События

Юрий Кара: кино позволяет людям расширить свою жизнь

Юлия Лыкова, «С места происшествия».

«На всю жизнь запомните, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость». Наверное, многим запомнились эти прекрасные слова из кинофильма «Завтра была война» режиссера Юрия Кары. Фильм, который называют шедевром советского кино. Он потрясает, захватывает и сейчас.

Недавно Юрий Викторович по приглашению международного медиа-клуба «Формат А-3» побывал в Симферополе.

Кино прошлого и настоящего

— Кино позволяет людям расширить нашу небольшую, скромную, жизнь. Оно дает возможность побывать и в глубокой древности, и перенестись на другие планеты, и значительно увеличить наше поле зрения, — начал беседу Юрий Кара. — Магия кино навсегда останется с нами, и сейчас она, конечно, тоже существует.

Юрий Викторович всегда любит работать в Крыму, и так случилось, что снял в наших краях почти все свои фильмы. Режиссер говорит, что раньше на студии Горького в плане было 22 фильма в год, из них четыре нужно было снять в Крыму. Но почему-то кинематографистов не особенно тянуло на полуостров.

— Когда я приехал, то очень обрадовался, здесь можно было снять абсолютно все. И не случайно, что Сталин готовил Ялтинскую киностудию, как Голливуд, здесь существуют различные климатические зоны. Он хотел построить огромную студию, проект этот не состоялся, но он не пропал даром, — добавляет Кара. — Мне почему в Крыму больше нравилось работать: тут народ и профессиональный, и очень трудолюбивый. Это всегда импонирует, потому что на «Мосфильме» вечно твердили: «Если нам будут платить, как в Голливуде, мы и работать так же будем». Сейчас они получают хорошую зарплату, но в их работе мало что изменилось.

Сейчас в России новая система, создан Фонд поддержки отечественного кино — восемь компаний безвозвратно получают по 10 миллионов долларов каждая и не должны возвращать ни копейки. Это компании Никиты Михалкова, Федора Бондарчука, Валерия Тодоровского, Константина Эрнста и других режиссеров и продюсеров.

— Пока кино мы не видим, другое дело, что раньше Министерство культуры самостоятельно распределяло деньги и давало всего один миллион. А снять фильм на такие небольшие средства очень трудно. А, кроме того, раньше больше поддерживали молодых, и в год снимали около 30 дебютов. В этом году был всего один дебют на страну. Этого очень мало, — отмечает Юрий Викторович. — Профессия режиссера штучная, я вспоминаю Сергея Герасимова, который, когда набирал курс, говорил, что, если из 15 студентов выйдет два–три режиссера, можно сказать — задача выполнена. У нас даже есть поговорка: нельзя говорить, что человек не режиссер — надо дать ему попробовать. Многие пробовали и тут же отказывались, потому что ничего не получалось. Профессия режиссера двоякая — с одной стороны, ты должен фильм придумать, в этом плане ты находишься в благодатной атмосфере: ты демиург (мастер, ремесленник, творец), создатель своей Вселенной. Но, с другой стороны, свои замыслы надо уметь реализовать, а для этого необходим большой коллектив, с которым молодые не всегда могут справиться. Помню, когда начал работу над «Завтра была война», меня тоже начали ломать: «Да мы на студии Горького по 20–30 фильмов сняли, что ты тут…». Я им отвечаю: «Не знаю, что вы там снимали, какую-нибудь ерунду, наверное, а сейчас мы будем снимать хорошее кино». Правда, за требовательность меня не любили.

«Мастер и Маргарита» и «Гамлет. XXI век»

Долгое время Юрий Кара работал над фильмом «Мастер и Маргарита», и, наконец, в этом году картину увидели зрители, а премия «Золотой орел», которую учредил Никита Михалков, выдвинула его в нескольких номинациях, в том числе и на «Лучший фильм».

Как известно, с булгаковским сюжетом связано множество мистических историй.
— Как я ни старался снять в Судаке «Иудею», но вот не хотел Ангел Хранитель, чтобы мы там снимали: то снег выпал, то оператор ушел, то пленку не привезли. Помню, я срочно отправился в Москву за другим оператором, еду к нему на встречу, на новой машине, а она ни с того ни с сего вдруг разваливается посреди дороги — «летит» коробка сцепления. Я выхожу и оказываюсь прямо напротив «нехорошей» квартиры дома Булгаковых. Стою как вкопанный и думаю: «Ну, какой тебе еще нужен знак!». После этого снимали мы на месте действия, на святой земле, где особая энергетика. Николай Бурляев до сих пор считает, что роль Иешуа лучшая в его жизни.

Юрий Викторович подчеркивает, что литература для него — толчок, попытка найти фильмоэквивалент книге. Когда, к примеру, снимали «Мастера и Маргариту», тщательно выбирали места съемок, и ценность фильма в некоторой документальности. Более того, все делалось вживую: Вертинская, рискуя жизнью, летала по небу, а нагие девушки, не стесняясь, шли в кадр.

Кстати, режиссер думал, что желающих сниматься неглиже в сцене «бала Сатаны» будет очень и очень мало. И вдруг, когда на студии Горького повесили объявление, пошли толпы желающих. Брали не всех, но недовольные девушки, не прошедшие отбор, не сдались. Узнав о месте съемки, барышни разделись в кустах и выбежали на съемочную площадку.

— Наша или нет — непонятно. Потом я их различил на экране. Мы снимали в конце августа, и гримеры закрашивали следы от купальников, а у этих «партизанок» следы остались. Был еще один курьез. Помню, второй режиссер кричит в мегафон: «Крестики снимите! На бал Сатаны пришли!», — смеется режиссер. — Любая экранизация интересна, на мой взгляд, тогда, когда те мысли, которые были в книге, не устарели и поныне. Как известно, у Шекспира Гамлет 30-летний. На занятии студенты мне говорят: «В 30 лет первая любовь, первый выбор — это уже поздно, надо делать его в 20 лет. Именно в этом возрасте уже пора задуматься, с кем ты, куда тебя ведут, а то ведь заведут». Так принято, что в мировом кинематографе роль Гамлета артист получал за заслуги, к примеру, Лоуренс Оливье сыграл его в 50 лет. Я осовременивал историю, и первоначально назвал ее «Гамлет. История повторяется». Представьте себе, молодежь, массовка, и вдруг слышу: «Ну, когда уже Гамлет с Джульеттой встретятся?!». И тут я понял, что для этих молодых ребят история не повторяется, для них ее надо открывать по-новому.

Вечная память разведчику

Вспоминает Юрий Кара, как на фестивале в Японии ему удалось побывать на мастер-классе Акиро Куросавы.
— Он был старенький, но принял молодых режиссеров и сказал очень важные слова: «Знаете, я считаю, что один режиссер в жизни запланирован на два-три хороших фильма. Можете мне поверить, я их снял больше 30». У меня тоже было немало хороших фильмов.

Сейчас режиссер мечтает снять фильм о разведчике Кузнецове.
— Он уникальный человек, чуть ли не первым узнал дату начала войны. Во время Великой Отечественной Кузнецов уничтожил 11 чиновников и генералов фашистского рейха, рассекретил бункер Гитлера под Винницей и раскрыл покушение на участников Тегеранской конференции, предупредил об операции «Цитадель», наступлении немецких войск на Курскую дугу. Хотелось бы рассказать о том, что это настоящий герой. Хорошо бы, чтобы у молодежи появились такие ориентиры, герои, которые были раньше, чтобы они не только играли или верили в придуманных Джеймсов Бондов, а увидели, что у нас тоже есть прекрасные люди. И эта моя задача — показать, насколько у нас талантливый и замечательный народ.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Юрий КАРА

По приглашению ММК «Формат-А3» 19 декабря крымчан навестил известный российский режиссёр, сценарист, продюсер и актёр Юрий Кара. На встречу с ним пришли не только журналисты, писатели,…… →

Фото
Видео
Статьи