События

Немецкий политолог рассказал о тайнах развала СССР, истории Меркель и мировых войнах

Диана Шибковская, www.mlyn.by Источник (ссылка откроется в новом окне)

Немецкий журналист и политолог, экс-психотерапевт Александр Сосновский встретился с белорусским зрителем в Минске в рамках 6-го фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». Беседу с этим известным человеком сразу после просмотра российского фильма «Крушение СССР: расшифровка черного ящика» помог организовать Международный медиаклуб «Формат А-3».

О фильме про крушение СССР

— В фильме есть несколько вещей, которые меня поразили как человека, пережившего потерю великой страны. Я обратил внимание на то, кому позвонил Борис Ельцин после подписания приснопамятного документа в Вискулях — Бушу! Он советовался с президентом Америки, и тот одобрил решение. Слушайте, большего унижения и пресмыкания перед сильными мира сего тяжело себе представить! А ведь Ельцин хотел, чтобы в нем видели такого мачо, освободителя, давшего, как он утверждал, столько суверенитета, сколько могли взять.

Вы видели сюжет, когда Ельцин выступает перед конгрессом и сенаторами США? Он закончил свою речь словами: «Господи! Благослови Америку!» Правда, потом добавил: «И Россию тоже». Все-таки хватило ума и совести вспомнить и о своей стране.

О грузино-абхазском конфликте

— Вот показывали режиссера по фамилии Логуа. Был еще один — Тимур Логуа, которого я очень хорошо знал, молодой абхазский генерал, которому в 1992 году исполнилось 23-24 года. Он лично рассказывал такую замечательную историю. Как раз в это время Гамсахурдиа был гоним из Грузии и со своими бойцами раненый скрывался где-то в горах. В какой-то момент он пришел в лагерь Тимура с просьбой оказать ему срочную медицинскую помощь. А по традиции у горцев не полагается убивать даже врага, когда он приходит к ним домой. Он принимает у себя Гамсахурдиа, прячет его от своих же друзей, две недели его лечит, помогает, кормит его бойцов, а потом отпускает всех с миром. Тех людей, которые до этого уничтожали Абхазию! Тех, кто хотел, чтобы Абхазия стала совершенно другой республикой и страной. Это тоже обломки империи Советского Союза…

Про перестройку и объединение Германии

— Любому человеку, который выстраивает себе карьеру, рано или поздно становится мало того, что у него есть, и он начинает себе придумывать звания, должности. Советский Союз в этом плане совершенно не исключение. А что касается перестройки, то я уверен, что это изобретение не Горбачева, а тех советников, которые его окружали, людей, которые ему делали определенные предложения. Ну и придумали ему красивое слово «перестройка», которое пошло в народ, точно так же, допустим, как объединение Германии. Это типично такой западный пиар!

Михаил Горбачев может утверждать все, что угодно, что вот ничего ему за это не давали и не платили. Но есть воспоминания Хорста Тельчика, который многие годы был правой рукой Гельмута Коля (немецкого канцлера Германии. — Прим. Авт.). Он рассказывает, что во время разговора Михаилу Горбачеву задали вопрос: что вы хотите за объединение Германии, какие деньги? И Горбачев ответил: ну, если 10 миллиардов марок нам дадите, то нас, в принципе, это устроит. Тельчик говорит, что они были готовы услышать цифру и в 100 миллиардов, а когда речь зашла о меньшей сумме, их это, конечно, устроило. Из упомянутых 10 миллиардов 5 миллиардов пошло в виде продуктовых кредитов. То есть их вообще никто не видел, а пять ушло просто так.

История про Меркель, яйца и Горбачева

— Я вам расскажу сейчас историю про Ангелу Меркель, федерального канцлера Германии, которая сейчас уходит. У нее польские корни. Я сейчас ее приведу в пример для того, чтобы вы могли понять, кто такой Михаил Горбачев. Когда Ангела была подростком 13–14 лет, то вместе с классом отправилась в велосипедное путешествие по территории Польши. И через много-много лет у нее брали интервью, когда она уже была министром по природе, экологии.

После «мамы» Меркель пришел «папа» Шольц

И Меркель спросили: что вам не понравилось тогда, когда вы увидели Польшу? Она говорит: «Яик нема». Имелось в виду, что просто в продаже не было яиц. Польша тогда являлась социалистическим государством. Так вот, если вы спросите у меня про Горбачева, «яик нема» — это единственный ответ…

На месте бывшего Советского Союза возникло 15 государств, многие из которых захлестнули региональные конфликты.

Говорят, что Горбачев был желательной кандидатурой для Юрия Андропова (генсека ЦК КПСС. — Прим. Авт.). Так это или нет, никто не знает. Когда он пришел к власти, то был еще совсем юным… Человек появился из ниоткуда: какой-то ставропольский политический деятель, активист — и вдруг поднимается на самый верх, становится министром, членом ЦК и Политбюро, а потом его избирают Генеральным секретарем. Чисто психологически представьте себе, что, допустим, вы сегодня становитесь неожиданно директором крупнейшего холдинга. Ну, понятно, первое время вы будете задавать себе вопрос: почему я? Через неделю вы к этому привыкнете и начнете говорить: а кто же, кроме меня? Через три недели вы уже будете утверждать, что только вы этого достойны. Точно так же через данную психологическую линейку проходит любой, кто делает себе карьеру, если он к подобному не подготовлен. Ну а Горбачев, судя по его психотипу и психологическому портрету, совершенно не был готов к серьезным делам и к тому, что на него свалится такая ответственность. Собственно, он поэтому и проиграл, в том числе.

О развале Советского Союза

— Я этого никогда не публиковал, но теперь время такое, когда мы все начинаем вспоминать, что и как было. Неоднократно сам Горбачев говорил — конечно же, он все знал. Более того, он воспринимал ГКЧП и то, что происходит (я сейчас говорю про август 1991 года) как освобождение для себя. Считал, что ему расчистят дорогу и тогда он уже сможет, как настоящий руководитель, свести воедино Советский Союз, и все это заработает по-новому.
Горбачев признался, что был в курсе всего происходящего, более того, он воспринимал ГКЧП и август 1991 года как освобождение для себя.

Наверное, слишком много на себя беру, но я бы не оказался на месте Горбачева, потому что никогда в той сложной для своей Родины ситуации не поехал бы в Форос. Он должен был либо немедленно уйти в отставку, передать свои полномочия, либо не доводить страну до края пропасти. В данном случае я предпринял бы жесткие меры и не стал бы миндальничать с теми, кто пытается что-то у моей страны забрать.

И Бурбулис, и Шушкевич, и Кравчук, и Ельцин, и Горбачев — все они упивались тем, что разрушили храм. Они рады, что благодаря этому вошли в историю. Им абсолютно плевать на то, что произошло со страной.

Поэтому не надо лукавства, вранья, не надо рассказывать о том, как они пытались и как хотели сохранить Союз. Все три слабых лидера — я имею в виду беловежских старичков, включая Горбачева, смотрели на это как на некую возможность, когда им на блюдечке с голубой каемочкой подадут нечто более жирное, нежели союзный договор: больше власти и полномочий. Каждый из них в тот момент, когда Бурбулис (соратник Ельцина, один из главных действующих лиц при подготовке Беловежского соглашения, оформившего распад СССР. — Прим. Авт.) зачитывал этот документ, сидел, закатывал глаза и думал совершенно о другом. Думал, что с завтрашнего дня он больше не руководитель какой-то республики, а президент суверенной страны, полноправный хозяин!

О выборах в Германии, нацизме, и спецслужбах ФРГ

— На последних выборах партия «Альтернатива для Германии» и Левая партия проиграли. То есть обе партии — одна крайне правая и одна крайне левая — стали терять популярность в стране. Фактически левые центристы сейчас возьмут власть, скорее всего.

Не могу не сказать, когда закончилась Вторая мировая война и Германию разделили на четыре зоны, в ФРГ большую часть постов судей, прокуроров, руководителей местных муниципалитетов заняли бывшие функционеры НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. — Прим. Авт). А вот БНД — службу внешней разведки Германии — возглавил генерал-майор Рейнхард Гелен. Был фактически нацистом, по сути, правой рукой Канариса, как про него рассказывают. И эта «организация Гелена» в итоге превратилась в крупнейшую спецслужбу страны. То есть в течение последующих 20-30 лет после войны, а многие сотрудники доработали до глубоких 70-80 лет, они создавали новую Федеративную Республику Германии. Это я к тому, что в Германии латентная часть нацистского понимания своей сущности сохранилась и никуда не делась.
О войне в Нагорном Карабахе (Арцахе)

— Мне достаточно легко говорить на эту тему, потому что я почетный член армянской общины города Валенсии в Испании. У меня теплое отношение к этой стране и много армянских друзей… Я знаю это все не со стороны. Конечно, то, что мы сегодня называем проигрышем в войне, не означает проигрыш в историческом плане. Может быть, через 20 лет мы будем оценивать это совершенно по-другому. Но понятно, что нынешнее руководство Армении предало свой народ. Тут вопросов никаких нет: они пошли на поводу у своих консультантов из-за рубежа. Не захотели конфликта, не пошли на серьезные крайние меры. А крайняя мера очень простая! Если бы Никол Пашинян (премьер-министр Армении. — Прим. Авт.) хотел, чтобы Арцах сохранился, то Армения должна была бы немедленно Карабах признать. Но поскольку они этого не сделали, то и ОДКБ, естественно, никоим образом не мог Арцах защитить. У меня хорошие отношения, в том числе с турецкими коллегами, с азербайджанскими, я не испытываю никакой ненависти, я говорю это совершенно объективно. Но в данном случае, поскольку в упомянутом конфликте речь идет о маленькой древней части Армении, которая ей испокон веков принадлежала, и там все эти святыни армянские вы можете увидеть... Так вот Пашинян и его клика сдали все, что могли, они бросили этот маленький народ. Погибло столько людей, сколько за все эти годы никогда не гибло у армян. Мы не знаем этих потерь, но мне сказали, что вполне вероятно от 15 до 20 тысяч 19–20-летних парней полегло в этой непонятно за кого битве. Поэтому сложилась страшная ситуация! В данном случае я был сторонник резких каких-то действий, но… Мне хотелось, чтобы Россия по-другому на это отреагировала, но я тут тоже не могу давать свои рекомендации и советы. Я близко дружу с бывшим министром безопасности Давидом Шахназаряном. И он мне говорил: «Александр, ты не представляешь, что здесь творится! Нас продают просто ни за что! Нас продают и предают! Если мы сейчас не выстоим, Арцаха не будет». Ну и все, Арцаха нет, они не выстояли, к сожалению.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Сосновский

«В фильме прозвучали фамилии исторических и государственных деятелей, со многими из которых я был лично знаком, не раз встречался и брал интервью. Например, с генералом Коржаковым в середине…… →

Видео
Статьи