События

20.09.2021, Латвия, Рига

Кирилл Зайцев

Фото

20 сентября в рижском клубе «Культурная линия» при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» состоялась первая с начала пандемии публичная встреча, гостем которой стал один из самых успешных молодых российских киноактеров, лауреат премии «Золотой орел» за роль Сергея Белова в фильме «Движение вверх», артист Московского Губернского театра и в недавнем прошлом выпускник Латвийской академии культуры Кирилл Зайцев.

В рамках встречи на тему «Глазами молодых: война и Победа на экране и сцене» состоялось очень значимое культурное событие, которое смело можно причислить к разряду международных - рижская премьера дебютного режиссерского фильма Кирилла Зайцева «Сашка. Дневник солдата», созданного по мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Роли в этом фильме сыграли рижане - однокурсники Зайцева по Латвийской академии культуры и бывшие коллеги по Рижскому русскому театру им. М. Чехова: Иван Клочко (Сашка), Марат Эфендиев (немец) и Игорь Назаренко (Толик). Музыку к картине написал выдающийся современный латвийский композитор Артур Маскатс. Так случилось, что актеры и композитор в условиях закрытых границ между ЕС и Россией смогли принять участие именно в рижской премьере фильма. Первый премьерный показ «Сашки» состоялся в апреле этого года в рамках российской программы 43-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ), после чего картина стала триумфально шествовать по отечественным и зарубежным кинофорумам - на фестивале 5 th LA Shorts International Film Festival в Лос-Анджелесе была номинирована на «Лучший иностранный фильм», на IV Майкопском Международном Кинофестивале стала победителем в номинациях «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший фильм 2021 года по мнению зрителей», на Halicarnassus Film Festival в Турции была признана победителем в номинации «Лучший короткометражный фильм».

Мероприятие проходило практически в самом центре Риги – в стильном творческом пространстве кинотеатра «К.Suns», где в 90-е был зарожден хорошо известный в Европе и России кинофестиваль «Арсенал». Несмотря на то, что из-за строгих эпидемиологических ограничений вход на культурное мероприятие был возможен только по европейским СOVID-сертификатам, в зале собралось более ста человек – журналисты, актеры и режиссеры, студенты творческих вузов, руководители общественных организаций, представители молодежных волонтерских групп и организации «9maja.LV». На 80% - молодежная аудитория. Кроме того, на странице медиа-клуба «Формат А-3» в фейсбуке за онлайн-трансляцией встречи следили постоянные подписчики клуба из разных стран, а также художественный руководитель фильма «Сашка. Дневник солдата» Игорь Григорьевич Коняев - санкт-петербургский режиссер, обладатель премий «Золотая маска» и «Золотой софит», который в свое время был главным режиссером Рижского русского театра и воспитал на базе Латвийской академии культуры целую плеяду молодых талантливых русских артистов.

Открывая встречу, гость сразу отметил, что история создания фильма «Сашка. Дневник солдата» зародилась именно в Риге, когда в 2015 году его мастер Игорь Коняев поставил в Рижском русском театре спектакль «Сашка», а спустя время вместе с исполнителем заглавной роли Иваном Клочко (окончившим также ВГИК) написал по одной из глав повести Кондратьева сценарий короткометражного фильма. Зайцев, который играл в спектакле комбата, тогда решил выступить продюсером и режиссером этой картины. Тем более к этому времени у него уже был удачный опыт продюсирования документального фильма «Познавая цвет войны», премьера которого состоялась 9 мая 2020 г. на канале «Культура». На VI международном фестивале кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир» в Севастополе «Познавая цвет войны» стал одним из победителей в номинации документальных полнометражных фильмов.

Как искренне признался Кирилл Зайцев, съемочную группу для фильма «Сашка. Дневник солдата» он собирал, благодаря личным знакомствам, завязанным по следам тех фильмов, в которых снимался сам как актер. Так, например, с оператором Владимиром Климовым, лауреатом премий «Золотой орел» и «ТЭФИ», который снял легендарную картину «Вор» с Владимиром Машковым, Зайцев познакомился на съемках фильма «На Париж». С художником по костюмам Сергеем Стручевым, лауреатом премий «Золотой орел» и «Ника», в числе работ которого «Легенда №17» и «Экипаж» - на съемках «Движения вверх». Кириллу Зайцеву как продюсеру идею рижских актеров-однокурсников в итоге удалось реализовать при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области, Федерального агентства по делам молодежи, Всероссийского форума «Таврида», Министерства культуры Архангельской области и центра «Патриот» Архангельской области. Партнерами проекта стали Центральный Музей Победы, Российское военно-историческое общество, Союз Кинематографистов России.

На вопрос о том, почему современным молодым артистам было так важно создать новую картину о Великой Отечественной войне, Кирилл Зайцев ответил сжато и четко: «Чтобы помнили. Чтобы не повторилось». А спустя время, отвечая уже на другой вопрос на эту же тему, признался, что огромное значение в его личном интересе к теме войны 1941-1945 гг. имеет тот факт, что он родился и вырос в городе-герое Волгограде…

В первой части встречи зрители активно интересовались актерской кинематографической и театральной судьбой гостя. Кирилл отвечал абсолютно искренне и открыто, рассказывал много интересных историй, шутил, вспоминая как будучи выпускником Государственной морской Академии имени адмирала Макарова, приехал в Ригу и неожиданно решил стать актером. А еще постоянно благодарил своих педагогов и наставников. Зрительный зал то и дело взрывался аплодисментами. Особенно бурно рижане встретили новость о том, что в скором времени смогут поболеть за своего любимого актера в новом сезоне шоу «Ледниковый период», подготовка к которому сейчас идет в Москве полным ходом. «Вот так я докатался в «Серебряных коньках». Увидимся на Первом!», - пошутил Кирилл.

Размышляя над вопросом, что, на взгляд актера, воплотившего на экране и сцене целый ряд образов русского человека в срезах разных исторических эпох - русский богатырь («Последний богатырь»), русский солдат («Сашка»), русский офицер («Союз спасения»), русский спортсмен-чемпион («Движение вверх»), русский поэт («Мой Лермонтов»), русский император («Пушкин») - является основой русского характера, Кирилл уверено ответил, что прежде всего считает таковой отличительной чертой человеческое сострадание. Именно поэтому ему и как актеру, и как зрителю интересно только то кино, которое способствует возвышению человека и пробуждает в нем чувства сопереживания и сострадания.

Фильм «Сашка. Дневник солдата», просмотр которого состоялся во второй части вечера, Кириллу Зайцеву удалось снять именно об этом – об умении русского человека сострадать и по-христиански сопереживать даже врагам. О том, как важно оставаться людьми даже в самых нечеловеческих условиях. О том, что, общаясь на разных языках, все-таки можно услышать друг друга, понять и простить. Не случайно и то, что фильм этот снят действительно интернациональной командой, начиная с молодых артистов, родившихся в уже независимой Латвии, режиссера, воспитанного в Волгограде и прошедшего школу жизни в Макаровке, заканчивая латышским композитором-классиком Артуром Маскатсом, написавшим музыку, которая стала полноценным героем фильма и его неотъемлемой частью.

Можно уверено сказать, что картина не оставила равнодушным ни одного сидящего в зале человека. И, в отличие от многих современных российских фестивальных картин, наверняка оставила в душе каждого зрителя светлые и действительно возвышающие чувства. Что безусловно является свидетельством того, что одновременно с картиной «Сашка. Дневник солдата» в российском кино родился новый сильный и перспективный режиссер.

Под аплодисменты зрителей по окончании фильма Кирилл Зайцев пригласил всех актеров и композитора Артура Маскатса подняться на сцену и ответить на вопросы публики. В ходе этой беседы однозначно стало ясно, что участие в съемках российской картины для каждого из рижских артистов стало не просто подарком судьбы, но и серьезным толчком в кинематографической карьере за пределами родной страны.

Рижане, изрядно соскучившиеся по живому общению с российскими актерами и режиссерами, еще долго не отпускали Кирилла Зайцева после того, как мероприятие закончилось – фотографировались на память, задавали вопросы тет-а-тет. Вечер наглядно показал, что восстановление культурных связей между Россией и Латвией может стать первым шагом не только на пути возрождения жизни после пандемии, но и в целом в возрождении добрососедских отношений. Символично и то, что данная творческая встреча была одобрена и Министерством культуры Латвии, и Министерством культуры России.

Творческую встречу с Кириллом Зайцевым в Риге провела руководитель проекта «Культурная линия» журналист Ольга Авдевич.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*