События

Облик завтрашнего дня определяет наука

Ангелина Светлова, Друзья-Сябры Источник (ссылка откроется в новом окне)

Выгодно ли было строить Белорусскую АЭС? Правда ли, что у космонавтов кости становятся более хрупкими? В чем отличие огромного коллайдера от синхротрона? Зачем нужен нейтринный телескоп? Насколько опасна магнитная пушка? На эти вопросы совместно со школьниками, гимназистами и студентами Минска искал ответ руководитель комплекса синхронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», председатель координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Никита Марченков.

В президиуме Национальной академии наук Беларуси стартовал проект «Формат науки: доступно». Организатором встречи молодежи с известными учеными стало Белорусское общество «Знание» при содействии Международного медиаклуба «Формат А-3». В беседе приняли участие Главный ученый секретарь НАН Беларуси Андрей Иванец, доктор физико-математических наук, заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по материаловедению Алексей Труханов.

Ученые констатировали, что искусственный интеллект сегодня безжалостно вытесняет людей с рынка труда. Причем отовсюду – из магазинов, аэропортов, предприятий. На их взгляд, исследовательская сфера – это, пожалуй, та область, куда искусственный интеллект придет еще очень нескоро, поэтому можно спокойно идти в науку, зная, что еще многие годы человек там будет оставаться главным действующим лицом.

Гость встречи Никита Марченков рассказал о том, что ежегодно Курчатовский институт проводит около 300 различных экспериментов со всей России, поэтому он рад пригласить к себе всех желающих поучаствовать в подобных исследованиях и почувствовать себя в роли испытателя.

С большим интересом собравшиеся слушали увлекательнейшую лекцию о том, как мегаустановки помогают создавать дизайн будущего. Гость клуба в доступной и популярной форме объяснял смысл важных научных изысканий в такой науке, как, например, физика.

«Советская разработка Токамак во всем мире так и называется, она не переводится на иностранный язык. Это такая тороидальная камера с магнитными катушками. В кольце, в магнитном поле горит плазма, как на солнце, и за счет этого получается энергия в результате термоядерного синтеза. Попробуйте представить – это сложная установка, — предложил Никита Марченков. — Сегодня в мире строится такая гигантская установка Токамак, которая призвана для того, чтобы энергию генерировать по тем же принципам, как это и происходит на солнце. Энергетика – тоже следствие атомного проекта. Атомный ледокольный флот, атомные подводные лодки, которые сегодня позволяют осваивать Арктику, коллайдер – по сути тоже следствие атомного проекта, когда люди научились управляться с отдельными частицами, с отдельными атомами. Ядерная медицина, которая позволяет сегодня лечить сложнейшие онкологические заболевания, – тоже его «производная». Когда приняли решение о запрете во всем мире испытаний атомного оружия, все эти «эксперименты» перешли в область компьютерных вычислений, что в итоге привело к резкому развитию суперкомпьютеров и вычислительных технологий. Ну и, конечно, ядерная энергетика в космосе. Сегодня невозможно осваивать дальний космос, если вы не имеете двигателя на атомной энергетике».

Он напомнил, что сейчас в России утверждена программа по созданию новых установок, и кстати, планируется тесное сотрудничество с Беларусью, потому что в республике есть ряд научных организаций, которые изготавливают уникальные вещи для таких ускорителей.

«А вообще сегодня в России и Беларуси быть ученым и заниматься наукой — это очень интересно. Просто в силу того, что наука в мире динамична, и это действительно сфера, которая определяет облик завтрашнего дня, человечества в принципе. Поэтому мне было важно рассказать молодым людям о том, что наука теперь становится ключевым фактором и социально-экономического развития, и политических взаимодействий. Именно она определяет образ не через сотни лет, а по сути, что наступит завтра», — подчеркнул Никита Марченков.

Гость медиаклуба рассказал о том, что в 2016 году в России разработана стратегия научно-технологического развития и сформулированы большие задачи для российской науки.

«Многие проблемы, которые стоят перед нашим обществом, невозможно решить без радикальных, кардинальных, нетривиальных и нестандартных шагов науки, – разъяснил исследователь. – Стратегия определила основные направления, где от науки ожидаются прорывные результаты. Это появление новой цифровой экономики, создание новых материалов, необходимость сохранения исторической памяти, национальной и продовольственной безопасности, взаимодействие человека, природы и технологий и многое другое. Там, кстати, прописаны и вызовы, связанные с демографией и медициной… Хочу обратить внимание, что еще в 2016 году в формулировке этого вызова присутствовала фраза «в том числе, угроз глобальных пандемий». Сегодня видим, насколько эти прогнозы-вызовы оказались дальновидными. Ведь действительно, борьба с пандемией абсолютно невозможна без вклада исследователей и ученых из самых разных областей. Стратегия определила вызовы до 2035 года – это значит, что вам, сегодняшним школьникам и студентам, предстоит с ними бороться. И как раз те из вас, кто пойдет в исследовательскую сферу, окажутся перед этими большими задачами и будут их решать».

Беседу «подхватил» белорусский коллега, доктор физико-математических наук, заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по материаловедению Алексей Труханов, рассказавший участникам встречи о неизведанных тайнах магнетизма.

«Проект направлен на то, чтобы формировать определенную преемственность между различными поколениями. Очень важно, чтобы мы прививали нашим молодым согражданам уважение к науке, стремление к научному поиску, мотивировали ребят к исследовательской работе, — резюмировал председатель правления Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин. — Поэтому акцент в проекте сделан именно на естественные, технические науки. Важно показывать молодых, успешных, талантливых и перспективных специалистов в области физики, химии и биологии, чтобы у ребят формировался положительный имидж ученого. Наши школьники, учащиеся гимназий, студенты, у которых присутствует желание познавать что-то новое, говорят о том, что это стимулирует их к дальнейшему поиску. А потому нам необходимо продемонстрировать, что, будучи ученым, ты становишься успешным в нашем социуме».

Ангелина Светлова 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*