События
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?Российский кинорежиссер Вера Сторожева известна по фильмам «Небо, самолет, девушка», «Француз», «Мой парень – ангел», «Москва, я люблю тебя!», сериалу «Шифр» и многим другим. А в конце января на экраны выходит ее новая лента «Мария. Спасти Москву», созданная в честь 80-летнего юбилея героической битвы под Москвой. В его основе история о тайной встрече Сталина с Матроной Московской, на которой она посоветовала облететь столицу с чудотворной иконой Божьей Матери. – Вера Михайловна, картина еще не вышла, а вокруг нее уже ломают копья. Почему, на ваш взгляд? – Легенда о встрече Сталина с Матроной Московской – это лишь некие предлагаемые обстоятельства и некий фон фильма. У нас нет в картине блаженной Матроны как таковой, а есть собирательный образ старицы, и вся история, с ней связанная, – она не основополагающая, как многие решили исходя из трейлера. Как авторы игрового художественного кино, мы просто предположили, что Верховный Главнокомандующий был в таком состоянии, что мог обратиться к ней за советом. Потому что в период с 15 по 17 октября 1941 года, когда прошел слух, что Москву сдают, наступила паника – жители в растерянности массово бежали из столицы. Думаю, это были самые трагические дни для нашей страны в XX веке. Битва под Москвой стала поворотным моментом в мировой истории, а не только в Великой Отечественной войне. Если бы ее исход был другим, то иным мог стать и современный мир. По берлинскому радио объявили, что Москва пала. Фашистским военнослужащим уже сшили специальную парадную форму, в гитлеровской администрации даже напечатали пригласительные на грандиозный фейерверк на Красной площади. Начало – в 19:00. Только даты не указали. Был и такой уникальный и документально зафиксированный момент, когда почти сутки на Москву был открыт проход, и немцы по абсолютно необъяснимым причинам в город не вошли. На самом деле всякое чудо всегда как-то объясняется. То ли у немцев сплоховала разведка, не донеся сведений, то ли они просто растерялись. – По жанру это военная драма? – Вся история как раз о девушке Марии, которую отправляют за чудотворной иконой в тыл врага. Все, что с ней происходит – я это называю road movie, – оно такое стремительное, энергичное. Кто-то даже написал, что это история в стиле Тарантино. – Что лично вас впечатлило в процессе чтения воспоминаний, просмотра кинохроники той поры? – Мы столкнулись с очень многими интересными моментами – совершенно захватывающими, героическими, самоотверженными. Москвичи, которые никогда не держали в руках оружия, включая актеров и музыкантов, – все шли на оборону своего города, чтобы задержать врага хотя бы на час-два, пока не подойдут войска. Конечно, была страшная суета и ужас, когда по всей Москве жгли документы и в воздухе летал пепел, когда по центру столицы гнали скот, чтобы он не достался врагу. Есть хроника, когда стадо гонят мимо Большого театра... Я не хотела делать глянцевую историю. Это картина о страшных переживаниях. Это довольно пацифистский фильм, жестокий и нелицеприятный. – За фильм «Живой Пушкин» вы получили «Тэффи». Несмотря на старания потомков, великий поэт не бронзовеет. Что вам в его личности особенно дорого? – Такой контакт с Пушкиным – легкий, ироничный и прекрасный. Мы предположили: а что если бы в то время было документальное кино?.. Вот Александр Сергеевич идет, скажем, вдоль торговых рядов и своим длинным ногтем мизинца чистит апельсины… Эти заметки читал прекрасный Лев Дуров, а мы французской камерой, одним кадром, снимали как бы кино о Пушкине. – Как вы решилась снять фильм, где Сталин является действующим лицом? В наше время многие ваши коллеги из элементарного страха осуждения зрительской аудиторией сознательно избегают любых упоминаний об этой фигуре… – Наш фильм – это история не о Сталине, а о девушке, которая, однажды предав родителей, проходит все круги ада – с потерями и обретениями. Получается странно: если в произведении есть Сталин, то, значит, мы сталинисты? Ничего подобного! Тем более что моя семья, например, пострадала в годы его правления. Мои дедушка, прадедушка, прабабушка были уральскими казаками, и их депортировали в Казахстан... Поэтому никакие восхваления и оды Сталину и тому времени мы не поем. Но он был историческим лицом, руководителем государства. Он мог быть талантливым или неталантливым полководцем, но именно при нем состоялась Великая Победа. И это факт истории. – Обращались ли вы перед съемками фильма за консультациями к священнослужителям? И, кстати, вы лично как думаете: был ли факт облета столицы СССР с Казанской иконой Божьей Матери накануне битвы под Москвой? – Факт встречи Сталина с Матроной Московской вымаран из ее жития, он действительно очень спорный, и многие историки здесь расходятся во мнениях. Но как режиссер склоняюсь к тому, что это могло быть. И у меня есть свидетели и по одну, и по другую сторону. В частности, мне написал священник, который встречался с последней келейницей Матроны Московской, автором ее первого жития. Он сказал, что она настаивала на том, что такой факт в житии блаженной старицы действительно был. Но дело не в этом. Битва под Москвой была выиграна не по причине этой встречи. Это вопрос народного духа, несмотря на десятилетия безбожия. Причиной победы стали сплоченность, самоотверженность и патриотизм. А была ли встреча Сталина с Матроной и облет Москвы с иконой – это не главное. Главное – непобедимый дух нашего народа вкупе с совершенно беспрецедентным героизмом, который по сей день не укладывается в голове так называемых цивилизованных стран. – Очень плохо повлияла. У нас сдвинулись все сроки. Полтора года назад мы серьезно заболели всей группой, остановили съемки. Я даже лежала в реанимации, Сережа Пускепалис тяжело болел. Потом постепенно актеры вернулись, а за меня уже доснимала Ольга Гнедич, автор сценария. Потому что я не в силах была, очень тяжело перенесла весь этот ужас. В итоге мы отсняли третий сезон, поскольку сериал суперпопулярный и все его ждут. Чтобы фильм не перешел в другие руки, попросили сделать и четвертый сезон, завершающий. Мы дали слово, что все герои будут живы. Кадр из сериала «Шифр» – В фильме «Француз» главную роль играл Тьерри Монфрей. Как проходило его погружение в российскую действительность? – Тьерри Монфрей, к сожалению, уже скончался, у него был спинальный синдром. Он даже создал свой фонд и помогал людям. У нас в картине снимался еще один французский актер, который играл его камердинера, и после съемок в Париже мы их спросили: «Ну что, едете в Россию и, наверное, боитесь русских медведей на Красной площади?» А они так серьезно отвечают: «Нет, медведей не боимся, боимся шальных пуль». В начале 2000-х Москва не была так прекрасна, как сейчас, но они посетили и Большой театр, и Ново-Девичий монастырь – мы им большую программу сделали, и они были поражены. Тьерри научился пить русскую водку, даже когда-то запил и чуть не сорвал смену. Зарубежные актеры очень внимательные и вдумчивые, все записывают, всему внимают. У них даже средний артист никогда не манкирует обязанностями. Очень люблю иностранных актеров и с радостью работаю с ними. |
|
|||||
|
Комментарии
surfing around your blog posts. In any case I'll be subscribing to your feed
and I hope you write again soon!
if you knew where I could get a captcha plugin for my
comment form? I'm using the same blog platform as yours and I'm having problems finding one?
Thanks a lot!
before but after going through a few of the articles I
realized it's new to me. Anyways, I'm certainly happy I came across it and I'll be bookmarking
it and checking back frequently!
Ваш комментарий