События

26.08.2021,

Карен Шахназаров

Фото

В канун Дня российского кино, 26 августа, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» на латвийском радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», одним из ведущих мастеров российского кинематографа, кинорежиссером, сценаристом, продюсером, народным артистом России и общественным деятелем Кареном Георгиевичем Шахназаровым.

В Латвии у Карена Георгиевича много поклонников - до пандемии картины режиссера регулярно при аншлагах демонстрировались на кинофестивале «Московская премьера в Риге». Любят его также зрители, которые смотрят в интернете политическое ток-шоу Владимира Соловьева с участием Шахназарова (вещание телеканала РТР в стране приостановлено с прошлого года и доступно только в интернете). Поэтому праздничный радио-видео-мост на тему «Современное кино России как зеркало новых реалий» вызвал неподдельный интерес у самой широкой аудитории радиослушателей.

Началась встреча с вопроса о том, каким будет кино после пандемии.

«Когда мы говорим о том, что мир никогда не будет таким, как прежде и что кино никогда не будет таким, как прежде - здесь есть элемент преувеличения катастрофичности ситуации. Люди переживали и посерьезнее испытания – была холера, была чума, которая столетие мучала людей, тем не менее, мы - те же. На сегодняшний день, конечно, есть какие-то изменения - зритель больше уходит в Интернет, кино отвыкает от кинотеатрального показа. Наверное, это будет продолжаться. Но у меня вместе с тем есть ощущение, что в конечном счете этот этап когда-то закончится и все войдет в привычное для нас русло. Человеку свойственно быстро все забывать».

Пандемический 2020-й год, вопреки опасениям, российский кинематограф не подорвал. «На мой взгляд, ситуация какой была, такой и осталась. Как производила Россия до пандемии порядка ста картин в год, так она их и сейчас производит. Вопрос проката более сложным стал в связи со всеми эпидемиологическими ограничениями, но я бы не сказал, что мы на «Мосфильме» замечаем какие-то серьезные изменения. Мы не бюджетная студия, от государства ничего не получаем, но вполне рентабельно работаем, и работы у нас довольно много. Все идет в своем ритме. И в этом - неумолимость того процесса, который называется жизнь».

Еще задолго до пандемии Шахназаров неоднократно отмечал, что считает возглавляемый им киноконцерн «Мосфильм» лучшей студией в Европе и в рамках латвийского эфира в очередной раз это мнение подтвердил. 

«Сегодня уже можно говорить, что в какой-то степени мы построили «Мосфильм» заново. И у нас продолжает идти большое строительство. Недавно сдали новый кинопавильон, сейчас заканчиваем строительство большого киноконцертного комплекса на четыре зала и еще одного павильона площадью 3000 метров, который будет крупнейшим в России. Поэтому с точки зрения технологий и качества «Мосфильм» - лучшая студия Европы однозначно. Другое дело, что в советское время cтудия по сравнению с нынешним «Мосфильмом» была намного слабее технологически, но художественный уровень советского кино был намного выше, чем у современного российского кино. Но опять-таки не надо ожидать, что «Мосфильм» сможет перевернуть всё и вся. Есть тенденции, которые не вполне от нас зависят. Наше дело создавать такую производственную студию, на которой можно получать все возможности для съемок современного кино. И у нас это уже возможно. А творческая составляющая зависит от режиссеров и сценаристов. Мы работаем со всеми и понятно, что не всегда все то, что снимается у нас, лично мне нравится. Это разные вещи. Но это производство, и у меня нет прав и оснований навязывать свои личные художественные вкусы всем, кто к нам приходит работать».

В последнее время «Мосфильм» в большой степени работает на телевидение (именно там снимается шоу «Голос» и многие другие популярные проекты), а в последние полгода в киноконцерне появилось как раз много проектов, связанных именно с кино. Недавно завершил съемки своей новой картины Кирилл Серебренников. Снимал он в упомянутом выше новом 16-м павильоне. Готовится к запуску Валерий Тодоровский. Буквально на днях на «Мосфильме» завершили работу над картиной «Владивосток», продюсером и сценаристом которой стал сам Шахназаров. Режиссером выступил Антон Борматов («Хиромант», «Подкидыш»).

В этом году «Владивосток» будет представлен на «Кинотавре». Эта картина полностью сделана и профинансирована «Мосфильмом». В основе очень современная история любви совсем молодых людей. Действие происходит во Владивостоке и, собственно, Владивосток - один из героев этого фильма. Несколько дней назад на официальном Youtube-канале "Мосфильма" появился первый трейлер фильма "Владивосток". Премьера намечена на осень текущего года.

Поскольку на Рижской киностудии в годы независимости кинопроизводство практически прекратилось, председатель Гильдии латвийских киноактеров Роланд Загорский поинтересовался мнением своего коллеги на предмет того, считает ли он возможным возобновление успешного кинопроизводство в таких маленьких странах как Латвия.

«В целом, насколько мне известно, после развала СССР кино в его бывших республиках либо исчезло, либо находится в таком, прямо скажем, жалком состоянии, - прокомментировал Шахназаров. - За исключением, может быть, Казахстана, где государство активно занимается кино – и финансирует, и студию модернизировало. И Белоруссии. Словом, там, где государство в процессе более-менее участвует, там все-таки кино сохраняется. Честно говоря, я думаю, что после обретения независимости у маленьких республик нет шансов для того, чтобы вообще развивать кинематограф. Потому что кинематограф - это слишком дорогостоящая дело, для него нужен рынок. В составе СССР латвийские, армянские, грузинские кинематографисты работали на гигантский рынок. Сколько население в СССР было? 250-300 миллионов? Не помню. А когда население в стране 2 миллиона - какой тут может быть рынок? Или тогда надо снимать с прицелом на российский или европейский рынок. На мой взгляд, кинематограф в таких совсем небольших и небогатых странах не способен развиваться».

В ходе встречи Карен Георгиевич подробно рассказал латвийским радиослушателям о таком масштабном направлении деятельности киноконцерна «Мосфильм», как реставрация классических фильмов из советского фонда кино. Программа существует около 10 лет, и за это время студия отреставрировала более ста картин. То есть практически всю основополагающую классику советского кино, начиная от «Ивана Грозного» Эйзенштейна и всех фильмов Тарковского, заканчивая картинами Гайдая, Озерова, Михалкова, Меньшова. На Венецианском фестивале в программе «Кино-Классик» за реставрацию картины Элема Климова «Иди и смотри» Мосфильм был удостоен «Золотого льва». В настоящий момент в студии идет реставрация фильма «Страсти по Андрею» (авторского варианта «Андрея Рублева» Тарковского) и картины «Девять дней одного года» Михаила Ромма.

Режиссер отметил, что все эти картины выложены в бесплатном доступе на ютуб-канале Мосфильма в рамках еще одного замечательного проекта под названием «онлайн-кинотеатр».

«Количество просмотров этих фильмов колоссальное - 40-50 миллионов в месяц! Аудитория – весь мир. К сожалению, мы не можем сделать субтитры на всех языках, ограничиваемся пока английскими, французскими, испанскими. Если подробнее о географии просмотров – вся Латинская Америка, Филиппины, Индонезия, Вьетнам, США, вся Европа, очень много зрителей из Латвии смотрят. Это дает такой драйв, такой адреналин, когда видишь, чтомиллионы людей смотрят наши картины во всем мире! В США, например, наши фильмы смотрит в среднем 150 тысяч человек в неделю. Не только иммигранты, половина зрителей – собственно американцы. В таких масштабах советское российское кино никогда прежде не было интересно за рубежом».

Режиссёр отметил, что «Мосфильм» был первым, кто выложил свою коллекцию в свободный бесплатный доступ: «И сделали мы это раньше тех же американцев, между прочим. И сегодня видим, что многие американские компании тоже начинают это делать бесплатно, хотя сначала это у них было за деньги».

Осенью прошлого года, выступая на форуме «История для будущего. Новый взгляд» Карен Шахназаров предложил включить курс по истории советского кинематографа в обязательную школьную программу - чтобы посредством кино дети изучали отечественную культуру и историю. Отвечая на вопрос о том, насколько реально сегодня воплощение в жизнь этой идеи, режиссер отметил, что уже озвучил ее на совете по культуре при президенте России и президент эту идею одобрил, она ему понравилось.

«Идея на самом деле очень простая – один раз в неделю выделять два часа в школьном расписании и показывать детям один фильм. Начиная с 1 класса! Я лично помню, что «Балладу о солдате» посмотрел, когда мне было 7 лет, и я все понял, и мне никто ничего не объяснял, никто со мной не проводил лекций. И здесь надо поступать также. Не надо никаких лекций, надо просто показывать детям качественное кино, и все. Мне кажется, это важная часть образования. Кстати, во многих странах введены такие курсы национального кино в школьную программу. Во Франции есть, в Италии есть, в Чехии есть».

В рамках встречи коснулись также темы антироссийского кино, которое производится внутри самой России. Тем более, что несколько лет назад в Латвию переехал фестиваль «Артдокфест», на который российское государство перестало давать деньги. Режиссер Виталий Манский тогда сказал, что художник рожден, чтобы бороться с властью. Но должна ли власть оплачивать эту борьбу и финансировать этого художника? Должно ли государство давать деньги на фильмы, которые люди воспринимают как антироссийские?

«У меня позиция в этом смысле, наверное, не очень популярная в России и среди моих коллег, но я считаю, что государство вообще не должно финансировать кино. Я считаю, что кино должно быть рыночным. И тогда никаких проблем не будет. Да, наверное, надо поддерживать молодых, надо создавать какие-то льготные условия для выплаты налогов, но надо включать рыночные механизмы. Поскольку я 20 лет руковожу студией абсолютно рыночной, я вижу, что это возможно. Нам никто не помогал, мы приняли «Мосфильм» абсолютно разрушенным и сегодня сделали его рентабельным. И сам я, между прочим, в последний раз получал от государства деньги, когда снимал «Город Зеро» в 1988 году. А «Цареубийцу» я уже снимал не на государственные деньги, у меня был британский продюсер.

Да, к сожалению, политика во всех областях сегодня превалирует. Прямо скажем, что Латвия стала территорией российских диссидентов, где они находят поддержку…

Но давайте отделять политику от искусства. Политика – это политика. Это своя борьба, нравится она или не нравится, а искусство должно быть абсолютно отделено. Если оппозиционное кино действительно качественное, то я его буду ценить именно с этой точки зрения. Но, честно говоря, все фестивали и большие фестивали в том числе, все более превращаются в поле, где идеология и политика играют первостепенное значение».

Тот факт, что фильм Алексея Навального получил награду национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», Шахназаров прокомментировал со свойственной ему иронией:

«Мягко скажем, это абсолютно экзотическое решение, поскольку фильмами это вообще назвать нельзя. Можно поддерживать Навального, его позицию, но зачем путать, как говорится, мочалку с веником? Это разные вещи. Причем здесь кино вообще? Это решение абсолютно политическое. В этом вся проблема – все решения становятся политическими, идеологическими – что с одной, что с другой стороны. Ну, какое отношение фильм про дворец имеет к кино? Это не фильм, это некая компьютерная игра. Мне как профессионалу это хорошо видно. Ну, ладно, показывайте эти игры, обсуждайте, но как можно давать кино-премию за лучший фильм? На мой взгляд, это смехотворно».

В рамках эфира была также поднята тема молодых неграждан Латвии, которые на протяжении последних 15 лет практически каждый год поступают на актерские факультеты во ВГИК и в театральные вузы Москвы и Петербурга, а по окончании учебы остаются в России. Многие из них уже стали очень востребованными артистами и в театре, и в кино (Яна Сексте, Евгения Крегжде, Агата Муцениеце, Ольга Озоллапиня, Дана Абызова, Игорь Филиппов, Владимир Кошевой). Среди них и бывший рижанин Александр Ляпин, который сыграл свою первую главную роль именно в картине Шахназарова «Исчезнувшая империя».

На первый взгляд, все очень красиво и радужно, но выпускница этого года Высшего театрального училища им. Щепкина рижанка Мария Карая поделилась с Кареном Георгиевичем проблемой, о которой публично не говорится и обратилась к режиссеру с криком о помощи: «Так сложилось, что практически все мы, рижане, окончившие в Москве театральные вузы и воспитанные в Латвии в русских семьях, сталкиваемся при устройстве на работу в государственные российские театры и при оформлении документов на съемки с огромными сложностями, связанными с нашим иностранным подданством. Знаю, что многие мои коллеги из Риги потратили минимум по полтора-два года на то, чтобы иметь законное право работать в РФ по своей специальности. Потому что закон о возможности автоматически получить гражданство РФ после окончания иностранцем российского вуза был отменен несколько лет назад. Можете ли вы, как общественный деятель, поднять на правительственном уровне вопрос о возвращении этого закона? Рассматривается ли вообще в многочисленных российских комитетах по культуре внесение хоть каких-то поблажек для молодых людей из русского зарубежья, желающих связать свою жизнь с Россией?»

Шахназаров в ответ подчеркнул, что считает эту тему очень важной и актуальной и дал слово сделать все возможное, что в его силах, чтобы разрешить эту ситуацию.

«Я, кстати, всегда, где есть возможность, выступаю и говорю о том, что надо максимально упростить возможность получения российского гражданства для людей, которые этого хотят и тем более, для людей, которые выросли в среде русскоязычной независимо от их этнического происхождения. Это моя позиция, и я везде, где могу, об этом говорю. И буду продолжать этот вопрос поднимать. Я считаю, что таким молодым людям как Мария, гражданство России должно быть предоставлено быстро и на льготной основе. Короче, обещаю, что все, что от меня зависит, я сделаю».

В продолжение темы у гостя поинтересовались, а не достается ли ему от коллег за активное участие в обсуждении политических вопросов в ток-шоу Владимира Соловьева?

«Нет, честно говоря. Вообще есть такая традиция в кино – у нас люди разных национальностей и разных взглядов всегда очень хорошо уживались друг с другом, несмотря на какие-то внутренние противоречия. Потому что в нашей профессии мы очень зависим друг от друга. Сегодня ты с человеком поссорился, а завтра тебе предстоит с ним работать. И у нас в генетике уже заложена эдакая терпимость к взглядам друг друга. Я сам работаю с людьми, с некоторыми из которых у меня разные политические взгляды. Но это личное дело каждого».

В завершении встречи Карен Георгиевич Шахназаров поблагодарил всех участников встречи за вопросы и поздравил с Днем российского кино радиослушателей.

«Я хочу поздравить всех латвийских любителей кино с Днем нашего кино, потому что этот праздник прежде всего не наш, кинематографистов, а тех зрителей, которые любят и ценят кино, хотят его смотреть. И понятно, что без зрителей никакое кино просто невозможно. Мы же не можем делать кино, чтобы самим его сидеть и смотреть. Все равно мы делаем это для вас, поэтому надеюсь, что День российского кино для наших зрителей и ваших радиослушателей тоже имеет значение. Спасибо вам большое!»

В рамках эфира были озвучены вопросы, поступившие от журналистов из Латвии, Литвы и Белоруссии, а также председателя Гильдии латвийских киноактеров Роланда Загорского и выпускницы 2021 года ВТУ им. Щепкина Марии Карой. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*