События

Всё будет хорошо?

Михаил Дрейзлер, газета "Еврейское местечко" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Международный медиаклуб «Формат-А3» организовал в столице Молдовы, в гостинице Jazz, очередную творческую встречу – с известным кинорежиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Дмитрием АСТРАХАНОМ.

Нашему гостю, готовящемуся 17 марта отметить свой полукруглый юбилей – 55-летие и еще в 80-е годы минувшего века сумевшему заявить о себе как о талантливом постановщике, было о чём поведать собравшимся в этом зале.

В его послужном списке – свыше сорока спектаклей, поставленных в 80-е – первой половине 90-х годов на сценах трёх российских театров: Свердловского ТЮЗа (в котором питомец ЛГИТМиКа дебютировал в качестве режиссера и прослужил в общей сложности более шести лет), Ленинградского БДТ им. М. Горького (где Дмитрий стажировался у самогó Г. Товстоногова) и Ленинградского театра комедии им. Н. Акимова (здесь на протяжении нескольких сезонов Д. Астрахан работал худруком и главрежем). Но ещё большее зрительское признание режиссёру принесли снятые им тогда же, в начале 90-х, фильмы «Изыди!», «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», а также ряд других лент, появившихся на экранах за последние полтора десятилетия. Обратила на себя внимание и совсем недавняя – на сей раз актёрская – работа ныне признанного мастера: эпизодическая роль в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Так как невозможно всё то, что присут-ствующие услышали от режиссёра, втиснуть в газетную полосу (она-то, как известно, не резиновая), перескажем лишь несколько фрагментов из его выступления, представляющих, на наш взгляд, особый интерес для читателей «ЕМ».

В обычной интеллигентной ленинградской семье, где Дима был пятым, самым младшим из детей, родители их сызмальства приучали: мусора не читать. Телевизор в квартире «прожил» недолго: отец его выбросил как ненужную вещь, считая, что для его отпрысков чтение – занятие куда более полезное.

…Театром Дмитрий ни в детские, ни в отроческие годы не увлекался, но однажды, случайно попав на занятие в театральную студию, так прочёл наизусть ахматовскую поэму «Реквием», что вскоре был принят в ряды студийцев и получил одну из главных ролей в готовящемся ими спектакле.

После премьеры, на которую пришли едва ли не все родственники Дмитрия – человек 35, принадлежащих к этой еврейской мишпахе, мать, не скрывавшая радости по поводу удачного актёрского дебюта сына, попросила его чётко определиться: либо избрать театральное искусство своей профессией, либо не заниматься им вообще. Как раз набиравший в это время режиссерский курс во ЛГИТМиКе Александр Музиль принял рекомендованного ему абитуриента.

…Попытка Астрахана, в годы учёбы считавшегося лучшим на своём курсе, поставить дипломный спектакль в возглавляемом тогда Игорем Горбачевым Театре им. А. С. Пушкина оказалась безрезультатной. Всё, вроде бы, понравилось именитому мэтру: и выбор пьесы, и то, как молодой режиссёр собирался ее интерпретировать. Но в какой-то момент Горбачев эдак невзначай полюбопыт-ствовал: «Ты кто по национальности?» – и, услышав в ответ: «Еврей», – обронил: «Ладно тебе… Астрахан – конечно, татарин». Однако юный гость после паузы повторил: «Всё-таки еврей». «Да это не важно», – произнес Горбачев. Но разговор о дипломном спектакле тут же как-то сам собою увял.

Не только по этой причине, как вспоминает Астрахан, он не остался в Ленинграде, где ему предлагали поработать в одном из театров ассистентом режиссёра, а предпочел, как он сам выразился, «смыться» в Свердловск и там, в местном ТЮЗе, самостоятельно поставить спектакль. Руководил тогда этим театром близкий знакомый Дмитрия – Владимир Рубанов (кстати сказать, в нашем городе Астрахан несколько десятилетий назад впервые побывал, навещая Рубанова, который тогда здесь что-то ставил).

Режиссерский дебют Астрахана оказался удачным: его спектакль в ТЮЗе был удостоен премии Ленинского комсомола, и обретённое лауреатское звание весьма помогло его обладателю в дальнейшем.
На стажировку в БДТ, к Товстоногову, Астрахан попал благодаря спектаклю «Доходное место» (по А. Островскому), который свердловским ТЮЗом был показан на одном из театральных фестивалей, принят на ура тамошними зрителями и некоторыми критиками, но недооценён членами жюри, а также Товстоноговым, этой постановки не видевшим и знавшим о ней лишь с чужих слов, что не помешало ему раскритиковать ее в своей книге «Круг мыслей».

Мэтр, убедившись, что перед ним действительно одарённый, интересно мыслящий собрат по искусству, и, должно быть, желая загладить свою вину перед ним, согласился принять его на стажировку в свой театр и доверил ему самостоятельную постановку.

...В 1991-м, незадолго до этого возглавив Театр комедии им. Н. Акимова, Астрахан снял, по сценарию Олега Данилова (Альшица), свой первый фильм – «Изыди!», повествующий об еврейских погромах на Украине в начале ХХ века. Чтобы осуществить этот творческий замысел, понадобилось не только преодолеть чьи-то предубеждения по поводу тематики будущей ленты, но и где-то раздобыть необходимые на реализацию проекта денежные средства. По прикидкам специалистов, на это требовалось не менее миллиона рублей – огромная по тем временам сумма. А «Ленфильм» постановщику мог выделить лишь 100 000. Алексей Герман посоветовал молодому коллеге: «Нужен миллион на фильм об евреях – иди к евреям». Астрахан отправился в Центр еврейской культуры, сильно сомневаясь, что из этой затеи выйдет что-то путное. Но в Центре с пониманием восприняли авторскую идею: показать, как власти предержащие инспирировали погромы и межнациональную рознь и что такое происходило не только в начале ХХ века и не только на Украине, – и выделили киношникам столь нужный миллион.

Фильм был снят, прошел по экранам страны, удостоился главного приза на кинофестивале «Кинотавр–91», выдвинут от России на премию «Оскар», демонстрировался в десятках зарубежных государств, а также дал возможность своему постановщику попасть в число самых известных кинорежиссеров новой генерации.
Еще больший успех у широкой зрительской аудитории обрели две другие ленты Астрахана – мелодрамы «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо», снятые в совершенно иной манере, самому режиссеру особо импонирующей. По его словам, «всё искусство – это сказка. Трагическая сказка, ужасная сказка, мелодраматическая сказка – все можно назвать сказкой. Ведь одно из значений слова «сказка» в словаре – «вымысел». Помните, «над вымыслом слезами обольюсь», говорил Пушкин. Он же писал: «И чувства светлые я лирой пробуждал». Я тоже хочу пробуждать светлые чувства». (Насколько мне помнится, у Пушкина сказано чуть иначе: «Что чувства добрые я музой пробуждал». Но простим гостю эту неточность – М. Д.).
***
Отвечая на вопросы из зала, режиссер констатировал, что кино – не важнейшее из искусств; сдержанно отозвался о телесериале В. Гай Германики «Школа»; признался, что ему не нравятся телепроект «Закрытый показ» и его ведущий Александр Гордон; «утешил» присутствующих, что национализм, в том числе и агрессивный, суще-ствует не только в Молдове; подобно другим (до него) участникам съемок фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», не стал раскрывать «жгучую тайну»: кто же сыграл в этой ленте заглавного героя…

Ваш корреспондент тоже задал гостю пару вопросов.

Отвечая на первый из них – по каким причинам одному из лучших фильмов Астрахана «Из ада в ад» не сопутствовал у публики такой же успех, как, к примеру, любой из его мелодрам? – режиссер вначале счёл должным пояснить не видевшим этой ленты, о чём идёт речь:

– Сюжетной основой фильма стало одно из трагических событий послевоенной истории Польши: более сорока евреев, вчерашних узников гетто и нацистских концлагерей, чудом выжившие во времена Холокоста, по возвращении в их родной город были зверски убиты… поляками, которым не хотелось выселяться из квартир, принадлежавших этим евреям, возвращать даром доставшееся имущество…

Лишь через шесть десятилетий после этой трагедии польское руководство принесло извинение за происшедшее, признало его постыдным фактом национальной истории.

Я же снимал свой фильм десятью годами ранее – по предложению известного продюсера Артура Браунера, ранее субсидировавшего постановки около трёх десятков лент о Холокосте. Этот магнат видел мой фильм «Изыди!», был осведомлен о его триумфе и, вероятно, предполагал, что такой же успех уготован и моей новой работе, которую он продюсировал.

Но хотя она сделана на совесть, удостоилась высокой оценки признанных мастеров, в частности Стивена Спилберга, и даже была выдвинута на престижную кинопремию «Золотой глобус», о «широчайшем зрительском признании» фильма говорить не приходится. Некоторые российские телеканалы в разные годы его показывали, но, понятное дело, не в прайм-тайм: в это время они предпочитают ленты на нейтральные темы, учитывая запросы своей сегодняшней аудитории.

– Если б Вы 4 февраля не находились в Белоруссии на съемках своего нового фильма, приняли бы участие в каком-то из митингов, проводившихся в этот день в российской столице, и если да, то в каком именно?

– Я глубоко уважаю тех, кто ходит на митинги. Но сам я не из их числа: не чувствую себя политическим оратором, который способен выйти перед многотысячной толпой и начать ее к чему-то призывать. Моё дело – снимать фильмы: это будет мой взгляд, моё высказывание.

Тут же отмечу, что массовые акции, проходящие в Москве и в других городах, уже дают свои плоды. Власти худо ли бедно, но на массовые протесты реагируют, пытаются что-то делать, что-то обещают. Но это – лишь первые, робкие шаги к демократии. Существенные изменения могут произойти только в условиях реальной конкуренции – в том числе и идейной.

Я же снял фильм «Деточки», и он – моё высказывание о наболевшем и не только меня волнующем. Смею надеяться, будет шок!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий АСТРАХАН

По приглашению международного медиа-клуба "Формат- A3" приехал в столицу Молдавии очень редкий гость в этих краях - известный российский режиссер театра и кино, заслуженный…… →

Фото
Видео
Статьи