События
21.12.2021, Латвия, Рига Владимир Легойда![]() |
В канун рождественских праздников, которые в Латвии отмечают по григорианскому календарю, на латвийском радио Baltkom при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» состоялся радио-видео-мост с председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, руководителем пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главным редактором журнала «Фома» и ведущим программы «Парсуна» на телеканале «Спас», профессором МГИМО Владимиром Легойдой. В рамках проекта рижского клуба «Культурная линия» онлайн встреча с одним из самых авторитетных и ярких российских церковных деятелей стала продолжением заложенной в 2021 году доброй традиции регулярных бесед о жизни Русской Православной Церкви в современном мире. Информационный повод для беседы на тему «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации» был продиктован одноименной темой прошедшего минувшей осенью в Москве Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» и тем, что в конце уходящего года принято подводить итоги и делать выводы. Так совпало, что накануне эфира распоряжением Правительства РФ Владимир Романович Легойда был награжден почетной премией «За вклад в развитии духовной культуры в СМИ». Среди особых событий в жизни Русской Православной Церкви в 2021 году гость прежде всего выделил Пасху и Рождество, которые во все времена и без привязки к конкретному году для каждого христианина являются главными церковными праздниками. И далее назвал 800-летний юбилей Александра Невского, который широко отмечали в этом году в России, а также 75-летний юбилей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, празднование которого в связи с пандемией решено было перенести на май 2022 года. Владимир Романович пояснил, что согласно традициям, юбилей предстоятеля Церкви не является его личным праздником и относится к разряду общецерковных событий. «В связи с юбилеем Патриарх Кирилл получил высшую государственную награду Российской Федерации – орден Андрея Первозванного. Эта награда, как отметил сам Святейший, является государственным признанием той роли, которую Церковь играет в современном обществе. В данном случае – признание со стороны Российского государства». Еще один ряд событий уходящего года, по словам гостя, был связан с пандемией коронавируса и теми сложностями, которые обрушились в том числе и на Церковь. Преодоление этих сложностей во многом связано с новыми информационными технологиями и непосредственно с православными СМИ, представители которых в октябре 2021 года собрались в Москве на девятом по счету международном форуме «Вера и слово». «Интернет очень сильно поменял наше представление о медиа-пространстве... География церковных СМИ расширяется. Так, например, наше замечательное православное радио «Вера» недавно открыло вещание на Кипре. Еще в этом году появился масштабный проект GLOBAL ORTHODOX, рассказывающий о православной жизни во всем мире, но с акцентом на русском православии. Осуществляется проект силами мирян Русской Православной Церкви, у него есть свой сайт (https://gorthodox.com), своя платформа на Youtube и в основных социальных сетях. Представлен на английском и русском языках, скоро будет и на греческом». Что касается основных вызовов цифровизации, Владимир РомановичйЛегойда видит их в оборотной стороне того положительного процесса, который с ней связан. «Скажу отчасти иронично - мы постепенно превращаемся в приложение к своим смартфонам, а отнюдь не смартфоны становятся нашими помощниками. Я думаю, что глобальная проблема сегодня – это скорость, с которой происходят в современном мире изменения, и наша психологическая и общекультурная неспособность их переварить. У нас просто не хватает на это времени». Отвечая на просьбу назвать самые острые на сегодняшний день темы в обсуждении церковной тематики, гость прежде всего отметил единство Церкви и положение христианства в современном мире: в цивилизованном 21 веке христиан преследуют, потому что они христиане. Владимир Романович, в частности, напомнил, что в 2016 году основным содержанием встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском были отнюдь не двусторонние отношения православных и католиков, а именно преследование христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. До этой встречи международное сообщество никак не соглашалось с тем фактом, что христиане испытывают притеснение или даже лишаются жизни именно из-за того, что они христиане. И только благодаря встрече Патриарха с Папой эта тема стала неотъемлемой частью мировой медиа-повестки. Ряд вопросов, адресованных гостю, был связан с острой для православных Латвии темой взаимоотношений Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, который столетие назад уже инициировал целый ряд автокефалистских и автономистских церковных проектов, в результате чего от Московского Патриархата были оторваны Польская, Финляндская, Латвийская и Эстонская Церкви. Насколько реально, что история может не просто повториться, но и усугубится? «Хотелось бы, чтобы не усугубилась. Мы считаем, что и ситуация на Украине в общем обратима. То есть мы готовы обсуждать эту проблему в любом формате как с представителями Константинопольского патриархата, так и в общецерковном формате. Но эта готовность не означает, что все возможно сделать прямо сейчас, когда у нас разорваны отношения с Константинопольским патриархатом. Мир только тогда может наступить, когда основания для него будут действительно канонические и евангельские. Когда мы будем друг другу говорить правду и называть вещи своими именами. Конечно, хотелось бы надеяться, что дальнейших шагов Константинопольского Патриарха не будет, но опасность такая существует». Недавно в Латвии был принят закон о том, что главой Латвийской Православной Церкви может быть только гражданин страны, постоянно проживающий в Латвии не менее десяти последних лет, чтобы избежать влияния извне, то есть из Москвы – поскольку сегодня на Западе, в том числе в Латвии, Россию упрекают в том, что она пытается использовать религию как «мягкую силу». Принят этот закон был с целью постепенно отдалить ЛПЦ от РПЦ. У Владимира Романовича поинтересовались, как, на его взгляд, можно переломить эту тенденцию? «Это как раз конкретный пример, когда государство пытается разыгрывать религиозную карту. Иначе зачем государству определять, кто может или не может стоять во главе Церкви, которая от государства отделена? В продолжение темы латвийские журналисты процитировали фразу Патриарха Кирилла в его юбилейном интервью на телеканале «Спас»: «Россия – это именно та страна, которая может дать новую жизнь Вселенной». Владимир Романович пояснил, что эта мысль была высказана в ходе довольно большого рассказа о том, что в современном мире происходят серьезные потрясения основ культуры и семьи, связанных с так называемыми гендерными вопросами. «У нас эти процессы, к счастью, не получили на сегодняшний день никакого развития. Мы понимаем, что много критики сегодня звучит в сторону российской политической власти, но тем не менее есть и какие-то здравые силы, которые, стараясь смотреть на это непредвзято, видят, что во многом Россия сегодня представляет оплот традиционных ценностей». Одна из тем, затронутых в беседе с Владимиром Легойдой была посвящена его авторской программе «Парсуна» на телеканале «Спас», имеющей множество почитателей среди телезрителей и интернет-пользователей в Латвии. Владимир Романович рассказал, что гости новых выпусков этой программы – выдающийся композитор Эдуард Артемьев и актер Алексей Гуськов – стали для него настоящим открытием и проникли, как говорится, в самое сердце. В ближайшее время записи этих программ выйдут в эфир. В рамках эфира Легойда также провел презентацию своей новой книги «Парсуна», которая в январе нового 2022-го года выйдет в свет в издательстве ЭКСМО. Отвечая на просьбу посоветовать на какие интернет-каналы священников-блогеров следует обратить внимание, Владимир Романович назвал самых на сегодня поплурных: отца Павла Островского, протоиерея Игоря Фомина, протоиерея Максима Первозванского и, конечно, Инстаграм журнала «Фома». В завершении встречи Владимира Романовича попросили рассказать, как он лично понимает слова: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». «Эти слова - вполне определенная концепция, хотя ее авторы, конечно, в таких категориях ее не осмысляли. Мы же сегодня воспринимаем концепцию «Москва – Третий Рим» через поле западников-славянофилов, через те смыслы, которые эта мысль обрела в 19 веке, когда в этом стали видеть какие-то мессианские претензии. В действительности есть очень интересное исследование на эту тему у историка Нины Васильевны Синицыной, согласно которой мы называем себя Третьим Римом, поскольку связаны с Евангельской историей самыми истоками христианства. А во-вторых, как говорил наш замечательный историк Николай Николаевич Лисовой, «Москва - Третий Рим» - это значит, что мы последний окоп. Именно в том смысле, о котором мы сегодня говорили в плане ценностей, их отстаивания и так далее. А книгу «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции» я очень рекомендую к прочтению». В предрождественской онлайн-встрече принимали участие латвийские журналисты и радиослушатели. Вели эфир представители проекта «Культурная линия» журналисты Ольга Авдевич и Наталия Захарьят. |
|
|
Ваш комментарий