События
Юрий Кара, оказывается, тоже из донецкихВ Крыму по приглашению «Формата А3» побывал Юрий Кара. Что ж, любопытно было посмотреть на динозавра российского кинематографа. Сегодня при остром дефиците крепких режиссеров пообщаться с внятным представителем этой профессии небесполезно. Физик, химик, режиссер Хотя мне приходилось общаться с Юрием Карой и раньше. Брал у него много лет назад достаточно подробное интервью на одном из кинофестивалей в Ялте. Надо сказать, с тех пор Кара мало изменился. Такой же доброжелательный, рассудительный, приятный в общении. И молодец — не стал философствовать, заноситься, ограничился милым рассказом кинематографических баек и легкими мыслями. Это было и в меру живо, и в меру интересно. Любопытно и то, что Кара, оказывается, из донецких. В кинематограф пришел не сразу. По окончании школы будущий режиссер поступил в Московский институт стали и сплавов на физико-химический факультет, который успешно окончил в 1978 году. Вернувшись из Москвы в родной Донецк, Кара некоторое время работал инженером-радиофизиком. А в 1982 году принял решение поступать во ВГИК. Там Кара снял две картины, одна из которых — дипломная работа — сразу прославила своего создателя: экранизация повести Бориса Васильева «Завтра была война» вышла на экраны в сорока восьми странах мира и принесла режиссеру мировую известность. А потом понеслось — «Воры в законе», «Пиры Валтасара», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи», «Королев», «Гамлет. ХХI век». Нельзя сказать, что все картины Кары были шедеврами. Но он, по крайней мере, профессионал, один из немногих среди множества случайных людей в режиссерском мире. Его учитель, великий Сергей Герасимов, говорил: «Если из вгиковского курса в 15 человек выйдет в результате 2 — 3 стоящих режиссера, это уже хорошо, задача выполнена». Юрий Кара оказался из тех, кто «вышел». У нас работает с удовольствием Любовь к Крыму — от этой темы не уйдешь. Раньше, рассказывает режиссер, на студии им. М.Горького при плане 22 картины в год четыре полагалось снимать в Крыму — в ялтинском филиале. На полуострове действительно можно было снять все или почти все, но кинематографический люд не очень хотел сюда ехать. А вот Юрий Кара всегда работал здесь с удовольствием. В Ялте снимал «Воров в законе» (помните, как криминальные герои сидят и беседуют возле гостиницы «Ореанда»), в Симферополе и Севастополе частично работал над картиной «Завтра была война». Снимал в Крыму одну из сцен «Мастера и Маргариты», конечно же, ту, где Степу Лиходеева Воланд «перекидывает» в Ялту. Для сериала «Королев» умудрился запечатлеть Магадан… на Ай-Петри. Никто не поверил. О «Мастере» 17 лет спустя Вообще, Юрий Викторович много рассказывал о своем «Мастере». Это естественно — фильм многострадальный, 17 лет по невыясненным обстоятельствам пролежал на полке. Вернее, в сейфе у продюсера. Последняя версия этого самого продюсера — показывать картину запретил один священник, сказав, что это повлечет большую беду. Потом прошли годы, священник умер. А другой сказал: показывайте картину спокойно. Показали, но с большим опозданием — к тому времени уже прошел по телеэкранам одноименный сериал постановки В. Бортко. Не хотелось спрашивать у Кары, как он относится к творению Бортко. И так понятно; конечно, своя рубашка ближе к телу. Правда, выпад в сторону Владимира Бортко и его сериала «Идиот» Кара сделал, тактично не назвав фамилии. Дескать, зачем это один режиссер сделал из князя Мышкина дурачка — Женя Миронов скачет на одной ножке?! Мышкин, герой Достоевского, — умный, а вокруг него все ненормальные. Внутренний диалог с Бортко понятен. Тем более фильм «Мастер и Маргарита» действительно дался непросто. До сих пор Кара, улыбаясь, вспоминает, как один пиротехник взялся за 10 тысяч долларов устроить «тьму, накрывшую город». Действительно устроил — напустил такие клубы дыма, что на съемочную площадку приземлились 15 боевых израильских вертолетов — решили, что на границе с Сирией началась война. А когда недоразумение выяснилось — туман рассеялся. Вспомнил Кара и то, как снимался «бал сатаны» с огромным количеством обнаженных женщин. Поместили объявление. Девушек, желавших сниматься голыми, пришло видимо-невидимо. В трех кабинетах проводили отбор. Те, кому отказали, очень обиделись, во время съемки сцены пробрались на площадку, спрятались в кустах, разделись — и вперед: кто там разберет, в темноте-то. Правда, отличить этих девушек не составляло труда — на их загорелых телах явственно виднелись следы от купальников (над теми, кого отобрали, поработали гримеры). И еще, ассистент режиссера орал в мегафон: «Кресты-то снимите! Вы же на бал сатаны пришли!» Смех смехом, но теперь «Мастера» с большим опозданием, но номинировали на «Золотого орла». Среди номинантов Николай Бурляев за роль Иешуа, которую почему-то посчитали «ролью второго плана». А вот Валентин Гафт номинирован на роль первого плана за образ сатаны. Такие времена, как говорит Познер… «Дедушка с Серовой не жил!» О чем еще рассказывал Кара? О том, как костерили его фильм «Воры в законе» на фестивале «Золотой Дюк», обвиняя режиссера в киче, конъюнктуре и других грехах. Рядом поносили Михалкова за «Очи черные», Анна Самохина кричала, как в «Рабе любви»: «Господа, вы звери!» О своем отношении к новому фильму «Высоцкий», который он не смотрел и смотреть не хочет; Кара прекрасно помнит живого Высоцкого, помнит и то, как режиссер Андрей Тарковский называл его Гамлета «хулиганом». Видел все спектакли с ВВ. Не забыть «Антимиры» (по стихам Андрея Вознесенского). После того как Высоцкий исполнил песню, публика Таганки требовала остановить, прекратить спектакль с тем, чтобы слушать только Высоцкого. «Пой, Володя!» — кричали ему из зала. Когда-то Юрию самому предлагали снять картину о Высоцком, но режиссер справедливо посчитал, что нет такого актера, который сумел бы убедительно передать внутренний мир поэта и артиста. К тому же Юрию Викторовичу хватило биографического сериала «Звезда эпохи» — о взаимоотношениях писателя Константина Симонова и актрисы Валентины Серовой. Родственники просто взбесились! Сын и дочь Константина Михайловича наотрез отказались разрешить читать в сериале стихи К. Симонова, утверждая, что на самом деле он посвятил их совсем не В. Серовой, а их мамам. А внучка маршала Рокоссовского скандалила по тому поводу, что, дескать, у ее дедушки никогда не было романа с Валентиной Серовой. «Я это точно знаю, — утверждала внучка. — Мне бабушка рассказывала. Она даже в свое время у дедушки спрашивала, было ли у него что-то с Серовой. Дедушка ответил, что нет, ничего не было». Ага, как же, так дедушка бабушке и признался… Еще Юрий Кара рассказывал о трудностях современного кинематографического процесса, о том, как мало денег дают на постановку (если ты, конечно, не олигарх от кино, не Михалков, не Бондарчук, не Эрнст…). Рассказывал о лени работников, которые всегда заявляли: платите нам, как в Голливуде, тогда будем работать! Сейчас им платят почти как в Голливуде, а они все равно не работают. Актеры тоже требуют заоблачных гонораров, при этом умудряются пить, срывать съемки, капризничать… Поэтому самое спокойное в работе режиссера — это монтаж, когда творишь сам в тишине. Рассказывал Кара и о тех актерах, которым всегда был благодарен за талант и вдохновенный труд, — о Евгении Евстигнееве, Михаиле Ульянове, Валентине Гафте… О недавних митингах в Москве на Банковой, где собралась «знать в бриллиантах», решившая захватить власть в России. О своем новом фильме «Гамлет. ХХI век». О творческих планах снять продолжение сериала о конструкторе Королеве, фильм о разведчике Николае Кузнецове. |
|
|||||
|
Ваш комментарий