События

Владислав Флярковский: «Мы люди опытные, а не подопытные»

Юлия Лыкова, «С места происшествия».

Международный медиа-клуб «Формат А-3» пригласил в Симферополь своего давнего друга и коллегу Владислава Флярковского.

Известный тележурналист, один из основателей нового российского телевидения, руководитель службы информации и ведущий «Новостей» телеканала «Культура».

Специфический канал

Владислав — человек с хорошим чувством юмора, на слова о своей популярности среди телезрителей реагирует достаточно скептически.

— Я если и известный, то не всем и каждому, и наверняка среди вас найдутся люди, и их даже, может быть, большинство, кому я не Бог весть как известен, а потому, возможно, и более интересен. Меня называют лицом канала «Культура», но я настаиваю, что являюсь лицом только самого себя, чего желаю и все коллегам, которые полагают, что они лицо чего-нибудь или кого-нибудь, — улыбается журналист. — Я люблю свою работу, она позволяет много видеть, много слышать, много узнавать и много ездить. В поездки часто беру с собой фотоаппарат, но единственное, чего я не снимаю — это людей, лица не снимаю. Они мне интересны живьем — грозные, печальные, веселые, умные, глупые — я за этим езжу по странам, чтобы разглядывать лица.

Журналистская карьера Владислава Флярковского насыщена интересными и успешными поворотами, но, по его собственному признанию, именно на канале «Культура» он нашел все то, что искал 25 лет в журналистике.

— Я радуюсь тому, что работаю на специфическом, как многие неудачно выражаются, нишевом канале. Это телевидение совершенно особое. Его появление в 1997 году на телевизионной карте России — факт исторический, это надо признать. Инициаторами создания «Культуры» были такие люди, как Гранин, Ростропович, Лавров, Лихачев и Ельцин, который сказал: «Конечно!» и поставил свою подпись. Наш телеканал — это нетипичное явление в телевизионном эфире, в центре внимания — человек искусства, человек рядом с искусством, искусство в человеке, культура в человеке и рядом с человеком, — говорит Флярковский. — Я знаю, что у вас проблемы с приемом сигнала телеканала «Культура», поэтому я вам на всякий случай это рассказываю. Это телеканал, на котором есть новости, ток-шоу, документальный телепоказ и дискуссии. Содержание его резко ограничивается духовной жизнью общества.

Владислав подчеркивал, что в любом городе ему интересны, прежде всего, люди.

— Мне интересно услышать вас, потому что вы от меня далеко, кто-то меня видел вящике», а я-то вас вообще не знаю. Я приехал в город всего на сутки, я практически его не видел. Мало! Я голоден, мне хочется «кушать» Симферополя и всего Крыма гораздо больше, без соли и перца, без хлеба, кушать и кушать. Но, к сожалению, у меня только сутки.

Самое яркое впечатление у журналиста от столицы Крыма, то, что зацепило глаз, было выложенное рельефом на фасаде здания слово «ФОТОГРАФИЯ».

— Довольно старый дом, явно видно конца XIX — начала XX века. Много лет прошло, а там всегда была фотография. Меня почему-то это очень тронуло — неизменность происходящего. Если не во всем городе, то в отдельных его частях. Это можно сказать и об отдельных районах Москвы и о других городах. Людям необходимо это постоянство, неизменность. Это фактор одновременно и позитивный, и негативный, потому что это препятствует психологии изменения. Хочется жизнь изменить, но так не сильно, чтобы что-то осталось неизменным. И пусть эта дорога будет разбитая, она всегда такой была, и нет желания уложить ее свежим асфальтом по новой технологии. Мне кажется, что тут более глубокие вещи — нежелание менять, прилагать усилия, чтобы жизнь вдруг стала иная, — отмечает Флярковский. — В СМИ очень мало программ, которые воспитывают у людей тягу к переменам, изменчивости мира вокруг себя, хотеть что-то другое, новое, свежее. Помню, несколько лет назад в Третьяковской галерее была выставка современного искусства. Куратор выставки смешал экспозицию классического, академического искусства с современным. Часть публики была возмущена. Эти люди не чувствовали связи между тем искусством и последующим. Нынешняя культура есть объективно развитое прошлое, это все пришло к нам естественным образом, развиваясь. Мы — журналисты — виноваты, что у людей нет даже мысли о том, что имеющееся сегодня есть результат развития прежнего. Канал «Культура» тем или иным образом этим занимается, воспитывает у людей чувство вкуса.

Не жесткий!

Какое-то время Владислав Флярковский работал ведущим на канале ТВЦ в программе «Неделя», которая впоследствии была закрыта с формулировкой «за недостаточную жесткость».

— Меня допекали несколько месяцев подряд: «Будь жестче! Будь жестче!», а я настаивал на том, что быть жестким я не хочу, никому глотку грызть я не буду. Это глупо. И если кто-то совершает бездарный наезд на нашего политического лидера — это надо высмеивать, оборачивать в шутку. В этой программе у меня была рубрика «ШИК» (Школа информационного киллера), которая, может быть, ускорила гибель передачи. Тогда параллельно с нами на «Первом канале» выходило «Время» с Сергеем Доренко, который, вращая зрачками, нес какую-то несусветнейшую чушь про Примакова, Лужкова и всех политических противников. Мы видели и понимали, как делалась его передача, как можно подложить одну и ту же картинку под другой текст, диаметрально противоположный по смыслу, и прозвучит очень убедительно. И такого рода приемы мы раскрывали, разоблачали, показывали, как это делается. Девизом программы «Неделя» была такая фраза: «Мы люди опытные, а не подопытные». Мы хотели сделать нашу аудиторию опытными людьми, понимающими все.
А что самое важное для ведущего новостей? Каким должен быть журналист?

— Я знаю, каким не должен быть ведущий. Он не должен быть андроидоподобным. Если у человека есть личные характеристики, его персональные качества, то они должны быть видны. Журналист обязан отличаться от остальных: девушки по-разному причесаны, одеты, один с галстуком, другой — без, один в светлом пиджаке, другой — в темном. Это конечно, условно сказано. Инакости на телевидении не хватает, непохожести, оригинальности, индивидуальности, — подчеркивает Флярковский. — В жизни всегда должен быть небольшой излишек, чуть-чуть больше чего-то, что необходимо. Это развивает понятийный аппарат, ваше отношение к миру. Философ Александр Пятигорский говорил, что культура — это всегда излишек. По-настоящему культурный человек владеет многим и чем-то еще. Вы меня спросили, каким должен быть ведущий новостей. Он должен быть таким, что его отличает от других, какой-то излишек — картавость, хитрый глаз, способность быстро реагировать и так далее. Кому-то очень везет, и он имеет очень заметный излишек. Телеканал «Культура» еще и для этого существует, он дает телевизионной публике тот самый излишек, который делает умнее, лучше, мудрее.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ

28 ноября Международный медиа-клуб «Формат А-3» провел в Симферополе встречу с одним из основателей нового российского телевидения, руководителем службы информации и ведущим…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи