События

В чем секрет картины «Брестская крепость» и почему ее не выдвинули на «Оскар»?

Елена ЕЛОВИК, газета «7 Дней» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Кинорежиссер и сценарист Александр Котт известен по фильмам «Обратная сторона Луны», «Печорин. Герой нашего времени», «Троцкий» и новогодним «Елкам». Однако своей самой значимой картиной он называет «Брестскую крепость» – первый совместный кинопроект Союзного государства России и Беларуси, который критики называют лучшим фильмом о войне за последние 25 лет. Беседуем с известным режиссером о нашумевшей «Седьмой симфонии» и его новой ленте, которая снимается в нашей стране.

– Недавно на телеканале «Россия» завершился показ вашего фильма о том, как в осажденном Ленинграде дирижер Карл Элиасберг собрал оркестр для исполнения великой Седьмой симфонии Шостаковича. Прочему вас так притягивает тема войны?

– Фильм «Седьмая симфония» – не военный экшен, история не про бои, а про силу духа. У нас принято гордиться дедами-героями, совершавшими подвиги на фронтах. А мне кажется, что подвиги совершали и люди, о которых мы практически ничего не знаем. Они делали это своим ежедневным адским трудом. Как Карл Элиасберг, например. Этот тихий человек собрал во время блокады оркестр из 80 музыкантов, исполнил сложнейшую Седьмую симфонию и тем самым произвел невероятный эффект. Известна история, как в 1960-е в Ленинград приехал немец, который встретился с Карлом Ильичом и рассказал, что слышал исполнение симфонии, находясь в окопе под Ленинградом, и именно в тот момент понял: город им не взять… К сожалению, именно война рождает героев. И, к сожалению, война объединяет и заставляет любить Родину. Такой парадокс.

– Вы были готовы к негативной реакции зрителя?

– Конечно. Эта история должна была оказаться точной в музыкальной части как минимум. Мы уделили особое внимание тому, как музыканты держат смычки, как и что играют. В этом проколов не было, наши консультанты не допустили неточностей. Один из них – Никита Логинов – лучший специалист по теме блокадного Ленинграда. Какие-то вещи он не допускал, а если с чем-то соглашался, значит, это было хотя бы теоретически возможно. В основном возмущения высказывались по поводу того, что действие фильма происходит не в реальном Радиокомитете, как это было 79 лет назад. Но сейчас на том месте леса! Там невозможно снимать! Мы нашли здание с выходом на Радиокомитет… «Седьмая симфония» – художественный образ, а не документальное кино. Тем не менее мы получили прекрасные письма, например, от известного дирижера Семена Бычкова, участника Великой Отечественной войны…

– Как вам кажется, в чем секрет того, что картина «Брестская крепость» до сих пор входит в топ военных фильмов мирового кинематографа?

– Возможно, картина успешна, потому что в ней снималось много брестчан, для которых тема этой цитадели святая. Брестская крепость – это отдельный мир. После трагедии в казанской школе, когда молодой человек расстрелял одноклассников, родители тут же заволновались: а какая у нас в школе охрана, что происходит с нашими подростками? Я предложил классу, где учится мой сын, поехать в Беларусь. Брестская крепость – это лекарство от всех суицидальных и мстительных мыслей. А у детей как раз был такой опасный подростковый возраст. Понимаю сейчас, что тогда приняли правильное решение.

– Какая у ребят была реакция?

– Сразу притихли. Ходили, смотрели, слушали… В советское время туда возили поездами детей «на лечение». И если мы начнем делать то же самое, все будет хорошо.

– Продюсер картины Игорь Угольников говорил, что ее хотели выдвинуть на «Оскар». Почему этого не случилось?

– Не знаю. Я просто не ориентируюсь в этом пространстве, есть боги-продюсеры. Видимо, что-то пошло не так...

– Однажды вы признались, что сейчас снимали бы «Брестскую крепость» по-другому. Что изменили бы?

– Наверное, ушел от закадрового голоса в фильме. Тогда все было снято на кураже, достаточно нагло. Теперь я бы включил голову и похолоднее бы сделал этот фильм. Более точно, возможно. Как это снято – непонятно до сих пор. Потому что есть сцены, которые рождались прямо у меня на глазах.

– Осенью вы стартовали со съемками новой военной драмы «Голем»...

– Это история, которая происходила в Беларуси в еврейском местечке до начала и во время войны. Абсолютно камерное кино о том, как соседи, вдруг став врагами, начинают любить друг друга…

– Кто из актеров играет в картине и где ее снимают?

– Ксения Раппопорт, Карэн Бадалов, а также другие, пока «незвездные» артисты. Снимаем в Беларуси, где же еще?! Я провел у вас очень много времени, работал здесь над «Обратной стороной Луны», два сезона по 16 серий. Здесь со съемками все хорошо, в Беларуси еще не разлюбили кино.

– Когда планируется премьера «Голема»?

– Возможно, у картины фестивальная судьба. Скоро фильм доснимем, весной смонтируем, а там продюсеры решат, что с этим делать.

– Вас считают специалистом по новогоднему кино: несколько «Елок», короткометражка «Самый лучший подарок». В чем, на ваш взгляд, «елочный» феномен?

– Впервые был придуман отечественный формат американской структуры мечты, который привел в нашу страну Тимур Бекмамбетов. Раньше в кинотеатрах в декабре показывали только американские рождественские истории. Каждый Новый год был забит блокбастерами про Санта Клаусов. А потом Бекмамбетов потрясающе снял первые «Елки», у нас их хорошо приняли. Съемки проходили в Новосибирске, в Иркутске, по всей стране. Такой объединяющий разные города проект получился. В этом году выходят новые «Елки 8», хотя этот проект планировал завершать. Но, видимо, зритель захотел продолжения. В данном контексте еще один потрясающий фильм – «Серебряные коньки». Он произвел на меня вау-эффект – это и Голливуд, и наши русские эмоции. И снято все красочно. И зритель на ура принял.

– У вас, как у зрителя, есть любимое новогоднее кино?

– «Иронию судьбы» никто не отменял.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*