События

Юрий Кара: «Если бы в фильм вкладывали столько, сколько в одну ногу футболиста, был бы эффект»

Алла Довгань, «Крымские известия».

Недавно по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» Крым посетил известный российский режиссер Юрий Кара. К полуострову у него особое отношение. Большинство фильмов режиссер снял именно здесь. Среди них — «Завтра была война», «Гамлет. XXI век», эпизоды «Мастера и Маргариты» и другие.

Поэтому неудивительно, что во время встречи с журналистами Юрий Кара вспоминал интересные моменты съемок в Крыму. Конечно, рассказал режиссер и о том, как начинал путь в кинематографе и какие ставит перед собой цели.

— Как вы понимаете магию и манию кино?

— Для меня кино — величайшее из искусств. Считаю, оно позволяет расширить нашу скромную жизнь. Помните, как говорил булгаковский Мастер? «Я мечтал объездить весь мир, а вижу только этот подвал». А благодаря кино мы можем побывать в глубокой древности, переместиться на другие планеты и, конечно, рассказать о соотечественниках.

Магия кино навсегда останется с нами, но наравне с ней всегда будет существовать и мания. Сегодня это «конец света», который все предрекают, но никто по-настоящему в него не верит. Даже тематика прошедшего Каннского фестиваля посвящена данной теме. Так, на Золотую пальмовую ветвь номинировалась «Меланхолия» Ларса фон Триера. Только, по его словам, он показал Апокалипсис в душе героини.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние российского и украинского кинематографа?

— Сегодня отечественная эстрада вытеснила западную, на телевидении наши сериалы подвинули бразильские, мексиканские, американские, аргентинские. Теперь очередь за кино. Но это — затратное дело, его надо финансировать. Считаю, если бы в фильмы вкладывали столько, сколько в одну ногу футболиста, то эффект был бы заметен. Половина миллионов, которые отдают за футболистов, могла бы составить годовой бюджет Ялтинской киностудии.

В России сейчас создали фонд поддержки отечественного кино. Восемь компаний получают в год по 10 миллионов долларов. Они не возвращают ни копейки, даже если имели доход от проката. Раньше Министерство культуры давало всего один миллион долларов на фильм. За такие деньги очень сложно снять достойную картину. Кто-то говорит, продюсеры умудряются украсть и из этих копеек. Могу опровергнуть. Нечего воровать. Теперь обрезали и это финансирование. А прежде хоть как-то поддерживали талантливую молодежь и снимали ежегодно около тридцати дебютов. В 2011 году — один на всю страну. Бесспорно, это очень мало.

— Расскажите, как вы начинали свой путь в кинематографе?

— Мой первый фильм «Завтра была война» частично снимали в Севастополе. Я тогда работал на студии имени М. Горького, которая имела в плане 22 фильма в год, из них четыре надо было сделать в Крыму. Но почему-то другие режиссеры не хотели ехать. А мне понравилось, что здесь можно снять абсолютно все. Еще Сталин видел Крым этаким Голливудом и хотел построить киностудию.

Профессия режиссера — штучная. Я учился в мастерской Сергея Герасимова. Так он говорил: «Если из вгиковского курса в 15 человек выйдет в результате два-три стоящих режиссера, это уже хорошо. Значит, моя задача выполнена». Не каждому дано. Нельзя говорить, что человек не режиссер — надо дать ему возможность проявить себя. Но, попробовав, многие отказываются. С одной стороны, ты придумываешь фильм, создаешь свою «вселенную», атмосферу, а с другой — ее еще надо построить. Часто молодые не могут справиться с большим коллективом. Помню, когда снимали «Завтра была война», пробовали «сломать» и меня. Говорили: «Да мы по двадцать—тридцать фильмов сделали!» На что я отвечал: «Не знаю, что вы там сделали, сейчас будем снимать хорошее кино». Правда, меня за такую требовательность и не любили. Директор говорил: «Ты добиваешься, чтобы все было хорошо, а вот мы с Васей Шукшиным поехали на съемки в кафе, приезжаем — столов и стульев нет. Ты бы добился, чтобы стулья нашли, а Василий Макарович посадил актеров на подоконник и весь диалог происходил там». Я парировал: «Конечно, вам, администрации, лишь бы не работать, а режиссер должен все выдумывать».

— Вы даже Магадан умудрились снять на полуострове…

— Да, когда снимали «Королева», на горе Ай-Петри нашли заснеженные «островки» с чахлой растительностью, точь-в-точь как в Магадане. И даже дочь Сергея Павловича, посещавшая отца в лагере, не поняла, что это не та натура. Так что в Крыму можно имитировать и древний Иерусалим, и Магадан...

— Какое событие, произошедшее в вашей жизни в 2011 году, вы бы отметили?

— Мне приятно, что все-таки вышел мой фильм «Мастер и Маргарита», который номинировали на премию «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и науки России.

— Почему не состоялись съемки «Мастера и Маргариты» в Крыму?

— В нем только одна сцена снята в Крыму — когда Воланд переносит Степу Лиходеева из Москвы в Ялту, на берег моря. Я еще хотел снять Иудею в Генуэзской крепости. Привезли массовку, осликов, верблюдов. Но, видимо, ангел-хранитель не хотел, чтобы работали в Судаке… Выпал снег, не привезли пленку, ушел оператор, а Николая Бурляева, утвержденного на роль Иешуа, не благословили в церкви… Я срочно еду в Москву за другим оператором, по дороге ломается новая машина — «полетела» коробка сцепления. И как вы думаете — где? Прямо напротив «нехорошей» квартиры. Водители сигналят, а я стою, как вкопанный, и сам себе говорю: «Какой тебе еще знак нужен, чтобы прекратить съемки в Судаке?!» Так и сказал продюсерам: «Там снимать нельзя. Надо искать деньги для другого места».

— Чем еще запомнился «Мастер»?

— Ой, намучился же я тогда — компьютерной графики-то не было. Помните такие строки: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город»? Думаю, как же эту тьму сделать? Но у меня был замечательный пиротехник с «Беларусьфильма». Говорит: «Дайте мне 10 тысяч долларов — будет вам тьма». Сейчас это, с учетом инфляции, где-то тысяч сто. Продюсеры, скрипя зубами, выделили деньги. И вот «распяли», значит, мы нашего Христа — Николая Бурляева, а пиротехник отъехал километров на пятнадцать и действительно что-то зажег. Черная туча закрыла уже четверть неба, мы с оператором готовимся к команде «Мотор!». Вдруг вместо тучи к нам спускаются 15 боевых израильских вертолетов. Оттуда выпрыгивают военные, положили нас всех на песок. Они подумали, началась война — съемки-то проходили недалеко от границы с Сирией. Пока выяснили, кто кого предупреждал, — туча ушла… А я потом ломал голову, как выйти из положения.

— Вы уже решили, о чем или о ком будет ваша следующая кинокартина?

— Да, собираюсь снять фильм о разведчике Кузнецове, и, наверное, тоже на полуострове. Николай Иванович — неоднозначная личность для многих. Он был судим из-за ложного доноса, а его памятник во Львове не раз оскверняли, пока не перевезли на родину разведчика — в Талицкий район Свердловской области. Хотелось бы восстановить правду и рассказать о настоящем герое. Кузнецов уничтожил одиннадцать чиновников и генералов немецкого рейха, рассекретил бункер Гитлера под Винницей, раскрыл покушение на участников Тегеранской конференции, предупредил об операции «Цитадель» и наступлении вражеских войск на Курскую дугу. Я хочу, чтобы молодежь ориентировалась на таких, как Николай Кузнецов, а не только на Джеймсов Бондов.

Еще планирую снять фильм о покорителях космоса — Сергее Королеве, Юрии Гагарине и Германе Титове. Также хотелось бы экранизировать биографию академика Сахарова.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Юрий КАРА

По приглашению ММК «Формат-А3» 19 декабря крымчан навестил известный российский режиссёр, сценарист, продюсер и актёр Юрий Кара. На встречу с ним пришли не только журналисты, писатели,…… →

Фото
Видео
Статьи