События
Писатель Юзефович рассказал о творчестве и о том, какой видит современную РоссиюНа днях в Риге при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" в рамках проекта "Культурная линия" в эфире латвийского новостного радио Baltkom состоялась онлайн-встреча местных журналистов с одним из самых титулованных российских писателей Леонидом Юзефовичем Леонид Абрамович Юзефович дважды лауреат премии "Национальный бестселлер" и трижды – "Большая книга". Третью получил совсем недавно, в декабре, за роман "Филэллин", который в России разлетелся как горячие пирожки, да и в латвийских магазинах пользуется большим спросом. А тема встречи с писателем была более чем актуальная в нынешнее-то время: "Историческая литература. Судьбы России на сломе эпох". Чистая душа – один из знаков российских правителей Один из героев нового романа Леонида Юзефович - российский император Александр Первый. Писатель к этой исторической персоне не раз уже обращался в своих произведениях. Вот что он рассказал о его значимости для истории: Кто чем может, тот тем и жертвует - Филэллины в новом романе Леонида Юзефович – это люди особой степени страсти и жертвенности?- Хотите знать, можно ли в современном мире найти аналог? А то как же! Важно осознавать, что на человека в истории есть два взгляда. С одной стороны, мы говорим, что человек как физиологическое, как биологическое существо – он не меняется. Да, мы остаемся такими же, как были, еще со времен Перикла. С другой стороны, история не занимается голым человеком. У человека всегда есть "одежда". Причем одежда – это не только тот костюм, физическое наше платье, которое меняется с течением времени, а это еще и наши идеи, наши нормы поведения, которым мы подчиняемся, наши представления о добре и зле, о том, что хорошо, что плохо, что допустимо, а что нет. Вот эти представления очень меняются, причем достаточно быстро. История и литература занимаются человеком в одежде из этих его исторических представлений, которым он подвержен. Поэтому, конечно, между "одетым" человеком начала позапрошлого века и человеком нашего времени есть различия. Говорить о них можно очень долго. Но есть и что-то такое в культуре, что сохраняется достаточно прочно. Культура вообще консервирует некоторые наши нормы поведения, некоторые наши представления. Поэтому наверняка есть такие параллели. И еще, знаете, любой период всегда рифмуется с любым другим периодом из прошлого, вне зависимости от нашего представления о нем. Просто мы вдруг начинаем видеть сегодня то, о чем, например, читали когда-то или попросту слышали, если говорить об исторической литературе. В любом периоде мировой истории мы можем найти что-то похожее на наш сегодняшний день. Другое дело - хотим ли мы, чтобы сегодня что-то повторялось "из прошлого". Мне, например, совсем не хочется, чтобы повторялись картины 1990-х, и этого явно не хотят и нынешние правители России. Вера новой России: "не повторить 1990-е!" - В 1990-х Россия представляла из себя жуткую разруху, – продолжает рассказ писатель. – Я помню, как в 1994-м приехал в Воронеж, вышел на привокзальную площадь и чувствую, что что-то не так, а потом смотрю – сквозь щели между каменными плитами проросла трава в половину человеческого роста. Это было такое совершенно фантасмагорическое видение из каких-то фантастических книг о постапокалиптическом будущем, о покинутых людьми и совершенно разоренных городах. Конечно, теперь таких картин вы больше не увидите в России. К примеру, Петербург уже совсем другой по сравнению с тем, что был в 1990-х. Помню, как после большого перерыва, в 2001-м, я приехал в Петербург – и увидел, как он изменился. И еще, конечно, пьянства, что в городах, что в глубинке, меньше стало. И все это не может не радовать. |
|
|||||
|
Ваш комментарий