События

"Согреть кузнечика в ладонях"

Ксения Загоровская, ежедневная газета «Час» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Настоящим событием стала встреча с известным российским режиссером Владимиром Хотиненко, которую провел в Риге международный медиа-клуб Формат А3.

Мастер буквально заворожил переполненный зал глубиной и ясностью мысли, выраженной живым и богатым русским языком. Владимир Иванович признался, что тоже получил большое удовольствие от общения с рижанами. Мастеру, даже такому признанному, очень важно знать: то, что он делает, нужно людям.

Встречу с рижскими зрителями известный российский режиссер Владимир Хотиненко начал с показа фильма «Кузнечик». Эту 4-минутную кинопритчу в первый раз увидели даже самые большие поклонники его таланта, которых в Риге оказалось множество. Словами не передать пронзительную интонацию фильма, который знаменитый режиссер считает главным в жизни, квинтэссенцией своего творчества, отстаивающего выходящие из моды человеческие ценности - добро, любовь, милосердие.

...Зимним днем озябший мальчик с оцарапанной щекой гуляет на мрачной окраине современного города, ощетинившегося нелепыми железобетонными конструкциями. В раздумье он пинает попавшийся под ноги коробок спичек, а потом вдруг, по наитию, открывает его и обнаруживает мертвого кузнечика. Руки мальчика, его дыхание согревают высохшее тельце, и происходит чудо - кузнечик оживает.

И все в зале мгновенно понимают, а точнее, прозревают авторскую мысль: чтобы спасти не только кузнечика, но и человека, всего-то и нужно - поделиться с ним своим теплом.

«Кузнечик» был снят по просьбе благотворительного фонда Чулпан Хаматовой, задорого продан на аукционе, а деньги пошли на лечение детей, и Хотиненко счастлив оттого, что его искусство принесло людям и практическую пользу.

- Очень правильная судьба у этого фильма! - улыбается он, с очевидным удовольствием просмотрев - в который раз! - свой мини-шедевр. Вот уж точно - размер не имеет значения.

Рядом с Достоевским

Как летчики, моряки и люди других сопряженных с риском профессий, режиссер Хотиненко всячески избегает слова «последний» в отношении фильмов - чтобы не сглазить. У него так много замыслов.

Сейчас он взялся за экранизацию романа «Бесы», самого, наверно, сложного произведения Достоевского, которое сегодня, когда также перепутано добро и зло, снова стало невероятно актуальным. И все-таки Хотиненко в своем будущем фильме не собирается проводить прямых аналогий с современностью. В этом нет необходимости, потому что романы Достоевского посвящены движениям человеческой души, а человек, по мнению Хотиненко, не изменился, во всяком случае за последние три-четыре тысячелетия:

- Я это понял, когда с головой окунулся в историю, снимая фильм «Паломничество в Вечный город».

Ставить классику Владимир Хотиненко никогда не собирался, и за »Бесов» взялся только потому, что до этого у него был фильм »Достоевский».

- Я с Федором Михайловичем два года прожил и благодаря этому смог узнать его лучше. Я теперь совсем иначе его читаю, легко, так что знаю, как «Бесы» делать. Хочу снять с Достоевского унылость, которая, как шлейф, несправедливо тянется за ним. Он ведь отнюдь не был мрачным стариком, каким его изобразил художник Перов на хрестоматийном портрете.

А был Федор Михайлович человеком азартным, с юмором, и, работая над сценарием «Бесов», Хотиненко порой искренне... смеялся.

- Да, в романе так много смешного!

Сюжеты своих произведений Достоевский сознательно делал занимательными для публики. Ведь если очистить сюжет от философских размышлений, то его романы - это либо детективы, либо мелодрамы. В них, как в бразильских сериалах, есть роковые красавицы, внебрачные дети, вулканические страсти. И только гений писателя способен поднять банальные перипетии до обобщений вселенского масштаба.

Владимир Иванович честно признается, что боится неудачи =- уж очень трудно перевести на язык сложнейшую систему образов и идей.

- Такой сложной задачи жизнь передо мной еще не ставила!

Как минимум три попытки поставить «Бесы» провалились. И друг Владимира Ивановича актер Сергей Гармаш, который играл в «Бесах» в театре «Современник», мрачно сказал: «Не берись! Вещь закрытая!» Но и это не остановило режиссера.

Сценарий написан, и уже идет отбор актеров. Вряд ли в фильме будут играть признанные звезды. Творческая задача - найти новые лица. Их поиск ведется не только в России. И потому многие латвийские актеры после встречи передали Владимиру Ивановичу свои фотографии - в надежде на везение, которое, по словам режиссера, в жизни человека играет огромную роль.

Пытка раздражением

Что сейчас происходит с кино? Почему экраны заполонили примитивные поделки? Об этом Владимира Хотиненко спрашивают часто и в разных аудиториях. Или даже так: кино умерло?

- Нет, - отвечает он. - Кино не умерло. Кино - это отражение жизни, и оно адекватно состоянию нынешней культуры. Спрос рождает предложение. Аудиторию ни в чем винить нельзя. Какая есть - такая есть...

Главная беда - кино, как и искусство в целом, стало рыночным. («И театр сегодня должен делать кассу, - ответил Хотиненко на вопрос известной латвийской актрисы Мирдзы Мартинсоне).

- Ван-Гог при жизни не продал ни одного произведения, а сейчас его «Подсолнухи» оценены в 60 миллионов долларов. Творческий успех часто не зависит от таланта автора. Чтобы прославиться, нужно попасть в нужный тренд.

Нонконформизм тоже прекрасно вписался в рынок. Нам показывают бессмысленную мазню или консервную банку, маринованную акулу и говорят: это искусство! И как бы ни сопротивлялся этому абсурду здравый смысл, поневоле начинаешь сомневаться: а вдруг и вправду в этом «что-то есть»?

- Да ничего в этом нет! Бред! Кошмарный сон! - возмущается обычно спокойный Владимир Иванович. - Смысл искусства в том, чтобы помогать человеку находить в жизни смысл, таким образом преодолевая ограниченность земного существования.

Люди эпохи Возрождения в полотнах своих современников видели воплощение красоты, представляя себе жизнь как стремление к божественному идеалу. В этом Хотиненко видит и свою задачу как режиссера и как человека. Как и Федор Михайлович, он верит: красота спасет мир.

Суть же современного искусства - самовыражение автора, и часто результат его отвратителен. Рынок насаждает тупое и бессмысленное потребительство - на фоне того, что многие люди на планете просто умирают с голоду.

- Поэтому я терпеть не могу слово «совок», - говорит Хотиненко. - Не над чем тут злорадствовать! Провалилась попытка построить идеальное общество. А сейчас, что, лучше? Не уверен...

Режиссера возмущает то, что каждый информационный выпуск на телевидении начинается с показа убийств, пожаров, взрывов.

- Я буду предлагать телевидению хоть один день в новостных программах не показывать трупы. Помните, четверг в Советском Союзе считался рыбным днем?

А то получается как страшная китайская пытка: капля за каплей вода все падает и падает на голову. Люди теряются, нервничают, постоянное внутреннее напряжение, в котором нас держат, сбивает не только с мысли - сбивает с чувства. И потому, хоть Владимир Иванович и считает себя оптимистом, и его не оставляет ощущение, что мир движется к пропасти.

Какое же в нем может быть кино?

Мастерства никто не отменял

Режиссеру часто говорят, что он последний из когорты реалистов, следующих высоким идеям гуманизма. Как умный человек, он не считает, что выполняет миссию, но не может не понимать: достойной смены пока нет. И будущее «самого массового из искусств», которому отдана жизнь, конечно, его тревожит.

- Люди приходят в «Макдональдс», точно зная, каким должен быть вкус гамбургера. И так же они идут на сеанс, ожидая увидеть, как герой спасет мир, подоспев в последнюю минуту. Что-то иное воспринимается с трудом.

В России потерян контакт между кинопроизводством и аудиторией, считает Хотиненко. Люди не просто равнодушны к отечественному кино, они настроены к нему агрессивно, полагая, что хорошим оно не может быть по определению. Режиссер тоже считает, что за последние годы не создано ничего, что может сравниться с его любимым «Андреем Рублевым».

Впрочем, иногда, часто случайно, вдруг какой-то фильм пробивает стену отчужденности, и люди смотрят его по многу раз, обсуждают в Интернете.

- В России надо возродить индустрию кино, - говорит Владимир Хотиненко. - Если зрителей будет много, кровообращение в системе может восстановиться.

Киноискусству приходится трудно и потому, что сегодня фильм может снять каждый, у кого есть мобильный телефон. Но мастерства, уверен Хотиненко, никто не отменял. Любимый режиссером Сальвадор Дали отрицал реализм, лишь добившись совершенства в изображении реальности. В неумелых руках даже скрипка Страдивари будет издавать неприятные звуки. Донести до зрителей смутные образы, которые блуждают в душе, можно только владея профессиональными приемами режиссуры.

Увы! Мнимая доступность кино привела к тому, что общий уровень режиссуры упал, ушло достоинство профессии. Результат известен: зрителям приходится довольствоваться примитивным «мылом», оставляющим после себя только сожаление о потерянном времени.

Как детей учат читать, так и юных зрителей надо обучать понимать кино, отличая подлинное от фальшивки. У Хотиненко есть готовая программа, как это сделать быстро и недорого. Киноведа для каждой школы, конечно, не подготовишь, но можно предложить учителям набор лучших фильмов с комментариями лучших специалистов. Пусть смотрят вместе с учениками...

Владимир Хотиненко не только снимает кино, но и занимается со студентами. Мастер не признается, но, наверно, порой гложет сомнение: долго ли все это будет кому-то нужно? И вообще - что ждет нас в этом сорвавшемся с катушек мире?

- В тектонические периоды в истории от человека почти ничего не зависит. И то, как будет прожито это время, зависит от личного достоинства, - говорит Владимир Хотиненко.

Глубоко верующий человек, он восхищается философией непротивления злу насилием, которую исповедовал Лев Толстой. И рассказывает в связи с этим потрясающий случай из истории.

Лихие годы Гражданской войны, когда разгневанные массы сносили храмы и убивали священников. «Что же твой бог меня не наказывает?» - обращается к батюшке красноармеец, мочась на икону. И батюшка отвечает без тени гнева, с сожалением: «А как тебя еще больше можно наказать?»

...В конце встречи со зрителями Владимир Хотиненко делится, как драгоценностью, недавно прочитанной фразой философа Григория Померанца, которую считает ключом к пониманию православия: »Дьявол начинается с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту».

Вдумайтесь, какой глубокий в ней смысл. Разве все беды происходят не от того, что кто-то считает свою правду единственно верной и, размахивая кулаками, начинает ее утверждать?

А ведь для спасения нужно другое - просто согреть в ладонях замерзшего кузнечика...

Досье

Владимир Хотиненко - российский режиссер, сценарист, продюсер, народный артист России, член президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Входит в Патриарший совет по культуре Русской православной церкви.

Снял фильмы, ставшие золотым фонд русского кино - «Зеркало для героя», «Мусульманин», «1612: Хроники Смутного времени», «72 метра», сериал «Достоевский».

Один из самых нашумевших его фильмов - историческая драма по роману Александра Сегеня «Поп», в которой показана трагическая судьба православного духовенства на оккупированной немцами территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Съемки картины проходили в Риге и Белоруссии. Консультантом киноленты был посол Латвии в России Эдгар Скуя. За этот фильм митрополит Рижский и всея Латвии Александр наградил режиссера орденом святого Иоанна Рижского. Фильмы Хотиненко получили много наград на российских и международных фестивалях.

Преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В этом году возглавил жюри кинофестиваля «Кинотавр».

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир ХОТИНЕНКО

17 cентября по приглашению Международного Медиа клуба Формат А-3 в Риге побывал режиссер Владимир Хотиненко.

Участников встречи интересовало мнение режиссера о современном образовании, …… →

Фото
Видео
Статьи