События

Константин Симонов: Запад не может противостоять России в традиционной энергетики, потому продвигает "зеленую", в том числе и в Молдове

Ирина Иванченко, Комсомольская Правда в Молдове Источник (ссылка откроется в новом окне)

Разговор основателем Фонда национальной энергетической безопасности, директором департамента политологии финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

7 июля прошла онлайн-конференция Международного медиаклуба "Формат А3" в Кишиневе. Ее гостем стал российский эксперт в области энергетики Константин Симонов. Мнение Константина Васильевича в Молдове очень важно, это заметно хотя бы по тому факту, что на предыдущую встречу с экспертом в Кишиневе его попросту не пустили. Симонова задержали в аэропорту, как "врага" молдавского государства.

- Действительно, такой факт был в моей биографии, когда меня посчитали очень опасным человеком и не впустили в регион. До этого у меня был опыт в Латвии, но там меня пустили в страну, а только через несколько часов обнаружили, что очень опасный человек находится на ее территории, после того, как я дал интервью и каким-то чудесным образом меня обнаружили за обедом, хотя я вроде нигде не говорил о том, где я буду находиться, арестовали и депортировали. В Молдавии все это произошло гораздо быстрее – уже на границе меня вычислили, но шутки шутками, но глупость такого рода истории как раз подтверждается современными технологиями. Ну, какой смысл не пускать человека в страну, если можно провести все это мероприятие теперь, когда масса форматов и площадок, и, как вы справедливо заметили, в 2015 году мы это общение провели все равно. Правда, не помню, в тот же день или на следующий день, но это действительно было.

Понятно, что личное общение – это всегда здорово, но в современном мире ограничить общение человека такими способами, как закрыть въезд… Ну, опять же, мы видим, что сейчас эпидемия въезд закрыла, но это уже другое… Мне кажется, это откровенная глупость и очень жаль, что это происходит.

Кстати, отметили, что пятилетний срок прошел и за это время в Молдове очень много чего поменялось в разные стороны. И был такой период, когда у власти были люди, которые заявляли о своей ориентации на Россию… Кстати, я публично предлагал, потому что я не один оказался такой умный, кого не пустили в Молдову под надуманными предлогами. Я предлагал властям как-то публично отменить этот пятилетний «бан» (запрет в социальных сетях – прим.ред.) глупейший, но, кстати, этого так и не было сделано. Ну, а на следующих выборах опять власть изменилась и сейчас уже, конечно, не до наших пятилетних «банов», но вообще вы правы, срок-то уже даже с запасом исчерпан и было бы любопытно узнать, по-прежнему я представляю угрозу молдавскому государству или уже такой сомнительный ярлык убрали с меня. Спасибо за приглашение, надеюсь действительно посетить когда-нибудь Молдову, тем более, что я, по странному стечению обстоятельств, в силу вот этих политических моментов никогда так и не был там.

Энергетика – это про бизнес, а геополитика – про политику

Что касается связи политики и энергетики, мне кажется, она всегда была очевидной. Я не стану там какие-то формулы говорить, процентовки – это все-таки не химический раствор, сколько там в процентах… Мне кажется, что сейчас вот в чем специфика современного момента? Мы об этом говорили многократно, но нам очень часто и в Европе, и в США говорили следующее. Что это у вас такой взгляд, что политика связана с геополитикой. Почему? Да потому, что вы на каждом углу энергетику используете, как способ политического давления. Вот поэтому у вас и связана в вашей снежной России политика и энергетика. А в цивилизованных странах политика и энергетика не связаны, потому что энергетика – это про бизнес, а геополитика – про политику. И вот нормальные, цивилизованные джентльмены эти вещи разделяют.

Ну, вот что изменилось за последние несколько лет? Многие из тех, кто считали себя джентльменами и сепарировали политику и энергетику, сами стали яростными сторонниками как раз объяснения своих действий в сфере энергетики именно политическим фактором и уже забыли про эти истории, про то, что это у вас, а у нас все по-другому. Ну, возьмите пример того же «Северного потока-2». По всему пути этого проекта оппоненты России откровенно заменяли экономику и энергетику политикой, просто отказываясь слушать экономические аргументы. Мы сами, кстати, делали в начале этой истории исследование, где мы рассчитывали стоимость доставки газа по маршруту через Балтийское море и через Украину, объясняли элементарные вещи, что расстояние от новых месторождений на Ямальском полуострове на 1900 километров короче физически, чем расстояние через Украину. Почти 2000 километров экономия, колоссальная экономия на расстояние, а, значит, на топливном газе, который используется в компрессорных станциях. И эти расчеты были сделаны, и, кстати, мы их в Брюсселе презентовали, ну, нам слово тогда еще давали, а потом – все.

Вы обязаны сохранить Украину

И смотрите, вот когда вы пытаетесь заикнуться, что вы посчитайте стоимость распределения, они говорят – нет, все это ерунда, тут дело все-таки в политическом факторе, вы пытаетесь наказать Украину. Как наказать? Вы ж про экономику, вы просили, чтобы в основе лежала экономика… Нет, нет, выкиньте эти расчеты, все это ерунда, мы все про вас знаем, вы все равно занимаетесь политикой, поэтому мы к вам будем относиться как к политическому проекту. А как к политическому-то, когда мы пытаемся объяснить экономику этой истории. Нет, вы обязаны сохранить Украину в транзите, вы обязаны продолжать ей платить, вы ее обижаете, вы хотите ее наказать… Понимаете, там много решений принималось, вот, например, в середине истории был такой момент, когда датский регулятор должен был дать разрешение на строительство в своей экономической зоне и была подана заявка в датские регуляторные структуры и Дания изменила законодательство. Уже имея эту заявку, поменяли закон и фактически разрушили принцип римского права о том, что закон не имеет обратной силы и стали применять новое законодательство к заявке, которая была подана уже по старым правилам.

Чем больше газопроводов, тем лучше

Уж не знаю, может быть, к этому можно отнестись с иронией, но, может быть, и нет. Потому что такое ощущение, что действительно нас выручил во многом тогда Дональд Трамп. Потому что, с одной стороны, он, как известно, является президентом США, который наложил рекордное количество санкций на Россию и боролся активно с «Северным потомоком-2», и ввел запрет на использование трубоукладчиков. Кстати, вот тоже еще одно свидетельство. Вот вы говорите, что разводится экономика и энергетика, а почему вводится запрет на использование трубоукладчиков для строительства трубы? Европейский Союз все время говорил – чем больше газопроводов, тем лучше.

И вроде бы в этом есть смысл. Потребитель получает возможность выбора – вот мы строим новую трубу, используем трубоукладчики швейцарской фирмы, США запрещают их использовать, принимают специальный закон, где там говорится о том, что вы не имеете право, потому что ваша труба неправильная труба. Кстати, вот тоже история про молекулы свободы – ну, это же было тоже, это не анекдот. То есть, Соединенные Штаты на полном серьезе стали говорить о том, что их газ содержит молекулы свободы. Многие думают, что это анекдот какой-то, придумка, но вы можете легко найти первоисточники. И я вам могу привести массу высказываний на уровне госсекретаря и предыдущего еще, и нынешнего, особенно предыдущего, конечно, где напрямую санкции связывались именно с политической позицией Соединенных Штатов и говорилось о том, что труба просто не должна быть, потому что мы хотим наказать Россию.

Так вот, возвращаясь к Дании. Трамп однажды нам очень сильно помог, потому что в процессе всей этой истории он потребовал у Дании отдать ему Гренландию на особых условиях и был огромный скандал. Помните, даже сорвался его визит государственный в Копенгаген, с ним отказались общаться, Дания, естественно, обиделась… После не значит, конечно, по причине, но через несколько дней после этой истории Дания выдала все-таки разрешение на строительство «Северного потока-2».

А если бы отдали Гренландию? Неизвестно еще как бы повернулось, да. Тем не менее, вот такого рода истории были, и пытались даже законодательство менять, для того, чтобы не допустить этой стройки. Поэтому на каждом этапе открыто используются против нас политические инструменты и это те самые люди, которые запрещали нам ковыряться в носу, говоря о том, что нормальные люди не должны политику связывать с энергетикой.

Напрямую касается и Молдовы

Ну, а если с севера обратиться на юг, кстати, это напрямую касается и Молдовы, я имею в виду южный маршрут стройки, там тоже огромное количество примеров. Да вспомните, как «Южный поток» остановлен был, хотя он полностью соответствовал европейским правилам, там не было никаких нарушений, тем не менее, вы помните прекрасно, как Болгария отказалась от этой стройки и тоже хрестоматийный, можно сказать, пример, когда была делегация американских сенаторов и за один день они переубедили премьер-министра Болгарии, хотя там были все расчеты и Болгария могла иметь три транзитных нитки , зарабатывая 700 миллионов евро в год транзитных денег. Теперь она имеет одну транзитную нитку, благодаря своим решениям. И вот этот пример как раз тоже того, как политически нам выкручивают руки.

Вы знаете, что пришлось как раз Южный поток четырехниточный делить пополам, «Северный поток-2», ведь как раз многие забывают, что это как раз половина «Южного потока», перенесенного на севера… а «Турецкий поток» – это оставшаяся половина «Южного потока», который по политическим мотивам не дали построить, но мы построили «Турецкий поток», вы знаете, что уже две нитки до Турции и вот буквально на днях состоялось открытие участка Сербия-Венгрия, труба дошла до венгерской границы, правда, там еще компрессорки не сделаны до конца в Болгарии и в Сербии. Дальше она дойдет до австрийского Бумгартена и северная труба сомкнется с южной.

Правда, для Молдавии... опять же, это вопрос и к Украине соседней… потому что, если бы мы 15 лет назад сумели договориться с Украиной, может быть, все по-другому бы пошло бы. И сейчас, кстати, непонятно, что будет после завершения пятилетнего контракта. Но мы были открыты к переговорам, мы предлагали трехсторонний консорциум. К огромному сожалению, Украина превратила трубу газовую в такой политический тоже фетиш. Я прекрасно помню, я бывал в Киеве в те времена, и позиция была очень жесткая, что это вопрос политический – если мы пустим вас в трубу, значит, вы нас захватите.

В Молдавии это вопрос был собственности на газотранспортную систему, в Молдове вопрос решился – вы знаете, что Молдова газ имеет в такой структурной собственности, что половина принадлежит компании Газпром, чего немыслимо, конечно, на Украине – я даже не про сейчас говорю, а про ситуацию 15-летней давности, хотя была идея трехстороннего консорциума, повторяю, с Россией, Украиной и Германией. Эти варианты в итоге были похоронены украинской стороной, а Молдова стала в чем-то заложницей с точки зрения транзитных историй, потому что, если нет транзита через Украину, соответственно, нет транзита через Молдову.

Кстати, посмотрите, вышла статистика свежая достаточно интересная по транзиту Газпрома в первом полугодии 2021 года – что там самое интересное? Страны, которые завязаны в «Турецкий поток», там резко выросли продажи российского газа в первом полугодии 2021 года. По Румынии – 264%, первое полугодие 2021-го в сравнении с первым полугодием 2020-го – я понимаю, что там ковид и прочее, тем не менее, очевидно, что фактор «Турецкого потока» здесь очередной. Румыния, которая транзитом получала газ по этой ветке, которая шла через Украину-Молдову, теперь получает газ по «Турецкому потоку» - 264% рост, Турция – 210% рост, Сербия – 100% рост, Болгария – 40% рост, Греция – 25% рост.

То есть, везде мы видим очень серьезный рост. Кстати, интересно, что в прошлом году, когда Турция сокращала потребление, прежде всего, по финансовым соображениям и ценовой ситуации, было миллион сообщений в российской прессе о том, как мы теряем рынок в Турции, как мы все там проиграли. В этом году, когда у нас рост 210%, никто не пишет, как мы выиграли этот рынок… Ну, понятно, что на этот вопрос можно отвечать очень долго, но очевидно совершенно, что политика и энергетика связаны. Потому что энергетика – это деньги, а где деньги – там и политика… Но еще раз подчеркну, что важно, что в последние годы те, кто отрицали эту связь, говорили, что у них все не так, открыто это признают, говорят про молекулы свободы, про то, что тот же американский газ более демократичный.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Константин Симонов

Разговор на жаркую тему провели в медиа-клубе Кишинева 7 июля - с основателем Фонда национальной энергетической безопасности, директором департамента политологии финансового университета при…… →

Видео
Статьи