События

Александр Велединский: "Соловки всегда меня манили"

Альгис Каланта, "Республика" Источник (ссылка откроется в новом окне)

"Совесть - это частичка Бога, которая нам дана, она нас терзает и мучает. Именно про совесть и стыд, которыми движим человек, я и делал фильм "Обитель". Осознал это, когда закончил монтаж картины. Тогда же понял, что отвечаю сейчас только за себя и имею право трактовать какие-то вещи на свое усмотрение, без оглядки на роман Прилепина. Поэтому и финал у нас, с одной стороны, изменен, а с другой - нет", - о том, что позволяет меняться или оставаться людям, которые попадают в мясорубку истории, ответил известный российский режиссер Александр Велединский, с которым медиаклуб "Формат А-3" провел онлайн-встречу.

Весной зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину Александра Велединского "Обитель". Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор Эйхманис (на экране этот образ блистательно воплотил Сергей Безруков, а реальным его прототипом стал латышский красный стрелок Теодорс Эйхманс) ставит эксперимент по "перековке человека", мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах.

"Соловки всегда меня манили и не только в связи с тем, что они занимают особое место в российской истории и культуре. Повлиял еще фактор, что мой отец учился в Соловецкой школе юнгов (надо говорить именно юнгов, а не юнг, поскольку именно так она тогда называлась). Он попал в ее первый набор 1942 года. Учился он, кстати, вместе с Валентином Пикулем. С тех пор, как я об этом узнал, и когда уже в новейшие времена там, слава Богу, заработал монастырь, я все время хотел туда съездить, но никак не мог найти времени. И вдруг мне позвонил помощник Валерия Тодоровского, продюсер Вадим Горяинов (однофамилец будущего главного героя "Обители"), который был одним из продюсеров фильмов "Живой" и "Географ глобус пропил", и спросил интересует ли меня тема Соловков. Я ответил, что не просто интересует, она во мне кипит! Мы встретились, все обсудили и решили, что надо написать сценарий и снимать фильм. И я сразу понял, что минимум на три-четыре года буду завязан со сценарием, а у меня уже были в перспективе съемки "Географа". С этими же продюсерами. Это был 2011-й год. Ровно 10 лет назад. И тогда я позвонил Захару Прилепину с вопросом, насколько для него интересна тема Соловецкого лагеря, но именно 20-х, а не 30-х годов. Потому что о периоде 20-х у нас было какое-то умалчивание. И мы полетели на Соловки. Неделю там пожили, походили везде, посмотрели. Договорились, что Захар напишет рассказ или повесть, а я потом это экранизирую после "Географа". А через три года Прилепин выдал роман на 700 страниц. И поскольку я вывел его на эту тему, то вопросов, кто это будет снимать не было", - рассказал режиссер о том, с чего началась история романа "Обитель" и что лично его побудило перелистать столь горькие страницы истории.

Отвечая на вопрос о своем отношении к такому персонажу, как первый комендант Соловецкого лагеря Теодорс Эйхманс, Велединский согласился с Захаром Прилепиным, назвавшим его "чудовищем в мире чудовищ".

"Но замечу, что Захар ведь изменил этого героя, добавив к его фамилии только одну букву - в романе и фильме он Эйхманис. Что дало определенную свободу и самому Захару, и нашей съемочной группе, и Сереже Безрукову, который очень серьезно изучал биографию Эйхманса, чтобы сыграть Эйхманиса. И он был абсолютно беспощаден к своему персонажу, что редко случается с артистами. В какой-то момент я даже ему сказал, что надо бы найти хоть какую-то человеческую опору для его героя. И Сережа тогда вспомнил, что у Эйхманса погибла жена в Алма-Ате в 1921 году, когда там был селевой поток, страшное бедствие. И мы с ним придумали и дописали в сценарий сцену про эту личную трагедию. Потому что как бы чекисты не зверствовали, у каждого из них был какой-то бэкграунд, когда они страдали и мучились. Другое дело, как это на них повлияло. У кого-то совесть осталась на втором плане, кто-то вообще ее затоптал".

Рассказывая о первых откликах телезрителей, которые он получил после премьерного показа, режиссер отметил, что приятно удивлен тому, что сериал поддержали люди совершенно разных взглядов - как политических, так и общечеловеческих. Но, конечно, были и хейтеры, которые, в частности, сочли, что "Обитель" Велединского скорее напоминает санаторий, нежели лагерь особого назначения.

"Все привыкли, что если ГУЛАГ, то как в 30-е годы. Потому что все читали Шаламова и Солженицына. Но как было в 20-е годы никто ничего не знает. Но перечитайте роман Прилепина. Посмотрите хронику 27-го года, которую мы используем в фильме. Да, понятно, что она пропагандистская и в ней показывали, как хорошо жили заключенные и как хорошо они перевоспитывались. К слову, у нас сделан на этом акцент, я не случайно ввел в сюжет киношников, которых не было в романе. Но это факты - в те годы люди носили в лагере бороды и длинные волосы, ходили в своей одежде.

И магазины работали, и деньги были, и лагерный театр, и оркестр. Мы знали, что за показ этой реальности нас будут ругать, но это историческая правда", - отметил Александр Велединский.

Досье "Республики"

*Александр Велединский - режиссер и сценарист.

*Родился в 1959 году в Нижнем Новгороде. Окончил Горьковский политехнический институт по специализации "электрооборудование судов" и Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров.

*Создатель триумфальных картин "Географ глобус пропил", "Живой", "Русское", "В Кейптаунском порту", "Обитель". Сценарист культовых сериалов "Дальнобойщики" и "Бригада".

*Обладатель престижных премий "Золотой орел", "Ника", "Кинотавр", "Белый слон".

*Готовится к съемкам картины по мотивам книги Сергея Шаргунова "1993". О событиях 1993 года в России у Белого дома.

*Преподает в Школе кино и телевидения "Индустрия" Федора Бондарчука.

*По приглашению медиаклуба "Формат А-3" в январе 2016 г. гостил в Вильнюсе и принял участие в публичной встрече.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Велединский

28 июня в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» гостем онлайн-встречи на латвийском радио Baltkom стал один из сильнейших…… →

Фото
Видео
Статьи