События

Дмитрий Астрахан

Ирина Ляхова, Кишинёвский Обозреватель Источник (ссылка откроется в новом окне)

В рамках ставших уже традиционных встреч, организуемых Международным медиа- клубом "Формат А3", Кишинёв посетил известный российский кино- и театральный режиссёр Дмитрий Астрахан. Его картины "Ты у меня одна" и "Всё будет хорошо!" снискали ему популярность у широкой зрительской аудитории в начале 90-х. Как уверяет художник, несмотря на известность этих кинолент, продолжения их не планируется, поскольку он не видит смысла в том, чтобы "становиться рабом одной идеи".

Сейчас Дмитрий Хананович работает над новым фильмом "Деточки" - в абсолютно другом жанре и стилистике. В нём он собирается высказать своё мнение о России. "Всё время хочешь из себя выпрыгнуть, - говорит он о новом поиске. - Но надо делать то, что близко, то, что нравится, и верить в то, что делаешь, доверять себе. "Деточки" - это остро- социальный фильм, практически публицистический. Я долго подбирал актёров для него - 14-15-летних ребят". Но раскрывать идею нового проекта художник не стал.
Встреча с Дмитрием Астраханом прошла в форме творческого вечера. Сначала режиссёр рассказал свою биографию - довольно подробно, увлекательно и с юмором. Затем присутствовавшие смогли задать ему интересующие вопросы.

До того, как широкая публика узнала об Астрахане-кинорежиссёре, художник был известен в театральном мире. Он несколько лет проработал в Свердловском ТЮЗе, затем напросился на стажировку к театральному Богу - Георгию Товстоногову, получив возможность ставить в знаменитом БДТ, а затем благодаря свою таланту в 33 года был приглашён на должность руководителя Театра комедии им. Н.Акимова в Санкт- Петербурге.

"Прежде, - вспоминает Астрахан, - театральный режиссёр был большой личностью в городе. Сейчас всё изменилось, изменились ценности". Он поведал уникальную историю о том, как он добился стажировки у Товстоногова.

"Я поставил спектакль "Доходное место" в Свердловске и его пригласили на фестиваль Островского в Кострому. Там представляли свои работы все академические театры. Главная награда - 500 рублей. Как я понимаю, все призы заранее были поделены. И мы играли седьмыми. Зал стоял в конце спектакля минут 10 и аплодировал. А после шло обсуждение. Приглашены были все известные критики. Им моя работа не понравилась. И тут выходит одна молодая аспирантка Татьяна Москвина - теперь известный театральный и кинокритик и говорит о том, что это лучший спектакль фестиваля, вызвав тем самым дикое возмущение у своих старших коллег. Я не получил ни одной награды, но получил имя.

Потом я служил на флоте, и в одном из писем мама написал мне о том, что Товстоногов в своей книге "Круг мыслей" ругал мою работу, отмечая, что это пошлая трактовка классики. Георгий Александрович, не называя фамилию, приводит пример из моего спектакля, описывая подробно один фрагмент. Когда я прочел, понял, что у меня в руках козырь. Я могу идти к Товстоногову - он же не был на том спектаклем.

Проходит три года, я приезжаю из армии и тут же записываюсь на приём к нему. Пришёл к Товстоногову, взяв все рецензии на свои спектакли. Сидит гениальный режиссёр - уставший человек. Я представляюсь, рассказываю ему о себе и говорю: "Я хочу у вас стажироваться". Он немного просыпается. "Ну это невозможно", - говорит он. "Тогда я хочу поставить спектакль", - тут же вставляю я. Товстоногов объясняет: "Я даю ставить спектакли только тем, кого знаю". Я в ответ: "то есть только тем режиссёрам, чьи спектакли вы видели? Но вы же видели мой спектакль, вы же его рецензировали в своей книге, правда, не очень хорошо. Но мне кажется вас неверно информировали".

Тут он совсем проснулся. У Товстоногова была такая формула: замысел в режиссуре - это то, что можно украсть, это то, что я могу сделать уже без этого режиссёра, а если замысла нет, воровать нечего. И что замысел можно изложить за 3 минуты. Я ему за 3 минуты чётко рассказал замысел своего спектакля. По тому, как он внимательно слушал, я понял, что ему было интересно. В конце он сказал: "может быть, и правда мне что-то неправильно рассказали". И меня взяли на стажировку".

Свой первый фильм "Изыди!" Астрахан выпустил на экраны в 1991 году. Фильм получил главный приз кинофестиваля "Кинотавр-91" и был выдвинут от России на премию "Оскар". Затем уже появились народно любимые - "Ты у меня одна" (1993) и "Всё будет хорошо!" (1995), "Перекресток" (1998) с песнями "Машины времени". Жанр, который сделал Дмитрия Астрахана популярным в кино, точно определил в своё время его знаменитый коллега Алексей Герман: "о сложных вещах можешь говорить легко".

"Поразительно, - сказал Астрахан, - но всем большим звёздам свойственна скромность: Усатовой, Тихонову, Ульянову и т.д. В фильме "Всё будет хорошо!" снимался Ульянов. Когда он первый раз пришёл на съёмочную площадку, его поначалу никто даже не заметил. Он тихо стоял в стороночке и наблюдал за тем, как я работаю. А в общежитии, где мы снимали, жили алкаши, ну уже запредельные алкаши. Но когда Ульянов появился на съёмках, в их сообществе какое-то брожение началось. Через какое-то время подходят, спрашивают: "А можно Михаила Александровича к нам?". Ульянов подошёл, и они ему дают цветы. Можно себе представить всю степень жертвенности для этих людей - пойти на свои кровные и купить цветы, но Ульянов для них был Богом. Вот это слава, вот это настоящий народный артист!".

На вопрос, почему столько тюремной тематики и насилия в современном кино, художник заметил, что "двое задумали убрать третьего - принцип построения любого сюжета".

По мнению режиссёра, любое произведение кино, театра, литературы - это сказка. "Мрачная, трагичная, веселая ли, но сказка, условность, в которую погружается зритель. Про жизнь мы смотрим другую передачу - новости, к примеру. И даже документальный фильм - это тоже не совсем реальная жизнь, поскольку он тоже создаётся художественными средствами, так, чтобы рассказываемое в нём определённым образом на нас влияло", - считает Дмитрий Астрахан.

Одним из его кино-удивлений были "Римские каникулы". "Когда из лёгкой водевильной комедии всё перешло в трагедию. Удивительно, как создателям фильма удалось отстоять задумку - закончить историю не хэпи-эндом, а более правдивым финалом. Я помню, когда зрители в кинозале хлопали на реплики, плакали в пронзительные моменты фильма и аплодировали стоя в финале".

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий АСТРАХАН

По приглашению международного медиа-клуба "Формат- A3" приехал в столицу Молдавии очень редкий гость в этих краях - известный российский режиссер театра и кино, заслуженный…… →

Фото
Видео
Статьи