События

02.12.2021, Абхазия, Сухум

Борис Любимов

Фото

2 декабря в амфитеатре Абхазского государственного университета состоялась встреча студентов с ректором Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина и заведующим кафедрой истории русского театра ГИТИСа, заместителем художественного руководителя Малого театра России, известным театроведом, заслуженным деятелем искусств России Борисом Николаевичем Любимовым.

Мероприятие организовано Союзом журналистов Абхазии совместно с международным медиаклубом «Формат А3».
Тема встречи: «Литература и культура в современном обществе».

Открывая ее Любимов сообщил, что приехал в Абхазию вместе с группой преподавателей театрального училища, которые будут осуществлять отбор абхазских абитуриентов для обучения в театральном училище имени М.С.Щепкина.
Он отметил, что на протяжении четырех дней отборочная комиссия будет оценивать выступления абитуриентов. По итогам этого отбора, с 1 сентября 2022 года учебу в театральном училище начнут 15 студентов из Абхазии.

"Эти дни будут очень насыщенными, думаю, что выступления будут идти с утра до вечера. Мои коллеги постараются создать ребятам условия для того, чтобы они могли продемонстрировать свои способности, максимально самовыразиться»", - сказал он.

«Обучение в творческих вузах – это как полет экипажа в космическом корабле: ты набрал группу и потом несколько лет с ними вместе находишься в одной лодке. Отбор должен осуществляться максимально объективно, потому что ты с этими молодыми людьми как бы летишь «в театральный космос на четыре предстоящих года», – сказал он.
Любимов отметил, что те студенты, которые начнут обучение в театральном училище в 2022 году, закончат его в 2026-м.

«Свои первые шаги они будут делать во второй половине 20-х – в первой половине 30-х. Их звездный час – это вторая половина 30-х, 40-е и отчасти 50-е годы. А 60-е –70-е годы - ну, если говорить об актерах, они перейдут на возрастные роли… А в 80-е годы они начнут писать мемуары. А те, кто из них будет вести здоровый образ жизни, а родители наградили их хорошими генами, они в принципе могут дожить – вот эти ребята 2003-2004 года рождения – страшно подумать! – до 22 века», – отметил он.

Борис Любимов рассказал студентам о том, в чем, по его мнению, заключается особенность театрального образования.

«Отличительная особенность театрального образования состоит в том, что оно предполагает живой контакт, – как и само театральное искусство», - сказал он. А дистанционное обучение, к которому пришлось прибегнуть в ковидные времена, он считает не более чем временным явлением.

Любимов отметил, что театр предполагает создание уникальной атмосферы, обмен энергией, особый формат общения. И несмотря на то что в интернете сейчас можно найти практически любой спектакль, – такой просмотр не сравнится с настоящим, «живым» представлением.

«Конечно, мы знаем, какие возможности сейчас предлагает интернет: в записи можно посмотреть лучшие спектакли со всего мира. Но это ведь не отменяет театра. Он потому и дорог человеку, несмотря на все открытия кинематографа и телевидения, что по-прежнему дает возможность общаться между собой, обмениваться энергией. Я очень надеюсь, что, когда пандемия закончится, люди вновь массово начнут ходить в театр. Поскольку за это время почувствуют нехватку такого именно общения», – считает он.

Отвечая на вопрос, почему в современном обществе возникла ностальгия по советскому прошлому, Любимов сказал, что его лично иногда это радует, а иногда настораживает и пугает.

По его мнению, «чаще всего это бывает, когда происходит некий перелом в жизни людей и государства».

В качестве примера он привел тот факт, что все, кто был в русской эмиграции, почти в одно время начали писать художественные мемуары – Куприн «Юнкера», Шмелев «Лето господне» или Бунин «Жизнь Арсеньева».

«В один и тот же год, не сговариваясь, они в 1927-м начали, а в 1933-м закончили. А потому, что это прошлое у них было отобрано. Они понимали, что они никогда не увидят могил своих предков, людей, с которыми ходили по улицам. Бунин написал такой маленький рассказик – «Далекое», причем он совершенно не идеализирует это далекое, но туда почему-то хочется. Потому что в этом далеком, оказывается, уже больше твоих знакомых людей, чем в сегодняшнем. Ну и самое знаменитое произведение Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Но у нас это написано нашими писателями более болезненно, потому что у Пруста было утрачено время, в которое мы не вернемся никогда – ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 2000-е годы. Но он всегда мог поехать в тот город и увидеть вот эту церквушку, вот этот домик… А бунины и куприны никогда уже не вернутся не только в утраченное время, но и в утраченное пространство. Это очень характерно для 20-х годов», – отметил ученый.

Что касается 90-х прошлого столетия, то, по мнению Любимова, после крушения такого большого государства, как СССР, перед людьми появились весьма серьезные проблемы. Для кого-то они были политическими, для кого-то национальными, для кого-то социальными, а для кого-то религиозными.

«И человеку начинает казаться, что лучше всего ему было жить в 70-ые или 80-годы. Но природа жизни такова, что мы не можем вернуться назад, скопировать и повторить то, что уже прошло», – считает Любимов.

«Человечество всегда идет вперед и никогда не возвращается в прошлое. Возрождение античности не становится античностью, а просто становится возрождением», – говорит он.

Любимову задали вопрос, ощущает ли Россия какие-либо потери в сфере культуры и искусства после распада Советского Союза?

– Конечно. Потеряли очень много. Потому что в этом многообразии национальностей, которые входили в состав большого государства, даже самая малая нация несет в себе какой-то отсвет того, что задумал о ней Бог. Это так важно для художника - проверить, а как ты звучишь для художника, как ты звучишь для писателя на другом языке? Сколько зрителей посмотрит фильм кинорежиссера, снявшего фильм, который будет показан только в Латвии? А тут какой-нибудь фильм с Вией Артмане идет от Калининграда до Владивостока… Это обогащало и переводчиков, в самом прямом, материальном смысле этого слова. А сейчас каким тиражом, допустим, может быть издан писатель в Эстонии, в Латвии, Литве? Конечно, потенциального читателя, как и потенциального зрителя у театра или у кинематографа, у художника, будет немного. Нужно быть сверхгениальным художником, чтобы вырваться в какой-нибудь мировой проект.… Как-то с самого начала трудно было себе представить, что вот эта республика теперь для тебя – заграница. Поэтому очень важно, когда есть возможность общения и взаимообогащения, – подчеркнул Любимов.

Ему также задали вопрос относительно тенденции, когда многие певцы, комедианты, блогеры снимаются в фильмах, играют в театрах, не получив никакого образования в сфере актерского мастерства, в то время, когда люди, которые потратили годы, учились профессии актера, не получают достойного признания и славы.

– Ну, а кто из нас иногда не пишет рифмованные стихи на день рождения своего друга? Но это не поэзия. Я в армии под расстрелом поставил один спектакль. Хуже этого спектакля я в жизни не видел. Я служил на Байконуре и думал, что самое правильное наказание – это меня в ракету вместо топлива… Значит ли это, что я режиссер? Нет, конечно», – ответил Любимов.

«То, что дилетантизм у нас прет во многих сферах, не секрет… Ну, сколько дилетантских книг по истории написано кем угодно? Поэтому мне кажется, что образование стоит получать, если ты действительно любишь актерскую специальность, а люди, которые тебя отбирают, допускают, что из тебя может выйти актер. Там есть своя иерархия. Один - Гамлет, другой Горацио, а третий – Фортинбрас, а четвертый стражник – но он тоже актер. И вот когда идешь на актерский факультет, ты думай о том, что, может быть, ты всю жизнь будешь стражником, но иногда, если заболеет Фортинбрас, будешь Фортинбрасом. Кстати, таких людей в театре ценят, относятся к ним с уважением, потому что они, может быть, внутри переживают какую-то драму, но несут ее с достоинством и не преувеличивают масштабы своего дарования», – считает ученый.

Говоря о современном состоянии культуры и искусства в России, Любимов отметил, что талантливые люди всегда были и будут.

«Есть одна тенденция, которая свойственна моим соотечественникам. Мы очень любим говорить, как у нас плохо. Все, что угодно - дороги, искусство, армия - все плохо. Да, конечно, сейчас я бы не мог назвать писателей не только масштаба Достоевского и Льва Толстого, но и тех, кто определял бы сверстников Шукшина и Искандера… Василь Быков в Белоруссии, Ион Друцэ в Молдавии, Виктор Астафьев, Распутин, Белов, Аксенов. Ах, их нету? Значит, ничего в литературе нет... Это тоже неправильно - одаренные люди, конечно, есть. Может быть, сейчас какая-то передышка. Я бы сказал, что мы в этом смысле ничем не отличаемся от мировых тенденций. Я бы не мог сказать, что меня потрясло в литературе за последние пять лет, хотя хорошие писатели и публикуются, и издаются… Сейчас вообще, может быть, читают чуть меньше, чем читали 50 лет назад. Но я еще не теряю надежды, что до конца дней своих увижу еще что-то гениальное в искусстве», - выразил надежду Любимов.

 

 

Комментарии

28.07.2022, 23:32 Atteday
Lodine Online Without Precription <a href=http://buycialikonline.com>generic cialis online europe</a> Amoxicillin Macaw Bacterial Infection

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*