События

29.11.2021, Латвия, Рига

Александр КОТТ

29 ноября в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с российским кинорежиссером, сценаристом, лауреатом множества международных кинофестивалей Александром Коттом, известным многомиллионной аудитории по фильмам и сериалам «Брестская крепость», «Обратная сторона Луны», «Печорин. Герой нашего времени», «Троцкий», новогодним «Ёлкам» и многим другим.

Информационным поводом для радио-видео-моста на тему «Историческая правда и мифы в современном российском кино» стала новая картина Александра Котта «Седьмая симфония», премьерный показ которой недавно завершился на телеканале «Россия». Фильм посвящен уникальной и малоизвестной странице из жизни блокадного Ленинграда о том, как дирижер Карл Ильич Элиасберг собрал в осажденном городе оркестр для исторического исполнения великой «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве режиссера сегодня стала доминирующей. Помимо упомянутой выше «Брестской крепости», Котт также снял сериал «Конвой PQ-17» по роману рижанина Валентина Пикуля, в настоящий момент завершает работу над картиной «Чук и Гек» по Гайдару, где действие разворачивается в довоенный период, и полным ходом cейчас снимает фильм «Голем», рассказывающий о жизни еврейской семьи в Белоруссии во время немецкой оккупации.

В эфире на латвийском радио режиссер, однако, сразу подчеркнул, что сегодня он все-таки снимает свое кино не в буквальном смысле о войне с ее военными действиями и «экшеном», а именно о войне и мире, о силе человеческого духа, о войне внутри человека.

«У нас принято гордиться дедами-героями, совершавшими конкретные подвиги, а мне кажется, что подвиг прежде всего совершали люди, о которых мы ничего практически не знаем. Совершали своим ежедневным адским трудом. Как Карл Элиасберг, например. Такой тихий человек, который собрал во время блокады оркестр из 80 музыкантов, исполнил сложнейшую Седьмую симфонию и произвел невероятный эффект. Потому что есть известная история, как в 60-е годы в Ленинград приехал один немец, который встретился с Карлом Ильичом и рассказал ему, что слышал исполнение симфонии, находясь в окопе под Ленинградом, и понял в этот момент, что Ленинград не взять… Поэтому, к сожалению, именно война рождает героев. И, к сожалению, война объединяет и заставляет любить Родину. Вот такой парадокс».

У самого Александра Котта оба деда были фронтовиками. Один ушел воевать в 43-м и вернулся с войны живым, другой погиб на печально известном Невском пятачке, где шли одни из самых ожесточённых боёв Второй мировой войны. «Кстати, наш фильм «Седьмая симфония» получил достаточно много осуждений за то, что одним из героев фильма «Седьмая симфония» стал НКВДшник , поскольку очень многие сегодня считают, что НКВД – это априори плохо. А мой дед, погибший на Невском пятачке, был лейтенантом НКВД. Это для меня часть семейной истории», - отметил Александр.

О Карле Элиасберге режиссер раньше не знал практически ничего: «Мы же вообще о дирижерах ничего не знаем, потому что они всегда стоят к нам спиной. А тут мне захотелось оказаться в оркестре и посмотреть ему в лицо. И снять в итоге кино так, чтобы зритель смог смотреть на все происходящее именно глазами музыкантов».

Александр Котт рассказал, что в процессе подготовки к съемкам вместе с продюсером картины и исполнителем главной роли Алексеем Гуськовым встречался с родственниками музыкантов, исполнивших «Седьмую симфонию», а также с 90-летней племянницей Элиасберга, которая очень много рассказала о своем легендарном дяде. И, в частности, о том, что когда из эвакуации в Ленинград вернулся Мравинский, Элиасберга уволили из оркестра и Радиокомитета, и он спокойно ушел на пенсию, сидел дома и болел за «Зенит». Среди особо ярких впечатлений, связанных с изучением документальных материалов для фильма, режиссер также особо отметил музей «Когда музы не молчат», расположенный в одной из школ Санкт-Петербурга.

Отвечая на вопрос о том, обсуждали ли создатели фильма после премьеры негативные реакции зрителей на тему некоторых исторических неточностей в образе блокадного Ленинграда, Александр Котт подчеркнул, что заранее был готов к негативным реакциям, поскольку снимал не документальное, а художественное кино, где, безусловно, имеет место вымысел, но все факты – историческая правда. Тем более, что к проекту были привлечены очень серьезные консультанты – как музыканты, так и историк Никита Логинов, считающийся, по словам режиссера, лучшим специалистом по блокадному Ленинграду.

«У нас есть какая-то генетическая память и ощущение правды, что так и было. И для меня всегда очень важно это личное ощущение правды. Мы получили прекрасные письма от известных дирижеров, очень многие известные музыканты звонили Гуськову лично».

Отдельный ряд вопросов гостю был адресован по поводу картины «Брестская крепость», которая до сих пор по версии многих сайтов входит в топ военных фильмов мирового кинематографа. Александр Котт предположил, что столь серьезная оценка картины отчасти может быть связана с тем, что в ней снималось очень много брестчан, для которых тема Брестской крепости по-настоящему святая.

«Брестская крепость – это отдельный мир. Туда надо возить школьников, как возили поездами детей на экскурсии в советское время. Для духовного лечения. Тогда все будет хорошо. Знаете, когда у нас в России случилась трагедия в одной из казанских школ, где молодой человек расстрелял своих ровесников, родители одноклассников моего сына очень засуетились на предмет охраны в нашей школе. А я предложил всем нашим классом поехать в Брестскую крепость, потому что это такое лекарство от всех этих мыслей суицидальных, мстительных. И мы поехали. И наши дети, переживающий опасный подростковый возраст, сразу притихли».

Возвращаясь к теме исторической правды, Александр Котт также рассказал, что на «Брестскую крепость» в свое время по этому поводу тоже вылилось множество негативных отзывов. И признался, что сегодня вряд ли бы смог снять эту картину так, как она сделана, поскольку сделал бы все более жестко.

В процессе беседы латвийские журналисты отметили в эфире тот факт, что очень гордятся, что в популярном сериале Александра Котта «Обратная сторона Луны» в одной из главных ролей снимался молодой актер Александр Ляпин, родом из Риги.

«Ляпин был ваш, теперь наш. У меня на самом деле много актеров из Латвии снималось. В короткометражке «Рыба» - Юля Макарова. В «Обратной стороне Луны-2» - Женя Крегжде. Она тоже была ваша, а у Римаса Туминаса в Вахтанговском театре стала как бы и наша, и ваша».

Гость рассказал, что в его предстоящих премьерах зрители увидят много замечательных актеров: Юлию Снигирь и Карена Бадалова – в фильме «Чук и Гек», Ксению Раппопорт и Владимира Вдовиченкова в «Големе».

Какие фильмы сегодня надо и важно снимать? Несмотря на то, что сам режиссер в основном обращается к теме дней минувших, он уверен, что снимать тем не менее надо о дне сегодняшнем.

«Но я, к сожалению, не могу на наше время взглянуть со стороны, потому что нахожусь внутри этого временного потока и не чувствую его эстетики. Когда мы говорим про 60-е годы, у нас в голове возникает картинка, про 80-е – картинка. 90-е годы - это такие серые пятна с яркими взрывами, 2000-е - кислотно-цветные с черными пятнышками. А в наши дни я даже не могу представить картинки, потому что это какая-то дикая эклектика. Сейчас мы оглядываемся, ищем будущее в прошлом. Это сложно объяснить. Потому так много снимается исторических фильмов так мало современных. А если есть современные, то в основном они про ад. У меня современных фильмов практически нет, потому что я боюсь их придумать».

В канун наступления последнего месяца года Александра Котта, считающегося настоящим специалистом по новогоднему кино после съемок нескольких знаменитых российских «Ёлок», не могли не спросить, в чем, на его взгляд, заключается феномен этих фильмов?

«Потому что впервые был придуман отечественный формат такой американской структуры мечты, который привел в нашу страну Тимур Бекмамбетов. Ведь раньше в наших кинотеатрах показывали под Новый год только американские рождественские истории. И каждый Новый год в итоге был забит в кинотеатрах этими блокбастерами проамериканских Санта Клаусов. А потом Бекмамбетов потрясающе снял наши первые «Ёлки», и у нас их быстренько приняли. А зрителя ведь не обманешь, не заставишь ходить в кинотеатры. И следующие «Ёлки» уже стали ждать. Съемки проходили в Новосибирске, в Иркутске, по всей стране. Такой объединяющий проект получился. В этом году тоже выходят новые «Ёлки». Хотя вроде они уже решили остановить проект, сняли «Елки Последние», но видимо, зритель очень захотел продолжения и сняли новые «Ёлки 8». В этом контексте ещё потрясающее новое кино - «Серебряные коньки». Оно произвело на меня такой вау-эффект – это и Голливуд, и наши русские эмоции. И снято все красочно. И зритель на ура принял».

В онлайн-встрече на латвийском радио принимали участие латвийские и белорусские журналисты. Вели эфир представители проекта "Культурная линия" журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

 

Комментарии

26.05.2022, 01:34 ms-marvelkynet
смотреть онлайн сериал «Мисс Марвел» <a href="http://bit.ly/ms-marvel-1-8-seriya">Сериал: Мисс Марвел</a> Рекомендуем посмотреть Мисс Марвел 1 сезон
29.05.2022, 19:34 ms-marvelokjoi
Он и зависим, и свободен (<a href="https://bit.ly/FILMFILMFILM">фильм</a> открывается песней «Я свободен» из репертуара

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*