человека сегодня, к сожалению, очень мало говорится, снимается и пишется. Это и есть моя тема».

В онлайн-встрече принимали участие журналисты из Латвии, Литвы и Белоруссии, актеры рижских театров и участники международного фестиваля Stanislavsky.LV. Вели эфир журналисты Маргарита Трошкина и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*