События
"Есть такое мнение, что русские - раздолбаи". Владимир Хотиненко о неизбежности Ленина, английских тараканах и конце света15 февраля в рамках проекта "Культурная линия" состоялась онлайн-встреча с российским кинорежиссером Владимиром Хотиненко, приуроченная к его 70-летнему юбилею, который он отметил 20 января. Встреча состоялась при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" в эфире латвийского радио Baltkom. Тема встречи: "Россия в зеркале кино". Как вы отметили свой юбилей? В целом все прошло так по-человечески, хоть и хлопотно – я в буквальном смысле от телефона не отходил… Меня вообще меньше всего интересовали какие-торжества по случаю юбилея, особенно сейчас, в условиях пандемии. Но то, что тебе адресована эта положительная энергия... Знаете, как тост - когда ты просто посылаешь человеку положительную энергию, и она позволяет ему и поправить здоровье, и вообще чувствовать себя лучше. И я получил очень много поздравлений. Все получилось по-человечески замечательно. Вы часто подчеркиваете, что Россия – страна мистическая. Что вы вкладываете в это понятие? На самом деле достаточно взглянуть на историю и вдруг обнаружишь простую вещь, когда в сложных ситуациях, казалось бы, неразрешимых, ВДРУГ (а слово "вдруг", как и "авось", в России имеет особое значение) происходит что-то, что никак не объясняется ни политикой, ни геополитикой. Как например, в Смутные времена. Потому что в России "все немножко вдруг". Но, говоря об исключительности России, я никогда не имею в виду, что она лучше всех. Ко всем нужно относиться индивидуально. Не найдешь похожих. Англичанин от француза отличается так, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Россия живет по законам мистическим. А закон буквальный всегда был на втором месте. В России всегда имели значение некие абстрактные соображения и абстрактные понятия – справедливость, стыд, честь, совесть, правда. И даже сформулированные в таком простом виде как в кино у Леши Балабанова ("В чем сила, брат? Сила в правде...") это находит отклик и отражение в душах зрителей.
Но вопрос в другом. Каждый по-разному может относиться к России... Я всегда говорю о том, что мне кажется очевидным и сейчас никто не сможет меня опровергнуть. Есть такое распространенное мнение, что русские - раздолбаи, разгильдяи и Бог знает что еще. Хотя если перелистать поэзию, литературу, музыку, философию – мы много чего найдем… У России - территория! А с какой стати у этих разгильдяев такая территория – самая большая часть суши! Как удается ее удерживать? Ведь было миллион триста тысяч вариантов, как ее взять и оттяпать. А революция Октябрьская? А как Ленин вдруг приехал! Ведь не было никаких предпосылок для революции. Это судьба! Поэтому у меня фильм называется "Ленин. Неизбежность". Вы говорили: "У меня есть личное стопроцентное убеждение: Россия – самая сюрреалистическая страна". Что вы имеете ввиду? Несмотря на то, что Испания - родина сюрреализма, то, что и как происходит у нас – это тоже сюрреализм. "Преступление и наказание" Достоевского вообще-то сюрреалистическая вещь. Попробуйте отнестись к этому иначе. Вот сидит студент, который размышляет "Тварь я дрожащая или право имею?", потом берет топор и убивает старушку. Потому что справедливости хочет. Это сюр вообще, потому что к реальной жизни не имеет отношения. На самом деле у нас вся литература этим пронизана. В Смутное время у нас в Кремле по-нашему же приглашению сидели поляки. Мы же их и пригласили. Хотели еще шведов позвать – на царский трон. Проявление сюрреализма — это всегда преувеличение. Вы стали арт-директором российско-британского международного фестиваля SIFFA. Как вам работается с англосаксами? Знаете, есть выражение такое – "англичанка нам вредит"? Не было в истории России периода, когда мы бы с англичанами не препирались, но мы как-то ладили, во Второй мировой вместе на одной стороне воевали, но в общем и целом это всегда были противоположности. Ну и выражение "англичанка нам вредит" не просто так появилось.
Поскольку моя жена Танечка провела детство в Англии, ее родители там работали, она там воспитана и с огромной симпатией относится к Англии. И я вполне нормально отношусь. Я и "Достоевского" им показывал - и чумовое обсуждение было, и "Ленин. Неизбежность" показывал. Я не обнаружил никакой агрессии, никаких подтекстов. Я думаю, что это все политические игры, а так Англия – это страна с совершенно замечательными традициями, но со своими тараканами. К ним нужно относиться с уважением. Вы часто говорите о неизбежности. Сейчас говорят о возможности новой войны. Вы чувствуете ее неизбежность? Знаете, все, что я слушаю в последнее время по это поводу – это абсурд, это все дичь! Объясню почему. Я живу уже немножко на этом белом свете. Причем, дело не в том, верить или не верить в начало войны. Сталин тоже не верил в начало войны, а она началась. О какой войне мы говорим? Если мы говорим всерьез о войне, то тогда мы все полные идиоты – и я, и вы, и мы все кретины, если мы говорим о войне. Потому что сегодня война – это запульнули все ракеты и все, и конец света. И если мы говорим о конце света, то я в это не верю. Я даже не буду верить, когда он наступит, не дай Бог. Если имеется в виду похулиганить – это один вопрос. Но о серьезной войне сегодня говорить не приходится. Я бы даже не употреблял слово "война". Тогда давайте сразу говорить о конце света. У вас украинская фамилия и, наверное, немало родственников, коллег и друзей на Украине. Как вы сегодня с ними общаетесь? Россия знает и более строгие времена, когда во время Гражданской войны и близкие родственники оказывались по разные стороны баррикад. Это, к сожалению, природа общечеловеческая, даже не национальная. Конечно, у меня есть родственники на Украине и, к сожалению, связи прерваны с родными и близкими. Я ни с кем не общаюсь. Сестра иногда мне передает какие-то приветы. Если всерьез рассматривать этот вопрос, у меня это есть в фильме "Гибель империи". Там та же история с Украиной. И что характерно, там есть и Грузия. Это все происходило в 1918 году. Один в один как сегодня. Я считаю, что все в небесах уже было написано, пьеса написана, а мы просто исполняем роли. За фильм "Поп" вы были удостоены ордена священномученика Иоанна Рижского. Митрополит Александр тогда предложил вам задуматься об идее съемок художественного фильма о судьбе нашего святого. Могут ли документальные фильмы, рассказывающие о единстве русских и латышей в вере и ценностях, способствовать налаживанию добрососедских отношений между нашими странами? Я лично совершенно убежден, что истории святых – они больше для документального, нежели художественного кино. Могут ли такие фильмы служить примирению? Все может служить примирению. Главное, чтобы было намерение. Вот я наивный человек. Это я не кокетничаю – я, правда, наивный человек. Я, правда, не понимаю, как человечество, которому тысячи и тысячи лет, которое создало столько художественных произведений и вроде приблизились к пониманию красоты, когда есть столько музыкальных произведений, философии, когда есть святые писания во всех конфессиях – почему мы убиваем друг друга по-прежнему и даже с большим усердием? Я не понимаю! Это значит, что есть какая-то поганая природа человека. Надо помнить, что она трагична и нелепа. А если чуть отстраниться, то и смешна, и сюрреалистична. Но все равно – делай, что должно и будь, что будет! Нужно прилагать к этому все усилия. Следите ли вы за спорами вокруг обсуждения проекта указа о "традиционных духовно-нравственных ценностях"? Несколько российских театральных деятелей и кинематографистов выступили против этого проекта (Калягин, Бондарчук, Сокуров и другие). Я тоже подписался под этим письмом. Это не означает, что нет такой проблемы. Проблема есть. Но в той сфере деятельности, которой мы занимаемся, законом каким-то ничего не решить. Сколько попыток уже было. Это надо решать иначе. И в Министерстве культуры, и в Фонде кино мы можем все решать коллегиально. Мы все дружно принимаем решения, кого запускать в производство, а кого не запускать. Значит, дело не в законе, а в сообществе людей. Нам ведь никто не приказывает. Сейчас приказать никому ничего невозможно. Есть один закон – нравственность! Несмотря на то, что я считаю, что проблема существует – это не метод решения. Сначала нужно, чтобы люди получали достойное образование, а потом эти образованные люди выйдут на определенный уровень понимания, что такое патриотизм, что такое родина и так далее. Сегодня очень много выходит фильмов с таким чернушным смыслом, ваше мнение – если государство выделяет деньги на фильм, может ли оно ставить какие-то условия перед режиссером? Или художник вправе свое творческое удовольствие получать за чужие деньги? Я считаю нет – не вправе. Я всегда эту точку зрения озвучивал, тем не менее подписал письмо против этого закона. Но я всегда считал, что вообще-то, если вы хотите получать удовольствие, то это надо получать за свои деньги или за деньги людей, которых вы сможете убедить. Но у государства есть свои задачи. В сфере культуры есть задачи культурные, образовательные. Дальше мы начнем искать ту тонкую грань – а что такое чернуха? Ведь по правде говоря, "Преступление и наказание" - это чернуха. Великий художник Босх, вы уж меня простите, там светлого пятнышка не найти. Знаете, когда я работал над "Бесами", мне попался материал, что какая-то американская девушка, когда рассматривала в музее триптих Босха, вдруг увидела, что на заднице какого-то грешника написаны… ноты! Она это сфотографировала, вернулась в Америку, а это оказалась оратория, они ее исполнили. Причем есть версия, что это сам Босх написал. Понимаете, какая странная игра. И у меня эта оратория звучит в фильме, мне захотелось, чтобы этот босховский сюр прозвучал… Это такая же тонкая грань, как отделить порнографию от эротики. Вы знаете, когда это талантливо – это эротика, когда бездарно – порнография. Но опять же – кто это будет решать? Ведь в школе уже и "Преступление и наказание" не хотят преподавать. Говорят, что слишком сложно и мрачно. Что вы думаете о состоянии современного российского кино? Современное российское кино, так же, как и современное кино во всем мире, находится в состоянии, с моей точки зрения, неопределенном. Сколько в проклинаемые застойные времена снималось талантливых и гениальных фильмов, сейчас нам это и не снилось даже! Блуждание происходит во всем кинематографе из-за отсутствия некой идеи человеческой, которая вела вперед, например, Че Гевару. Это идея в достижении человеческого счастья. Она неосуществима. Идея справедливого мира сама по себе хорошая, но, поскольку идеи осуществляют люди, они, как правило, их портят. Мой любимый фильм сейчас – это Don't look up ("Не смотри вверх"). Он абсолютно точно иллюстрирует наше цивилизационное человеческое положение. В каких советских и российских картинах наиболее правдиво, художественно ярко и глубоко отражены слом и гибель советской цивилизации? Если буквально, то такого фильма нет, потому что это до сегодняшнего дня процесс незаконченный… Ведь гибель цивилизации – это не то, что мы стоим на руинах Древнего Рима. Скандинавские страны сегодня продолжают жить по советским законам и очень хорошо себя чувствуют. Я пытаюсь вспомнить, где показан процесс вот этого "безвременья" и такой картины нет. Потому что можно снять об окончании какой-то эпохи, я могу привести в пример хоть свой фильм "Рой", наверное, неудобно про себя любимого, но у меня тогда был такой период… Я снял "Рой" и распался Советский Союз, снимал "Патриотическую комедию" - случился первый путч, "Макаров" - второй путч, "Мусульманин" - Чечня. У меня был некий период синхронного существования со временем. Поэтому для меня это фильм "Рой", я про это снимал… Ваша цитата: "Развал Советского Союза — такая же колоссальная трагедия, как гибель Рима". Почему вы так считаете? Потому что я люблю Рим. Я занимался Древним Римом достаточно много. Более того, у меня есть традиция – мы часто ездим с Танечкой в Рим. И всякий раз в первый же день я прихожу на римский форум и стою там минут пятнадцать. И прогоняю через себя энергетику и смыслы, которые там происходили. Что мы приобрели, а что потеряли? Ведь от римлян остался закон – римское право осталось римским правом. Те нормы искусства… В определенном смысле мир не cлишком изменился со времен развала Римской империи. А с СССР что мы потеряли? Мы имели не беспроблемный, но мир многонациональный. Мы имели национальную кинематографию. Как мы гордились киргизским, литовским, латвийским кино! Мы были вместе и дополняли друг друга. Где это все сейчас? Мы очень много потеряли в результате того, что общение и культурное пространство разрушились. Вы в своем творчестве не раз обращались к смутным временам. А каково ваше ощущение сегодняшнего дня? Какие сейчас времена? Смутные. Россия почти перманентно живет в смутных временах. С легкими перерывами. Но, может быть, такой плохой ситуации не было никогда… Когда я снимал "1612" про смутные времена, там был вообще бардак, там вообще ничего не было и не было шансов, пока не наступило вот это "и вдруг". В любом случае сейчас очень тяжелый период. Даже тяжелее, чем в те времена, потому что сейчас возможностей смертоубийства и тотального истребления значительно больше. Трагедия человека в том, что он от техники зависит. Вы имеете в виду смутные времена в общепланетарном значении? Конечно. А в России это может быть особенно болезненно. Дело в том, что против России и тысячу лет назад выступали, и тысяча пятьсот лет назад – она в этом положении находилась практически всегда, достаточно европейские карикатуры начала прошлого века посмотреть, и вы поймете, что абсолютно ничего не изменилось. Только царь поменялся на президента. Сейчас множество информационных возможностей. Под таким прессингом, как сейчас, мы, может быть, никогда не находились. Сейчас самая большая проблема – постарайтесь меня услышать! – это пошлость, которая разъедает культурное пространство. Есть ли что-то, что вас радует и вдохновляет в современной действительности? Меня радуют и вдохновляют мои близкие и, в первую очередь, моя жена Танечка. Мы всегда с ней неразлучны и уже четверть века живем вместе. Радует, что сегодня солнечный день. Радует, что сегодня, слава богу, ничего трагического не произошло. Казалось бы, я перечисляю пустяки, но в этих мелочах и есть суть. В завершении хотелось бы сказать, что на самом деле счастье не снаружи, а внутри. Вам никто его не принесет. Вот в фильме Don't look up замечательный финал – сидят замечательные люди за семейным столом… Радует хорошее кино, радует вечная музыка. Есть чему радоваться! Проснулся – жив, слава богу! |
|
|||||
|
Комментарии
Does managing a well-established blog such as yours take a lot of work?
I'm completely new to blogging but I do write in my diary everyday.
I'd like to start a blog so I can share my personal experience and
thoughts online. Please let me know if you have any recommendations or tips for new aspiring bloggers.
Thankyou!
as with the structure in your blog. Is that
this a paid theme or did you modify it your self?
Either way stay up the excellent high quality writing, it is rare to see
a nice weblog like this one today..
отцветший гиацинт гороскоп для рака
на завтра для женщин любовный купить учебник по таро
снился тигр саблезубый к чему снятся беременность у других
магазин капельного полива аким области
улытау, область улытау налог на транспортные средства
с физических лиц, налог на транспорт 2023
таблица психология жан туралы ғылым, психология тарихы лекция
вестник ауэс, вестник казатк тез ұйқы және баяу ұйқы, ұйқы және сергектік redbox алматы, сувениры алматы
запись разговора, запись разговора на айфоне приложение
супермаркет актау каспий ред, кафе с каспи ред шымкент ай тур,
itours поиск тура
теңізі аралы құнарлы топырақ қалай пайда болады 3 сынып, қандай топырақ құнарлы
геополитическая безопасность казахстана эссе, национальная безопасность эссе слабительное для очистки кишечника, слабительное быстрого действия отзывы
теңізі аралы құнарлы топырақ қалай пайда болады 3 сынып, қандай топырақ құнарлы
геополитическая безопасность казахстана эссе, национальная безопасность эссе слабительное для очистки кишечника, слабительное быстрого действия отзывы
онлайн курсы повышения квалификации педагогов, курсы повышения
квалификации педагогов бесплатно аппақ аппақ жапалақтап
қар жауады музыка скачать, аппақ аппақ жапалақтап музыка жеке куәлік мерзімі өтіп кетсе, жеке куәлік жоғалтып
алған жағдайда
here.
I have joined your feed and look forward to seeking more of
your excellent post. Also, I have shared your website
in my social networks!
оплатой расценки работ по дому gigwork подработка отзывы
Ваш комментарий