События
Георгий Пряхин: «Я всю жизнь вытравливаю из себя журналиста!»В минувший четверг гостем очередной встречи в Международном медиа-клубе «Формат А-3» стал директор и главный редактор издательства «Художественная литература», известный писатель и журналист Георгий Пряхин. «Худлит» жил, «Худлит» жив, «Худлит»будет жить! На постсоветском пространстве нет, пожалуй, ни одного дома, в котором бы не нашлось книги издательства «Художественная литература» — мы с детства помним знаменитую серию «Классики и современники», журнал «Роман-газета», который выписывала практически каждая семья. А еще были серии «Библиотека античной литературы», «Библиотека литературы Возрождения», «Библиотека классики» и 200-томная «Библиотека всемирной литературы», до сих пор непревзойденная. Издательство «Художественная литература», старейшее издательство России, в 2010 году отметило 80-летие. Выпустить свою книгу в престижном «Худлите» для любого писателя было пределом мечтаний — ведь в основном здесь выходили собрания сочинений русских и зарубежных классиков. В 90-е годы «Худлит» практически перестал существовать. Однако его удалось сохранить — как и уникальный коллектив и не менее уникальное здание на Новой Басманной в Москве. В этом здании прощались с телом Сергея Есенина, здесь после ссылки жил декабрист Федор Вишневский. А в кабинете, который занимает нынешний директор, в свое время работал Максим Горький: эти стены помнят Ромена Роллана, Лиона Фейхтвангера и Михаила Шолохова. Сегодня «Худлит» активно возрождается. — Наш самый большой издательский проект — многотомная Библиотека литератур стран СНГ — фольклор и литературные памятники, — рассказывает Георгий Пряхин. «Спитак после землетрясения снился мне многие годы» Но началась встреча не беседой симферопольцев с московским гостем, а творческим отчетом победителя творческого конкурса «Россия-Украина 2033» Геннадия Потапенко, получившего замечательный приз — поездку на Камчатку. Представленный фильм стал не только своеобразным творческим отчетом, но и отправной точкой беседы. — Сегодня мы увидели дрожь камчатской земли вблизи вулканов — а я помню, как дрожала земля после разрушительных землетрясений в Спитаке и Ленинакане, куда я вместе с тогдашним Председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым отправился буквально на следующий день после катастрофы, — вспоминает Пряхин. — Но самое большое впечатление на меня произвел Ленинакан — там возле каждого дома стояло множество гробов — и особенно много было детских. Эта жуткая картина снилась мне долгие годы… «У многих сегодня тоска по единству» Одной из главных тем встречи уже по традиции стали взаимоотношения на постсоветском пространстве. — На форуме интеллигенции стран СНГ меня поразило, что практически все тосковали по единству, которое было при СССР — отметил Георгий Владимирович. — Ректор одного из институтов Еревана в этой связи говорил даже о «священности сакрального союза, который был пропитан потом и кров’ю». Теперь мы ценим то, что имели, но почему для этого надо было пролить столько слез, испытать столько разочарований? Да, сейчас все народы бывшего Советского Союза разбрелись по национальным квартирам — но это не вся правда. Кто мне скажет, что за эти годы мы стали дальше друг от друга? Ведь Москва сегодня — это «Таджик строй», а каждый второй строитель в Подмосковье — украинец или белорус. Это верхушка разбежалась, а на бытовом уровне народы вырабатывают новый опыт сожительства. И этот опыт должен осмысливаться и даже одухотворяться. Ведь за этими мигрантами зачастую тоже стоит определенная культура. А главное — они еще до сих пор мыслят по-русски! «В Риме нас взяли в осаду телевизионщики» Георгий Пряхин был референтом Михаила Горбачева. А с тогдашней первой леди, Раисой Горбачевой написал и издал в канун августовского путча книгу «Я надеюсь». — Получил я гонорар, забрал четырех детей и единственную жену и мы первым классом полетели в Рим, — вспоминает собеседник. — Помню, в гостинице удивлялись — надо же, русский, а платит за себя сам! Потом моя переводчица проговорилась, что я помощник Горбачева — и в гостиницу понаехала огромная толпа телевизионщиков. Помню, снимали они почему-то мои руки. И именно там я произнес знаменитую фраза «В Беловежской пуще не хватало только почетного караула», которую растиражировали на весь мир. К заявленной же теме разговора «Литература и религия: смена караула» — собравшиеся подошли только в середине встречи. — Раньше нравственные постулаты и поведенческие схемы диктовала литература, сейчас — религия, — считает Георгий Пряхин, позиционирующий себя как «советский верующий атеїст», — Но я уверен: литература более миролюбива. Потому, что, садясь за письменный стол, писатель отрешается от ненависти. Ведь два самых ярких, правдивых образа кавказцев дали два гения русской литературы, которые сами воевали там — Лермонтов и Толстой. Поэтому классическая литература должна быть восстановлена в правах. Я считаю: литература существует даже во имя одного слова. Помню, не так давно я прочел у Абая определение старости: «Скорбны мысли, чуток сон» — всего четыре слова, а сколько смысла! Как на граните выбито! «Готовим к выходу четырехтомник «Войны и мира» Как уже было сказано, сегодня издательство «Художественная литература» переживает второе рождение. Помимо уже озвученного грандиозного проекта — 60-томного издания «Фольклор и литературные памятники стран СНГ» (к слову, 30 томов уже изданы), готовится к выпуску четырехтомник «Войны и мира». — Выйдет он до конца года, — поделился планами Георгий Пряхин. — Причем с великолепными иллюстрациями — акварелями, на которых с поразительной точностью переданы быт, одежда, интерьеры того времени. Нужно возвращать память, духовные ценности! «Демократия — это замечательно, но только не для литературы!» В заключение разговор зашел о пресловутой писательской «кухне». На сакраментальный вопрос — в чем залог писательского успеха? — Пряхин ответил сначала традиционно, а потом — неожиданно: — Это Божий дар. А вот в чем «не залог», знаю точно. Свобода и демократия — это замечательно, но только не для литературы. Ведь два величайших романа человечества — «Дон Кихот» и «Мастер и Маргарита» — написаны в самые темные эпохи. А теперь чего писатель не должен: не должен быть богатым, не должен быть счастливым, не должен разбрасываться словами и не должен быть журналистом. Удивлены? Я и сам всю жизнь стараюсь не забывать о своем призвании и вытравливаю из себя журналиста. Да, иногда публицистика и литература совмещаются, но лучше этого не делать. Почему? Потому, что каждое слово должно быть первородно, а журналист пишет в номер. Я часто думаю, что моя безграмотная мама, за которую я расписывался, была, наверное, большим писателем, чем я. Когда наступала весна, она говорила: «Уже трава проблескивает…». Проблескивает — как емко и как точно! — Писательство — это тяжелая каторга, — подытоживает Георгий Владимирович. — Писатель — как энтомолог, который всю жизнь через лупу наблюдает за букашками. Между прочим, я всегда хотел описать, как палят стерню, с точки зрения букашки — ведь для нее это конец света! У писателей при жизни тяжелая судьба, а после смерти — еще тяжелее: их книги начинают править жены, любовницы, их правит власть, подгоняя под себя… Поэтому всем будущим писателям я желаю здоровья и долголетия, править себя самим и лишний раз не прогибаться, понимая, что власть и писательство не сопрягаются! (на плашке) В 1991 году Пряхин возглаил газетно-журнальное объединение «Воскресение». С 2008 года руководит издательством «Художественная литература». Его первая повесть «Интернат» вышла в конце 70-х. Затем были романы «Мираж», «Грешники в раю» и переизданный в Токио сборник рассказов «Записка с неба». Академик Академии российской словесности, лауреат премии «Золотое перо России» считает, что «у писателя есть задача — по возможности сохранять родной язык и сверхзадача — воспитание человеческого достоинства...». На снимке: Георгий Пряхин с координатором проектов ММК «Формат-3» в Крыму Юлией Вербицкой |
|
|||||
|
Комментарии
this web page dailly and take good data from here everyday.
Can you recommend any other blogs/websites/forums that go over the same topics?
Appreciate it!
Ваш комментарий