События

Карен Шахназаров: Надо показывать детям качественное кино

Альгис Каланта, "Республика" Источник (ссылка откроется в новом окне)

"С точки зрения технологий и качества "Мосфильм" - лучшая студия Европы однозначно. Другое дело, что в советское время cтудия по сравнению с нынешней была намного слабее технологически, но художественный уровень советского кино был намного выше, чем у современного российского кино. Наше дело создавать такую производственную студию, на которой можно получать все возможности для съемок современного кино. А творческая составляющая зависит от режиссеров и сценаристов", - сказал во время онлайн-встречи, организованной медиаклубом "Формат А-3", известный российский кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

Встреча была приурочена ко Дню российского кино. По мнению Карена Шахназарова, пандемический 2020-й год российский кинематограф не подорвал.

"На мой взгляд, ситуация какой была, такой и осталась. Как производила Россия до пандемии порядка ста картин в год, так она их и сейчас производит. Вопрос проката более сложным стал в связи со всеми эпидемиологическими ограничениями, но я бы не сказал, что мы на "Мосфильме" замечаем какие-то серьезные изменения. Мы не бюджетная студия, от государства ничего не получаем, но вполне рентабельно работаем, и работы у нас довольно много. Все идет в своем ритме. И в этом - неумолимость того процесса, который называется жизнь", - отметил режиссер.

На вопрос о том, каким будет кино после пандемии, Карен Шахназаров сказал: "Когда мы говорим о том, что мир никогда не будет таким, как прежде и что кино никогда не будет таким, как прежде - здесь есть элемент преувеличения катастрофичности ситуации. Люди переживали и посерьезнее испытания - была холера, была чума, которая столетие мучала людей, тем не менее, мы - те же. На сегодняшний день, конечно, есть какие-то изменения - зритель больше уходит в Интернет, кино отвыкает от кинотеатрального показа. Наверное, это будет продолжаться. Но у меня вместе с тем есть ощущение, что в конечном счете этот этап когда-то закончится и все войдет в привычное для нас русло. Человеку свойственно быстро все забывать".

Отвечая на вопрос, почему российское кино, несмотря на наличие в стране сильного кинопроизводства и великолепных творческих ресурсов, не имеет широкого успеха в современном мире, кинорежиссер заметил: "Россия делает порядка 100 фильмов в год, это нельзя даже назвать кинематографией, это очень мало для такой страны. Франция делает 400 фильмов в год. При том что население Франции 60 миллионов, а население России около 150.

Поэтому просто имея такое количество картин в год, очень трудно что-то продвигать. Из 3-4 картин только одна может выходить к зрителю реально. Такая пропорция везде - в Америке, во Франции, в Китае. Так устроен кинематограф. 100 картин - это значит, из них только 20-25 картин, которые реально могут выходить к зрителю. А с таким количеством фильмов особенно и продвигать нечего. России надо примерно 300-400 картин в год производить. А это невозможно при нынешней системе, нужны более рыночные механизмы. Все-таки кино должно быть более рыночным. Потому что за счет государства невозможно увеличить до такого количества".

В ходе встречи директор рассказал о масштабном направлении деятельности киноконцерна "Мосфильм", как реставрация классических фильмов из советского фонда кино.

Программа существует около 10 лет, и за это время студия отреставрировала более ста картин. То есть практически всю основополагающую классику советского кино, начиная от "Ивана Грозного" Эйзенштейна и всех фильмов Тарковского, заканчивая картинами Гайдая, Озерова, Михалкова, Меньшова.

На Венецианском фестивале в программе "Кино-Классик" за реставрацию картины Элема Климова "Иди и смотри" "Мосфильм" был удостоен "Золотого льва".

В настоящий момент в студии идет реставрация фильма "Страсти по Андрею" (авторского варианта "Андрея Рублева" Тарковского) и картины "Девять дней одного года" Михаила Ромма.

Осенью прошлого года, выступая на форуме "История для будущего. Новый взгляд" Карен Шахназаров предложил включить курс по истории советского кинематографа в обязательную школьную программу - чтобы посредством кино дети изучали культуру и историю страны. Отвечая на вопрос о том, насколько реально сегодня воплощение в жизнь этой идеи, режиссер отметил, что уже озвучил ее на совете по культуре при президенте России.

"Идея на самом деле очень простая - один раз в неделю выделять два часа в школьном расписании и показывать детям один фильм. Начиная с 1 класса. Я лично помню, что "Балладу о солдате" посмотрел, когда мне было 7 лет, и я все понял, и мне никто ничего не объяснял, никто со мной не проводил лекций. И здесь надо поступать также. Не надо никаких лекций, надо просто показывать детям качественное кино, и все. Мне кажется, это важная часть образования. Кстати, во многих странах введены такие курсы национального кино в школьную программу. Во Франции есть, в Италии есть, в Чехии есть", - поделился своим мнением режиссер.

Досье "Республики"

*Карен Шахназаров - кинорежиссер и сценарист, продюсер и генеральный директор "Мосфильма".

*Родился в 1952 г. в Краснодаре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа.

*Широкую известность принесли киноленты "Дамы приглашают кавалеров", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Цареубийца", "Белый тигр", "Анна Каренина".

*Автор прозаических произведений "Молодые дирижабли" и "Курьер".

*Член правления Союза кинематографистов России, член Европейской киноакадемии.

*Заслуженный деятель искусств и Народный артист России. Лауреат Государственной премии в области киноискусства и Государственной премии в области литературы и искусства.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Карен Шахназаров

В канун Дня российского кино, 26 августа, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» на латвийском радио Baltkom состоялась…… →

Фото
Видео
Статьи