События

Технологии госпереворота. По каким рецептам сегодня готовят цветные революции?

Диана Шибковская, www.mlyn.by Источник (ссылка откроется в новом окне)

Цветные революции в последние годы растут по всему миру как грибы после дождя. Эксперты утверждают, что речь идет о некоей единой технологии. Дискуссия на такую серьезную тему прошла в международном медиаклубе «Формат А3». Гостем очередной онлайн-встречи стал доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. Он рассказал о современной политической кухне, о том, какие ингредиенты при этом используются, и немного приоткрыл завесу тайны о процессе приготовления цветных революций.

О происхождении наименований

Уже из названия «цветная революция» понятно, что никакая это не революция. Потому что, если бы это действительно была революция, никаких уточняющих прилагательных, конкретизирующих, не потребовалось бы. Это именно технологии организации госпереворота, которые маскируются или мимикрируют под некие движения народа. И цветные они не из-за того, что участвуют в них чернокожие или азиаты, а потому, что название идет от цвета символики, необходимой для того, чтобы отличать своего от чужого.

Ведь в массовых протестах участвуют люди, живущие на одной улице, в одном городе, а они похожи между собой. Одеваются схоже, говорят на одном языке, ведут себя так, что ничем не отличаются от других. Но бунт или вооруженный мятеж всегда проводит линию между сторонниками, готовыми тебя поддержать, и врагами, которых надо уничтожить. А как определить, кто враг, а кто — нет? Только по символу. Например, по нарукавной повязке, по цветочку в руках. Отсюда и цветные революции. Возьмем революцию роз в Грузии: тот, кто держит в руках этот символ, считается своим. А этот, без розы, — чужой. И его можно побить, отобрать у него последнее имущество, даже если это сосед по лестничной клетке.

Еще раз об апельсинах

Первый раз термин появился, когда был подобран не очень удобный и не слишком удачный термин «апельсиновая революция» для цветной революции в Украине. Все ходили с авоськами этих оранжевых фруктов, потому что цитрус стал символом революционного движения. Потом, видимо, сочли, что «апельсиновая» — как-то инфантильно звучит. Суровые боевики, штурмовики, революционеры — и с апельсинами? Смотрится не очень. Тогда от фруктов перешли к их цвету, и появилась оранжевая революция. С тех пор стали говорить о революциях цветных.

На оранжевую революцию в Украине и на революцию роз в Грузии США потратили в общей сложности порядка $100 млн

О технологиях не для всех

Казалось бы, алгоритм организации цветной революции прост. Еще в 2014 году эксперты его расписали буквально пошагово. Что стоит нам его воспроизвести в личных целях? Но здесь возникает проблема, как и с попытками применить в своих интересах американские технологии ведения информационных войн. Во-первых, схемы цветных революций, придуманные американцами, своеобразны. Их разрабатывали для единственного общества, в котором американцы разбирались лучше всего, а понимают они только самих себя. То есть это модель общества либерального типа с индивидуалистической психологией, когда каждый блюдет свои интересы. Общество потребления с протестантской этикой и принципами жизни. А для того чтобы данные технологии работали где-то еще, их модифицируют, добавляют разного рода примочки, адаптируют к обществам другого типа, нелиберальным.

Во-вторых, для применения упомянутых технологий требуются четкость действий, высокая синхронизация. Когда множество исполнителей, отвечающих за реализацию технологии на местах, должны действовать как швейцарские часы. Американцы — великие операционисты, им под силу задействовать в едином механизме, в одном движении десятки тысяч людей. Так технично у них, как правило, проходят армейские операции за рубежом. И там ровно в час «Ч» вся эта махина начинает работать, и никаких сбоев у них не бывает. Где-то еще это не получается, потому что не удается достигнуть механической высочайшей слаженности. Западные европейцы, например, близки к американцам по менталитету, в отношении культуры и истории. Они пытались применять эти технологии, но ничего у них не получилось. Поэтому здесь нужна не только технология, нужны еще и американские кадры. Или люди, которые заточены так, что они неотличимы от американцев. У нас подобных кадров нет, потому что зачем нам превращаться в кого-то еще?

О России и венесуэльском сценарии

В России есть риск повторения того, что случилось в свое время в Армении, когда к власти пришел Пашинян. Это такой характерный прием — поход на Рим. Когда в регионах, где жизнь существенно хуже, чем в мегаполисах, сначала загорается и образуется огненное кольцо, а потом оно начинает сжиматься вокруг столицы… При хорошей организации, конечно, в стопор государственную систему можно поставить. И российские власти просто не будут успевать Росгвардию перебрасывать из одной точки в другую. И все по нарастающей пойдет. Но это сложно, хлопотно и требует больших организационных усилий…

Вот в Венесуэле произошел типичный верхушечный переворот. Переговоры начались с того момента, когда США объявили Гуайдо единственным народным президентом. Через сутки легитимным его признали еще 50 стран, а затем в Штатах прозвучала интересная мысль. Мол, раз теперь у Венесуэлы есть настоящий законный президент, то все богатство этой страны, все активы, которые находятся за рубежом, должны принадлежать венесуэльскому народу. И поскольку представителем народа является президент, были немедленно конфискованы все зарубежные госактивы, государственные компании (их передали якобы в распоряжение Гуайдо).

При этом отобрали нажитые честным трудом личные накопления у всей властной верхушки. Начиная от Николаса Мадуро и заканчивая чиновниками, действующими и бывшими, которые в свое время все это вывозили за границу, покупали там виллы, дачи, вкладывали средства в ценные бумаги и записывали все это на жен, племянников, любовниц и т. д. Чиновники думали, что американцы в курсе этого. К примеру, Диосдадо Кабельо за один день конфискаций потерял активов на $800 млн. Причем в соответствующем ордере, который до сих пор висит на сайте министерства финансов США, расписано, в чем выражаются эти активы. Там финансовые средства, золото, два пентхауса в Нью-Йорке, ценные бумаги. И видно, какое количество подставных людей при этом. Семейство Мадуро потеряло в результате конфискации сумму, равную примерно $20 млрд, а потом в Штатах им сказали примерно так. Хотите получить обратно хотя бы часть этих денег — пожалуйста, вы знаете, что делать. То есть либо Мадуро договаривается с американцами и обеспечивает возвращение хотя бы части денег своим людям, либо люди из его окружения сами сдают Николаса, получив за это те же самые деньги. На фоне происходившего американцы нашли подходы к Диосдадо Кабельо — второму человеку в государстве.

Мадуро в начале марта оказался в такой ситуации, когда сам превратился в товар

И такая схема для России вполне реальна, потому что полно в окружении Путина людей, имеющих активы за рубежом, которые они вывели, переписали на кого-то. Формально они их не имеют, но они есть у их жен и т. д. И данные личные активы потерять гораздо больнее, чем потерять из-за некомпетентного решения миллиард денег из госбюджета. Ведь то были деньги государственные, а это — из твоего кошелька! И здесь риск реален, так что работа по прощупыванию подходов к определенным людям ведется все время. Собственно говоря, это постоянная работа любой разведки.

О причине провала «революции» в Беларуси

Цветная революция требует огромного количества денег. Вы сами знаете, сколько наличных выдавалось всем участникам протестов за каждый плакат, который они делали против власти, и за селфи с этим плакатом. Эти колоссальные суммы надо было задолго до начала августовских событий завезти на территорию страны так, чтобы финансовая разведка их не увидела, где-то складировать. В свое время такую функцию выполняли НКО разного рода, куда данные средства приходили, но в оборот не вводились. Деньги «замораживались» и ждали нужного момента, когда их понадобится обналичить. Как только финансовая разведка начала эти НКО ловить и пресекать источники финансирования, схемы стали более сложными. В любом случае на том уровне интенсивности, на котором мятеж начинался в Беларуси, он долго протянуть не мог. То есть он должен был продолжаться ровно столько, насколько хватило бы денег. После этого все пошло бы на спад. Возможно, деньги кончились бы или стали иссякать. Надо сказать, мятеж, революция в Беларуси не провалились. Все основные методы, включая тактику роя, были отработаны, получена реакция властей, выявлены ее сильные и слабые стороны. И теперь та сторона обладает уже практическим опытом. Следующая попытка будет обязательно, так просто не отстанут от белорусов. Протестированы все моменты и взята пауза для модернизации своих технологий. Ну и для дополнительной закачки денег.

О расплате за преступления

Почему мы не отвечаем американцам той же монетой? Дело в том, что цветная революция, независимо от того, ради каких целей она запускается и прочих объяснений, это организация государственного переворота. А насильственный захват и удержание власти — тяжкое преступление, причем международное. И то, что американцы спокойно идут на такую силовую смену политических режимов, минимально маскируясь, используя цветные революции, им еще аукнется. Не вечно же они будут на вершине своего могущества! Когда-нибудь скатятся, и тогда им или их наследникам припомнят все. Сегодня нельзя призвать их к ответу исключительно потому, что США — гегемон и военная сверхдержава. Попробуй их за галстук или за пуговицу возьми и в сторону международного трибунала отведи... Пока не получится! Но это не означает, что в будущем такого не произойдет. Я думаю, что расплата за преступления, которые они совершали в отношении целых народов, организовывая военные перевороты, их настигнет обязательно. И всех тех, кто будет копировать эти американские практики.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Андрей Манойло

«На мой взгляд, в «цветных революциях» сейчас наблюдается не расцвет жанра, а кризис. Идет явная тенденция возвращения к прежним, более быстрым силовым методам организации…… →

Видео
Статьи