События
Режиссёр Хотиненко: «Россия – ковчег, на котором все спасутся».О мистике и русском «авось», латвийском святом, англосаксах и смутных временах. В рамках проекта «Культурная линия» в эфире латвийского радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с российским кинорежиссером, народным артистом России Владимиром Ивановичем Хотиненко. Разговор был приурочен к 70-летнему юбилею мастера. О поздравлении Путина и тостах — О поздравлении президента узнал, как и все – по сообщению из телевизора, — рассказал Владимир Хотиненко. — А вообще присылается телеграмма… В целом юбилей прошел очень по-человечески, хоть и хлопотно – я в буквальном смысле от телефона не отходил и в течение дня три раза его заряжал… Но я сейчас в данном случае говорю не про то, какой я хороший и сколько получил поздравлений. Меня вообще меньше всего интересовали какие-торжества по случаю юбилея, особенно сейчас, в условиях пандемии. Меньше всего. Даже никак. А вот то, что тебе адресована вот эта положительная энергия… Знаете, как тост — когда ты просто посылаешь человеку положительную энергию, и она позволяет ему и поправить здоровье, и вообще чувствовать себя лучше. Это я сейчас не красивые слова говорю, это я говорю о физиологии, о физической сущности этих пожеланий. О мистике, «авось» и «вдруг» Владимир Хотиненко уверен, что Россия – страна мистическая. И в геополитическом, и в философском смыслах. Даже в бытовом. — Достаточно взглянуть на историю и вдруг обнаружишь простую такую вещь, когда в сложных ситуациях, казалось бы неразрешимых и погибельных, ВДРУГ (а слово «вдруг», как и «авось», в России имеет особо значение) происходит что-то, что никак не объясняется ни политикой, ни геополитикой. Потому что в России «все немножко вдруг». Но, говоря об исключительности России, я никогда не имею в виду, что она лучше всех. Никогда!.. Понимаете, Россия живет по законам мистическим. А закон буквальный всегда в России был на втором месте. На первом всегда была справедливость (по Достоевскому). В России всегда имели особое значение некие абстрактные соображения и абстрактные понятия – справедливость, стыд, честь, совесть, правда. И даже сформулированные в таком простом виде как в кино у Леши Балабанова («В чем сила, брат? Сила в правде…») это находит отклик и отражение в душах зрителей. Каждый по-разному может относиться к России… Есть такое распространенное мнение, что русские раздолбаи, разгильдяи и Бог знает что еще. Хотя если перелистать поэзию, литературу, музыку, философию – мы много чего найдем… Но Бог с ним. Я оставляю мистическую сущность. У России — территория! А с какой стати у этих разгильдяев такая территория – самая большая часть суши! С какой стати? Как удается ее удерживать? Ведь было миллион триста тысяч вариантов, как ее взять и оттяпать. А там запасы, там Бог знает, что хранится, и мы даже не знаем, что еще хранится. Это все особо отчетливо видишь, когда летишь из Москвы на Дальний Восток. И осознаешь, сколько всего еще не освоено. Но это же по какой-то причине этим русским принадлежит! Логически это объяснить тоже невозможно – слишком много было шансов это отобрать. Но это же сначала надо было еще и собрать, взять. Как Хабаров, к примеру, это сделал. Он эту территорию прочесал, имея всего 300 казачков. Что это такое? Понять невозможно. А революция Октябрьская? А как Ленин вдруг приехал! Ведь не было никаких предпосылок для революции. Это судьба! Поэтому у меня фильм называется «Ленин. Неизбежность». И так далее, и тому подобное. Но! У писателя Алексея Варламова, моего хорошего товарища, есть замечательный роман «Мысленный волк» — там один из героев говорит, что вот эта огромная русская территория – это не просто какая-то там территория. (А я всегда говорил, что это энергетика, не зря богатыри землю носят, и это пространство – это наша батарейка, которая нас подпитывает. В том числе может и дурью, которой в нас много.) Это ковчег, на котором все спасутся, когда наступят последние времена. Речь не идет только о русских. Но наша огромная российская территория – это ковчег для всех. И если на карту посмотреть, то она действительно похожа на ковчег. Мне так это определение нравится! И оно ведь толерантное очень. Там ведь не говорится, что все погибнут, в том числе и эта проклятая Америка со своими островами. Нет! Там говорится, что все спасутся в нашем Ковчеге. И вот на сегодняшний день для меня это очень важно. Об англосаксах и почему «англичанка нам гадит» — Вы стали артистическим директором российско-британского международного фестиваля SIFFA. Как удается сотрудничать с британцами, которые сегодня заняли позицию полной враждебности к России? Как вам работается с англосаксами? — Очень хороший вопрос, современный, актуальный. Знаете, есть выражение такое – «англичанка нам вредит». (Фразу «англичанка гадит» приписывают Александру Суворову, хотя есть предположение, что позаимствовал он её у историков – современников своего времени. За всю историю Англия лишь однажды объявляла России войну, предпочитая отстаивать свои интересы не в открытой борьбе, а с помощью дипломатических интриг и военной силы третьих государств. – прим.ред. ) Не было в истории России периода, когда мы бы с англичанами не препирались, но как-то мы ладили, во Второй мировой вместе на одной стороне воевали, но в общем и целом это всегда были противоположности. Ну, и выражение «англичанка нам вредит» не просто так появилось, не я его придумал. Когда началась Первая мировая война, один из министров пришел к государю и сказал, что можно с кем угодно воевать и в первую очередь с Англией надо воевать, но только не с немцами! Потому что немцы у нас живут, приживаются (вот слово тоже интересное!). Вот с кем мы не должны были воевать, так это с немцами, а мы с ними воевали неоднократно, две жесточайших последних войны. А с ними мы не должны были воевать! Вот это все абсурдно совершенно. Потому что император Германский был крестным нашего царевича Алексея и еще есть множество связей и примеров. Удается сталкивать Германию и Россию. А если взять масштабы духовные, то эти весы России и Германии совместимы — что касается литературы, музыки, жизни, внутреннего движения, внутренней энергии. Нас очень многое роднит с немцами, а мы с ними воюем. Вот абсурд существования жизни человека. Вот это я считаю совершенно невероятным. Что касается работы с англосаксами. Моя жена Танечка провела детство в Англии, ее родители там работали, она там воспитана и с огромной симпатией относится к Англии. И я вполне нормально отношусь. Я уже сколько и встречи в zoom проводил, и «Достоевского» им показывал, и чумовое обсуждение было совершенно, и «Ленин. Неизбежность» показывал , и обсуждение там было более заинтересованное и компетентное, чем у нас. И я не обнаружил никакой агрессии, никаких подтекстов. Я думаю, что это все политические игры, а так Англия – это страна с совершенно замечательными традициями, но со своими тараканами, к ним нужно относиться с уважением. О латвийском святом У Владимира Хотиненко есть орден священномученика Иоанна Рижского – за фильм «Поп». Буквально на днях телеканал «Союз» презентовал документальный фильм об архиепископе Иоанне Поммере. — Я уже посмотрел этот фильм. Это совершенно замечательная работа! … Могут ли такие фильмы служить примирению? Все может служить примирению. Главное, чтобы было намерение. Важно иметь намерение к примирению. И делай, что должен. И капля камень точит. Вот я наивный человек. Это я не кокетничаю – я, правда, наивный человек. Я, правда, не понимаю, как человечество, которому тысячи и тысячи лет, которое создало столько художественных произведений и вроде приблизились к пониманию красоты, когда есть столько музыкальных произведений, которые возвышают, когда столько философии, когда есть святые писания во всех конфессиях – почему мы убиваем друг друга по-прежнему и даже с большим усердием? Я не понимаю! Это значит, что есть какая-то поганая природа человека. Значит есть что-то, что его искушает постоянно. Сегодня, и не только с егодня — это деньги. Деньги – это мерило чего-то. Это более абстрактное понятие, чем совесть и честь, а тем не менее они всем управляют. Вот и все. Надо помнить, что природа человеческая трагична и нелепа. А если чуть отстраниться, то и смешна, и сюрреалистична. Но все равно – делай, что должно и будь, что будет! Нужно прилагать к этому все усилия. Понимаете, когда первомученика Стефана били камнями, он за них молился. Это не преувеличение. Таких случаев было много и в наши времена, когда священники молились за своих убийц. И дело не в том, что он хороший. Дело в том, что он поступает правильно — для того, чтобы этот мир окончательно не рухнул. О любимом фильме в современном кино
— Современное российское кино, также, как и все современное кино во всем мире, находится в состоянии, с моей точки зрения, неопределенном. Я устал уже об этом говорить, но сколько в проклинаемые застойные времена снималось талантливых и гениальных фильмов, сейчас нам это и не снилось даже! Мы даже грезить об этом не можем. Сегодня если попали на фестиваль в Канны – ой, ой, попали в Канны! А тогда если попадали, то призы главные получали и приезжали домой с этими призами. Но я даже догадываюсь о причине. Это блуждание происходит во всем кинематографе из-за отсутствия некой идеи человеческой. Некой глобальной идеи, которая вела вперед Че Гевару того же, когда люди не боялись. Это идея в достижении человеческого счастья. Она неосуществима. И более-менее все разумные люди это понимают. Но нет идеи улучшения мира для всех — а мы все время говорим красивые слова, а богатые богатеют и ухмыляются, слушая наши наивные рассуждения. А вот идея справедливого мира, она ведь сама по себе хорошая, но поскольку идеи осуществляют люди, они, как правило, их портят. Так что отсутствие больших идей характерно для современного кинематографа. Вот мой любимый фильм сейчас – это Don’t look up («Не смотрите вверх»).
О смутных временах и смене царя на президента — Сейчас времена смутные. Тут вопрос в другом – Россия почти перманентно живет в смутных временах. С легкими перерывами. Но может быть такой плохой ситуации не было никогда… Хотя сложно сказать. Когда я снимал «1612» про смутные времена, там был вообще бардак, там вообще ничего не было и не было шансов, пока не наступило вот это «и вдруг». Есть теория Гумилева о пассионарности. Вот я, кроме как теорией Гумилева, не могу объяснить эти явления, когда вдруг из космоса какой-то луч бьет и что-то происходит – появляются нужные люди, нужная энергия и так далее. Но в любом случае сейчас очень тяжелый период. Даже тяжелее, чем в те времена, потому что сейчас возможностей смертоубийства значительно больше, возможностей для тотального истребления значительно больше.
Вот я не хочу, но я все равно смотрю в смартфон – вот мне тут написали… Конечно, удобно. Но вот в этом удобно и таится засада. — Вы имеете в виду смутные времена в общепланетарном значении? — Конечно. А в России это может быть особенно болезненно. Может быть другие переживут это менее болезненно. Дело в том, что против России и тысячу лет назад выступали, и тысяча пятьсот лет назад – она в этом положении находилась практически всегда, достаточно европейские карикатуры начала прошлого века посмотреть, и вы поймете, что абсолютно ничего не изменилось. Абсолютно!
Но дело сейчас в другом немножко. Сейчас возможностей информационных множество. И вот под таким прессингом, как сейчас,мы может быть никогда не находились. А чтобы удерживатьcя, нужна основа. Вот сейчас в «Аргументах и фактах» вышла интервью со мной, оно называется «Искусство бескультурного уровня». Вот. Сейчас самая большая проблема – постарайтесь меня услышать! – это пошлость, которая разъедает это культурное пространство. «Проснулся – жив, слава Богу!» — Есть ли что-то, что вас радует и вдохновляет в современной действительности? — Меня радуют и вдохновляют мои близкие и, в первую очередь, моя жена Танечка. Мы всегда с ней неразлучны и ни разу даже никуда не ездили по раздельности, мы уже четверть века живем вместе, и меня просто радует, что она есть и то, что родные и близкие есть. Радует, что сегодня солнечный день. Радует, что сегодня, Слава Богу, ничего трагического не произошло. Казалось бы, я перечисляю пустяки, но в этих мелочах и есть суть. В завершении хотелось бы сказать, что на самом деле счастье не снаружи, а внутри. Вам никто его не принесет. Потому что внутри, вне зависимости от условий, вы это счастье можете сохранить. Вот в Don’t look up замечательный финал – они сидят, эти замечательные люди, за семейным столом… Радует хорошее кино, радует вечная музыка.
Проснулся – жив, слава Богу! Беседа проходила в рамках проекта «Культурная линия» при содействии медиаклуба Format A3 |
|
|||||
|
Ваш комментарий