События

«Человек пишущий похож на энтомолога, который всю жизнь через лупу наблюдает за букашками»

Юлия Лыкова, «С места происшествия»

Совсем недавно на нашем полуострове побывал Георгий Пряхин — личность незаурядная. В свое время он был консультантом и референтом Михаила Горбачева, когда тот занимал пост Президента СССР. Впрочем, помимо этих достижений Георгий Владимирович много лет проработал в журналистике, возглавлял газетно-журнальное объединение «Воскресение», а сейчас руководит знаменитым издательством «Художественная литература».

Мозаика воспоминаний

Первое впечатление, которое складывается от общения с Пряхиным: он очень добрый, с прекрасным чувством юмора, интересный собеседник.

Как часто и бывает на таких встречах, легкая грусть витала в воздухе, когда речь зашла о развале Советского Союза.

— Недавно я побывал на форуме интеллигенции стран СНГ, и меня тронуло, что практически все присутствовавшие тосковали по утраченному единству. Ректор одного из вузов Еревана говорил даже о священности сакрального союза, пропитанного потом и кровью. После того как было пролито столько слез и пройдено столько испытаний, мы начали ценить то, что имели. Сейчас же вырабатывается новый опыт сожительства между народами. Так, каждый второй строитель в Подмосковье — украинец или белорус. Это показательно — верхушка разбежалась, а на бытовом уровне народы вырабатывают новый опыт взаимодействия, — говорит Пряхин.

80–90-е годы Георгию Владимировичу запомнились особенно. Неизгладимый след оставили события в Ленинакане. После землетрясения в Армении возле каждого дома стояло множество гробов, особенно поражало огромное количество маленьких — детских.

В те же годы, будучи референтом Михаила Горбачева, Пряхин, с тогдашней первой леди Раисой Горбачевой, написал и издал в канун августовского путча книгу «Я надеюсь…». Получив гонорар, он забрал четверых детей, жену и улетел в Рим.

— Помню, в гостинице удивлялись, что русский платит за себя сам. Там моя переводчица проговорилась, что я помощник Горбачева — в гостиницу понаехала огромная толпа телевизионщиков. И именно там я произнес знаменитую фразу: «В Беловежской Пуще не хватало только почетного караула», которую растиражировали на весь мир, — вспоминает Георгий Владимирович.

Во главе престижного «Худлита»

В 2010 году издательство «Художественная литература» отметило свое 80-летие. В советские годы это было элитное издательство, в котором мечтал печататься каждый писатель.

В здании «Худлита» читатели прощались с Сергеем Есениным, здесь после ссылки жил декабрист Федор Вишневский, а стены издательства еще помнят Максима Горького, Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Ромена Роллана и Михаила Шолохова.

— «Худлит» — самое беспартийное издательство в Советском Союзе, созданное Горьким и Сталиным. Оно как бы специализировалось на выпуске качественной литературы, пропагандирующей общечеловеческие ценности. Печатали здесь и западных писателей, — рассказывает Георгий Владимирович. — Сейчас мы постепенно поднимаемся с колен. Выпускаем шестидесятитомник «Фольклор и литературные памятники стран СНГ» на русском языке. Впервые за многие годы. Здесь и сказки, и загадки, плачи, обряды, притчи. Поднимается огромный пласт народной мудрости.

К заявленной же теме разговора «Литература и религия: смена караула» — собравшиеся подошли только в середине встречи.

— Сегодня классическую литературу практически вывели не только из книжного оборота, но из духовного и нравственного. Как известно, свято место пусто не бывает. Его занимают всевозможные доморощенные пророки, религиозные служители-вербовщики, которые на деле не объединяют, а разъединяют общество. Настоящая литература — миролюбива, она лишена антагонизма, разделяющего людей. Чтение позволяет открывать удивительное и новое. Именно поэтому так важно, чтобы классическая литература была восстановлена в правах, — говорит писатель. — Раньше нравственные постулаты и поведенческие схемы диктовала литература, сейчас — религия. Но я уверен, литература более миролюбива, потому что, садясь за письменный стол, писатель отрешается от ненависти. Ведь два самых ярких, правдивых образа кавказцев дали два гения русской литературы, которые сами воевали там, — Лермонтов и Толстой. Поэтому классическая литература должна быть восстановлена в правах. Литература существует даже во имя одного слова.

Сам Пряхин также нередко брался за писательское перо. Его первая повесть «Интернат» вышла в конце 70-х годов. Затем были романы «Мираж», «Грешники в раю» и переизданный в Токио сборник рассказов «Записка с неба».

«В чем же секрет писательского успеха?» — спросили у Георгия Владимировича.

— Я знаю точно, в чем залог «неуспеха». Свобода и демократия — это замечательно, но только не для литературы. К примеру, два величайших романа человечества — «Дон Кихот» и «Мастер и Маргарита» — написаны в самые темные эпохи, — говорит Пряхин. — А теперь чего писатель не должен: не должен быть богатым, не должен быть счастливым, не должен разбрасываться словами и не должен быть журналистом. Я и сам всю жизнь стараюсь не забывать о своем призвании и вытравливаю из себя журналиста. Иногда публицистика и литература совмещаются, но лучше этого не делать. Каждое слово должно быть первородно, а журналист пишет в номер. Писательство — это тяжелая каторга. Человек пишущий — он как энтомолог, который всю жизнь через лупу наблюдает за букашками.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Георгий ПРЯХИН

2 ноября по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Крыму побывал директор издательства «Художественная литература», известный писатель Георгий Пряхин. На встречу…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи