События

Юрий Кара, оказывается, тоже из донецких

Сергей Пальчиковский, «Первая Крымская» Источник (ссылка откроется в новом окне)

 В Крыму по приглашению «Формата А3» побывал Юрий Кара. Что ж, любопытно было посмотреть на динозавра российского кинематографа. Сегодня при остром дефиците крепких режиссеров пообщаться с внятным представителем этой профессии небесполезно.

Физик, химик, режиссер

Хотя мне приходилось общаться с Юрием Карой и раньше. Брал у него много лет назад достаточно подробное интервью на одном из кинофестивалей в Ялте.

Надо сказать, с тех пор Кара мало изменился. Такой же доброжелательный, рассудительный, приятный в общении. И молодец — не стал философствовать, заноситься, ограничился милым рассказом кинематографических баек и легкими мыслями. Это было и в меру живо, и в меру интересно.

Любопытно и то, что Кара, оказывается, из донецких. В кинематограф пришел не сразу. По окончании школы будущий режиссер поступил в Московский институт стали и сплавов на физико-химический факультет, который успешно окончил в 1978 году. Вернувшись из Москвы в родной Донецк, Кара некоторое время работал инженером-радиофизиком. А в 1982 году принял решение поступать во ВГИК. Там Кара снял две картины, одна из которых — дипломная работа — сразу прославила своего создателя: экранизация повести Бориса Васильева «Завтра была война» вышла на экраны в сорока восьми странах мира и принесла режиссеру мировую известность.

А потом понеслось — «Воры в законе», «Пиры Валтасара», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи», «Королев», «Гамлет. ХХI век». Нельзя сказать, что все картины Кары были шедеврами. Но он, по крайней мере, профессионал, один из немногих среди множества случайных людей в режиссерском мире. Его учитель, великий Сергей Герасимов, говорил: «Если из вгиковского курса в 15 человек выйдет в результате 2 — 3 стоящих режиссера, это уже хорошо, задача выполнена». Юрий Кара оказался из тех, кто «вышел».

У нас работает с удовольствием

Любовь к Крыму — от этой темы не уйдешь. Раньше, рассказывает режиссер, на студии им. М.Горького при плане 22 картины в год четыре полагалось снимать в Крыму — в ялтинском филиале. На полуострове действительно можно было снять все или почти все, но кинематографический люд не очень хотел сюда ехать. А вот Юрий Кара всегда работал здесь с удовольствием. В Ялте снимал «Воров в законе» (помните, как криминальные герои сидят и беседуют возле гостиницы «Ореанда»), в Симферополе и Севастополе частично работал над картиной «Завтра была война». Снимал в Крыму одну из сцен «Мастера и Маргариты», конечно же, ту, где Степу Лиходеева Воланд «перекидывает» в Ялту. Для сериала «Королев» умудрился запечатлеть Магадан… на Ай-Петри. Никто не поверил.
В «Мастере» сцены Ершалаима собирался снимать в Судаке, в районе Генуэзской крепости. Приготовил осликов, верблюдов, костюмированную массовку. Но ангел-хранитель, видимо, не хотел этих съемок. Внезапно пошел снег, уволился оператор, пленка оказалась с браком. Вдобавок в Москве, когда Кара поехал за новым оператором, его автомобиль попал в аварию и просто-таки развалился. Как вы думаете, где? Аккурат напротив дома с «нехорошей квартирой», описанной Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в «Мастере и Маргарите».

О «Мастере» 17 лет спустя

Вообще, Юрий Викторович много рассказывал о своем «Мастере». Это естественно — фильм многострадальный, 17 лет по невыясненным обстоятельствам пролежал на полке. Вернее, в сейфе у продюсера. Последняя версия этого самого продюсера — показывать картину запретил один священник, сказав, что это повлечет большую беду. Потом прошли годы, священник умер. А другой сказал: показывайте картину спокойно. Показали, но с большим опозданием — к тому времени уже прошел по телеэкранам одноименный сериал постановки В. Бортко.

Не хотелось спрашивать у Кары, как он относится к творению Бортко. И так понятно; конечно, своя рубашка ближе к телу. Правда, выпад в сторону Владимира Бортко и его сериала «Идиот» Кара сделал, тактично не назвав фамилии. Дескать, зачем это один режиссер сделал из князя Мышкина дурачка — Женя Миронов скачет на одной ножке?! Мышкин, герой Достоевского, — умный, а вокруг него все ненормальные.

Внутренний диалог с Бортко понятен. Тем более фильм «Мастер и Маргарита» действительно дался непросто. До сих пор Кара, улыбаясь, вспоминает, как один пиротехник взялся за 10 тысяч долларов устроить «тьму, накрывшую город». Действительно устроил — напустил такие клубы дыма, что на съемочную площадку приземлились 15 боевых израильских вертолетов — решили, что на границе с Сирией началась война. А когда недоразумение выяснилось — туман рассеялся.

Вспомнил Кара и то, как снимался «бал сатаны» с огромным количеством обнаженных женщин. Поместили объявление. Девушек, желавших сниматься голыми, пришло видимо-невидимо. В трех кабинетах проводили отбор. Те, кому отказали, очень обиделись, во время съемки сцены пробрались на площадку, спрятались в кустах, разделись — и вперед: кто там разберет, в темноте-то. Правда, отличить этих девушек не составляло труда — на их загорелых телах явственно виднелись следы от купальников (над теми, кого отобрали, поработали гримеры). И еще, ассистент режиссера орал в мегафон: «Кресты-то снимите! Вы же на бал сатаны пришли!»

Смех смехом, но теперь «Мастера» с большим опозданием, но номинировали на «Золотого орла». Среди номинантов Николай Бурляев за роль Иешуа, которую почему-то посчитали «ролью второго плана». А вот Валентин Гафт номинирован на роль первого плана за образ сатаны. Такие времена, как говорит Познер…

«Дедушка с Серовой не жил!»

О чем еще рассказывал Кара? О том, как костерили его фильм «Воры в законе» на фестивале «Золотой Дюк», обвиняя режиссера в киче, конъюнктуре и других грехах. Рядом поносили Михалкова за «Очи черные», Анна Самохина кричала, как в «Рабе любви»: «Господа, вы звери!» О своем отношении к новому фильму «Высоцкий», который он не смотрел и смотреть не хочет; Кара прекрасно помнит живого Высоцкого, помнит и то, как режиссер Андрей Тарковский называл его Гамлета «хулиганом». Видел все спектакли с ВВ. Не забыть «Антимиры» (по стихам Андрея Вознесенского). После того как Высоцкий исполнил песню, публика Таганки требовала остановить, прекратить спектакль с тем, чтобы слушать только Высоцкого. «Пой, Володя!» — кричали ему из зала.

Когда-то Юрию самому предлагали снять картину о Высоцком, но режиссер справедливо посчитал, что нет такого актера, который сумел бы убедительно передать внутренний мир поэта и артиста. К тому же Юрию Викторовичу хватило биографического сериала «Звезда эпохи» — о взаимоотношениях писателя Константина Симонова и актрисы Валентины Серовой. Родственники просто взбесились! Сын и дочь Константина Михайловича наотрез отказались разрешить читать в сериале стихи К. Симонова, утверждая, что на самом деле он посвятил их совсем не В. Серовой, а их мамам. А внучка маршала Рокоссовского скандалила по тому поводу, что, дескать, у ее дедушки никогда не было романа с Валентиной Серовой. «Я это точно знаю, — утверждала внучка. — Мне бабушка рассказывала. Она даже в свое время у дедушки спрашивала, было ли у него что-то с Серовой. Дедушка ответил, что нет, ничего не было». Ага, как же, так дедушка бабушке и признался…

Еще Юрий Кара рассказывал о трудностях современного кинематографического процесса, о том, как мало денег дают на постановку (если ты, конечно, не олигарх от кино, не Михалков, не Бондарчук, не Эрнст…). Рассказывал о лени работников, которые всегда заявляли: платите нам, как в Голливуде, тогда будем работать! Сейчас им платят почти как в Голливуде, а они все равно не работают. Актеры тоже требуют заоблачных гонораров, при этом умудряются пить, срывать съемки, капризничать… Поэтому самое спокойное в работе режиссера — это монтаж, когда творишь сам в тишине.

Рассказывал Кара и о тех актерах, которым всегда был благодарен за талант и вдохновенный труд, — о Евгении Евстигнееве, Михаиле Ульянове, Валентине Гафте… О недавних митингах в Москве на Банковой, где собралась «знать в бриллиантах», решившая захватить власть в России. О своем новом фильме «Гамлет. ХХI век». О творческих планах снять продолжение сериала о конструкторе Королеве, фильм о разведчике Николае Кузнецове.
Кара снимет, будьте уверены. И в Крым приедет не раз.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Юрий КАРА

По приглашению ММК «Формат-А3» 19 декабря крымчан навестил известный российский режиссёр, сценарист, продюсер и актёр Юрий Кара. На встречу с ним пришли не только журналисты, писатели,…… →

Фото
Видео
Статьи