События
02.12.2021, Абхазия, Сухум Борис Любимов |
2 декабря в амфитеатре Абхазского государственного университета состоялась встреча студентов с ректором Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина и заведующим кафедрой истории русского театра ГИТИСа, заместителем художественного руководителя Малого театра России, известным театроведом, заслуженным деятелем искусств России Борисом Николаевичем Любимовым. Мероприятие организовано Союзом журналистов Абхазии совместно с международным медиаклубом «Формат А3». Открывая ее Любимов сообщил, что приехал в Абхазию вместе с группой преподавателей театрального училища, которые будут осуществлять отбор абхазских абитуриентов для обучения в театральном училище имени М.С.Щепкина. "Эти дни будут очень насыщенными, думаю, что выступления будут идти с утра до вечера. Мои коллеги постараются создать ребятам условия для того, чтобы они могли продемонстрировать свои способности, максимально самовыразиться»", - сказал он. «Обучение в творческих вузах – это как полет экипажа в космическом корабле: ты набрал группу и потом несколько лет с ними вместе находишься в одной лодке. Отбор должен осуществляться максимально объективно, потому что ты с этими молодыми людьми как бы летишь «в театральный космос на четыре предстоящих года», – сказал он. «Свои первые шаги они будут делать во второй половине 20-х – в первой половине 30-х. Их звездный час – это вторая половина 30-х, 40-е и отчасти 50-е годы. А 60-е –70-е годы - ну, если говорить об актерах, они перейдут на возрастные роли… А в 80-е годы они начнут писать мемуары. А те, кто из них будет вести здоровый образ жизни, а родители наградили их хорошими генами, они в принципе могут дожить – вот эти ребята 2003-2004 года рождения – страшно подумать! – до 22 века», – отметил он. «Отличительная особенность театрального образования состоит в том, что оно предполагает живой контакт, – как и само театральное искусство», - сказал он. А дистанционное обучение, к которому пришлось прибегнуть в ковидные времена, он считает не более чем временным явлением. Любимов отметил, что театр предполагает создание уникальной атмосферы, обмен энергией, особый формат общения. И несмотря на то что в интернете сейчас можно найти практически любой спектакль, – такой просмотр не сравнится с настоящим, «живым» представлением. «Конечно, мы знаем, какие возможности сейчас предлагает интернет: в записи можно посмотреть лучшие спектакли со всего мира. Но это ведь не отменяет театра. Он потому и дорог человеку, несмотря на все открытия кинематографа и телевидения, что по-прежнему дает возможность общаться между собой, обмениваться энергией. Я очень надеюсь, что, когда пандемия закончится, люди вновь массово начнут ходить в театр. Поскольку за это время почувствуют нехватку такого именно общения», – считает он. Отвечая на вопрос, почему в современном обществе возникла ностальгия по советскому прошлому, Любимов сказал, что его лично иногда это радует, а иногда настораживает и пугает. По его мнению, «чаще всего это бывает, когда происходит некий перелом в жизни людей и государства». В качестве примера он привел тот факт, что все, кто был в русской эмиграции, почти в одно время начали писать художественные мемуары – Куприн «Юнкера», Шмелев «Лето господне» или Бунин «Жизнь Арсеньева». «В один и тот же год, не сговариваясь, они в 1927-м начали, а в 1933-м закончили. А потому, что это прошлое у них было отобрано. Они понимали, что они никогда не увидят могил своих предков, людей, с которыми ходили по улицам. Бунин написал такой маленький рассказик – «Далекое», причем он совершенно не идеализирует это далекое, но туда почему-то хочется. Потому что в этом далеком, оказывается, уже больше твоих знакомых людей, чем в сегодняшнем. Ну и самое знаменитое произведение Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Но у нас это написано нашими писателями более болезненно, потому что у Пруста было утрачено время, в которое мы не вернемся никогда – ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 2000-е годы. Но он всегда мог поехать в тот город и увидеть вот эту церквушку, вот этот домик… А бунины и куприны никогда уже не вернутся не только в утраченное время, но и в утраченное пространство. Это очень характерно для 20-х годов», – отметил ученый. Что касается 90-х прошлого столетия, то, по мнению Любимова, после крушения такого большого государства, как СССР, перед людьми появились весьма серьезные проблемы. Для кого-то они были политическими, для кого-то национальными, для кого-то социальными, а для кого-то религиозными. «И человеку начинает казаться, что лучше всего ему было жить в 70-ые или 80-годы. Но природа жизни такова, что мы не можем вернуться назад, скопировать и повторить то, что уже прошло», – считает Любимов. «Человечество всегда идет вперед и никогда не возвращается в прошлое. Возрождение античности не становится античностью, а просто становится возрождением», – говорит он. Любимову задали вопрос, ощущает ли Россия какие-либо потери в сфере культуры и искусства после распада Советского Союза? – Конечно. Потеряли очень много. Потому что в этом многообразии национальностей, которые входили в состав большого государства, даже самая малая нация несет в себе какой-то отсвет того, что задумал о ней Бог. Это так важно для художника - проверить, а как ты звучишь для художника, как ты звучишь для писателя на другом языке? Сколько зрителей посмотрит фильм кинорежиссера, снявшего фильм, который будет показан только в Латвии? А тут какой-нибудь фильм с Вией Артмане идет от Калининграда до Владивостока… Это обогащало и переводчиков, в самом прямом, материальном смысле этого слова. А сейчас каким тиражом, допустим, может быть издан писатель в Эстонии, в Латвии, Литве? Конечно, потенциального читателя, как и потенциального зрителя у театра или у кинематографа, у художника, будет немного. Нужно быть сверхгениальным художником, чтобы вырваться в какой-нибудь мировой проект.… Как-то с самого начала трудно было себе представить, что вот эта республика теперь для тебя – заграница. Поэтому очень важно, когда есть возможность общения и взаимообогащения, – подчеркнул Любимов. Ему также задали вопрос относительно тенденции, когда многие певцы, комедианты, блогеры снимаются в фильмах, играют в театрах, не получив никакого образования в сфере актерского мастерства, в то время, когда люди, которые потратили годы, учились профессии актера, не получают достойного признания и славы. – Ну, а кто из нас иногда не пишет рифмованные стихи на день рождения своего друга? Но это не поэзия. Я в армии под расстрелом поставил один спектакль. Хуже этого спектакля я в жизни не видел. Я служил на Байконуре и думал, что самое правильное наказание – это меня в ракету вместо топлива… Значит ли это, что я режиссер? Нет, конечно», – ответил Любимов. «То, что дилетантизм у нас прет во многих сферах, не секрет… Ну, сколько дилетантских книг по истории написано кем угодно? Поэтому мне кажется, что образование стоит получать, если ты действительно любишь актерскую специальность, а люди, которые тебя отбирают, допускают, что из тебя может выйти актер. Там есть своя иерархия. Один - Гамлет, другой Горацио, а третий – Фортинбрас, а четвертый стражник – но он тоже актер. И вот когда идешь на актерский факультет, ты думай о том, что, может быть, ты всю жизнь будешь стражником, но иногда, если заболеет Фортинбрас, будешь Фортинбрасом. Кстати, таких людей в театре ценят, относятся к ним с уважением, потому что они, может быть, внутри переживают какую-то драму, но несут ее с достоинством и не преувеличивают масштабы своего дарования», – считает ученый. Говоря о современном состоянии культуры и искусства в России, Любимов отметил, что талантливые люди всегда были и будут. «Есть одна тенденция, которая свойственна моим соотечественникам. Мы очень любим говорить, как у нас плохо. Все, что угодно - дороги, искусство, армия - все плохо. Да, конечно, сейчас я бы не мог назвать писателей не только масштаба Достоевского и Льва Толстого, но и тех, кто определял бы сверстников Шукшина и Искандера… Василь Быков в Белоруссии, Ион Друцэ в Молдавии, Виктор Астафьев, Распутин, Белов, Аксенов. Ах, их нету? Значит, ничего в литературе нет... Это тоже неправильно - одаренные люди, конечно, есть. Может быть, сейчас какая-то передышка. Я бы сказал, что мы в этом смысле ничем не отличаемся от мировых тенденций. Я бы не мог сказать, что меня потрясло в литературе за последние пять лет, хотя хорошие писатели и публикуются, и издаются… Сейчас вообще, может быть, читают чуть меньше, чем читали 50 лет назад. Но я еще не теряю надежды, что до конца дней своих увижу еще что-то гениальное в искусстве», - выразил надежду Любимов.
|
|
|
Комментарии
my myspace group? There's a lot of people that I think would really enjoy your content.
Please let me know. Thanks
entertainment account it. Glance advanced to far delivered agreeable from you!
By the way, how can we communicate?
thanks admin
Regards
Would you be interested in exchanging links or maybe guest
authoring a blog post or vice-versa? My blog addresses a lot of the same subjects as yours and I feel we could greatly benefit from each other.
If you might be interested feel free to send me an e-mail.
I look forward to hearing from you! Excellent blog by the way!
Ваш комментарий