События

Карен Шахназаров: Латвия стала территорией российских диссидентов

mixnews.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Не надо путать мочалку с веником! – cказал в эфире радио Baltkom гендиректор концерна «Мосфильм» кинорежиссёр Карен Шахназаров, отвечая на вопрос о награждении кинопризами фильмов Алексея Навального.

Беседа состоялась накануне Дня российского кино, который отмечается 27 августа.

— В Израиле была ситуация, когда министр культуры выступил против того, что Фонд кино финансирует антиизраильское кино. В России несколько лет назад государство перестало давать деньги на фестиваль «Артдокфест». Были жалобы на кровавый режим и цензуру. Теперь фестиваль проходит в Латвии. Режиссер Виталий Манский тогда сказал, что художник рожден, чтобы бороться с властью. Но должна ли власть оплачивать эту борьбу и финансировать этого художника?

— Понимаете, у меня позиция в этом смысле, наверное, не очень популярная в России среди моих коллег, но я считаю, что государство вообще не должно финансировать кино. Я считаю, что кино должно быть рыночным. И тогда никаких проблем не будет. Ищи деньги и делай фильм – если умеешь ты найти деньги, умеешь сделать фильм. А у нас сохраняется очень сильная государственная поддержка кино. Да, надо поддерживать молодых, надо создавать какие-то особые условия для выплаты налогов, но надо включать рыночные механизмы. Кино должно быть рыночным. Поскольку я 20 лет руковожу студией абсолютно рыночной, я вижу, что это возможно. Нам никто не помогал, мы приняли студию абсолютно разрушенной и сегодня мы, можно сказать, построили ее заново и сделали ее рентабельной. И сам я, между прочим, в последний раз получал от государства деньги, когда снимал «Город Зеро» в 1988 году. Уже «Цареубийцу» в 1991 году я снимал не на государственные деньги, у меня был британский продюсер. Так что моя позиция – ну, ребята, сами зарабатывайте, сами снимайте. Все должно быть по-честному. Тогда никаких вопросов не будет.

— Сегодня очень многих профессионалов раздражает, что, благодаря цифровизации и соцсетям пишут и снимают все, кому не лень… Недавно у нас в эфире режиссер-документалист Олеся Фокина, лауреат «Ники» и «Золотого орла», очень сокрушалась, что наряду с положительными вещами, есть и ужас полный – когда вываливается на экран какое-нибудь совершеннейшее безобразие, снятое на телефон. Её задел фильм «Котлован», приглашенный на различные фестивали, в том числе на «Артдокфест» — это cмонтированное видео из сети, как люди обращаются к Путину, в котором нет ничего, кроме прямых оскорблений власти. Она отметила, что люди имеют право высказывать свое мнение, но это не имеет никакого отношения к профессиональному продукту, который называется фильмом и показывается на фестивале кино…

— Да, к сожалению, политика превалирует. Но, прямо скажем, что Латвия стала территорией российских диссидентов, где они находят поддержку. На здоровье! Мне это абсолютно безразлично. Но, строго говоря, давайте отделять политику от искусства. Политика – это политика. Это своя борьба. А искусство кино должно быть абсолютно от этого отделено. Если оппозиционное кино — это действительно качественное кино, то я его буду ценить именно с этой точки зрения. Анти-оппозиционное кино тоже может быть искусством. Но, честно говоря, все фестивали и большие фестивали в том числе все более превращаются в поле, где идеология и политика играют первостепенное значение.

— А как вы относитесь к тому, что фильмы Алексея Навального получили награду национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон»?

— Мягко скажем, это абсолютно экзотическое решение, поскольку фильмами это вообще нельзя назвать. Строго говоря, вы можете поддерживать Навального, его позицию, но зачем путать, как говорится, мочалку с веником. Это разные вещи. Причем здесь кино вообще? Это решение абсолютно политическое. В этом вся проблема – все решения становятся политическими, идеологическими – что с одной, что с другой стороны. Ну какое отношение фильм про дворец имеет к кино? Это не фильм, это некая компьютерная игра. Мне как профессионалу видно, что это с компьютером все сделано. Ну, хорошо, показывайте, обсуждайте, но как можно давать премию за лучший фильм? На мой взгляд, это смехотворно.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*