События

Владимир Хотиненко: "В искусстве ищите красоту и смысл жизни!"

Наталья Севидова, «Вести Сегодня» Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Насколько известен и любим режиссер, можно судить не столько по кассовым сборам в кинотеатрах, сколько по заполненности зала на творческих встречах с мастером. Опоздавшим на вечер в обществе российского режиссера, сценариста, продюсера Владимира Хотиненко было трудно найти свободное местечко в просторном конференц–зале отеля Avalon. Народный артист России, член президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству Владимир Иванович Хотиненко снял более 20 фильмов, которые задевают самые чувствительные струны в душе зрителя. "Макаров", "Мусульманин", "Гибель империи", "72 метра","Поп", сериал "Достоевский" стали событиями в мире кинематографии.

В режиссуре Владимир Хотиненко более тридцати лет. И все эти годы остается верен себе — он старается открыть зрителю красоту и смысл жизни. Этому посвящена и последняя его работа "Кузнечик" — 4–минутная поэтическая новелла о мальчике, который в холодном бездушном городе находит мертвого кузнечика, согревает его своим дыханием, и тот оживает.

Эта кинопритча была снята по заказу благотворительного фонда Чулпан Хаматовой, деньги от продажи фильма пошли на лечение детей. Хотиненко счастлив, что смог кому–то помочь.

И во всех своих лентах, даже самых трагических, Хотиненко дает людям надежду. Сам он считает себя оптимистом, но с горечью констатирует: мир движется к пропасти. Художника ужасает, что на нашей планете в одних странах 40 процентов продуктов выбрасывают на помойку, а в других от недоедания умирают дети. "Это пожирание абсолютно тупо и бессмысленно! — восклицает режиссер. Под "пожиранием" имея в виду не только пищу, а весь потребительский угар, охвативший цивилизованный мир.

Современное искусство тоже включено в рыночную экономику и стало издевательством над разумом, считает гость. "Не может консервированная акула быть дороже полотен Айвазовского, — убежден Хотиненко. — И 60 миллионов за "Подсолнухи" Ван Гога, у которого при жизни не купили ни одной картины, это тоже издевательство. Нам сбивают систему координат. Нам говорят — вы ретрограды, это же актуальное искусство! И люди смотрят на "артефакт" — какую–то ржавую консервную банку, и начинают задумываться: а может, и правда, в этом что–то есть? Ничего в этом нет! Ни красоты, ни труда, ни души. В так называемом актуальном искусстве нет волшебства, тайны, нет мастерства.

Вы ведь не пойдете шить обувь или лечить людей, если вы этого не умеете? Вот я бы вышел со скрипкой Страдивари и начал перед вами играть. Через пятнадцать минут вы бы поняли, что играть я не умею. Как бы я ни кривлялся и как бы ни изображал виртуоза, вы не будете меня слушать. И к плохому хирургу вы не пойдете. Но отчего на том, что особенно тонко, люди ведутся? Я могу допустить, что всему есть место. Даже консервированной акуле. Но я не люблю, когда издеваются над разумом. Нам сбивают компас".

В российском кино сегодня тоже полно "консервированных акул". На просьбу составить хотя бы пятерку лучших российских фильмов минувшего 20–летия, которые могли бы войти в золотой фонд мирового кино, Хотиненко ответил, что из советских лент вершиной лично для него является "Рублев". Современных фильмов такого уровня он не видит. "Но это все очень индивидуально. Кто–то высоко ценит, например, работы Балабанова. Но для меня в них нет ни красоты, ни глубины, ни смысла!"

В юности режиссер кем только не мечтал стать — археологом, океанографом, летчиком, архитектором. И даже окончил архитектурный институт. Но случай направил его на иную стезю.

— Я понял, что мне нечего делать в этой профессии. Хорошо, если когда–нибудь дадут спроектировать дом культуры. А у меня–то в голове были грандиозные проекты. Сдавать дома культуры я не хотел. И чтобы не отрабатывать три года после института, я ушел служить в армию. Приехал в отпуск в Свердловск, ныне Екатеринбург. И друг позвал меня на творческую встречу Никиты Михалкова с молодежью. Я упирался — ну чего я там не видел? Друг затащил меня буквально силой. И там мы с Михалковым познакомились, после встречи проговорили чуть не три часа. И он сказал: "А почему бы тебе не попробовать стать режиссером?" Вот я дослужил и после армии приехал в Москву — поступать на высшие режиссерские курсы. Но Михалков никак мне не протежировал и про наше знакомство никогда не вспоминал.

Сейчас мне страшно от мысли, что тогда в Свердловске я мог не зайти в ту дверь. Талант, способности в каждом деле, конечно, очень важны, но случай, удача играют огромную роль в выборе своего предназначения. Не пропустите их!"

Двадцать с лишним лет назад Хотиненко снял фильмы "Зеркало для героя" и "Рой". Это было время распада СССР. Режиссер не скрывает, что любит страну, которую мы потеряли, но вернуться туда не хотел бы. "Но там была идея. Может быть, ложная, неправильная, наивная, но она все–таки была. Да, многое тогда было плохо. А что сейчас — все хорошо? СССР — это история человечества, которая никогда не повторится".

Сейчас режиссер работает над переводом на язык кинематографии "Бесов" Достоевского. "Я отношусь к этому как к самому главному делу своей жизни. Такой трудной задачи у меня еще не было. "В "Бесах" много смешного. Я перечитал всего Достоевского и заново его открыл. "Бесы" — это необыкновенно актуальная вещь. Монологи Лебядкина — это чума.

Многие считают произведения Достоевского мрачными. Но его романы — это бразильские сериалы! В них есть все, что нужно публике: интрига, роковые страсти, красавицы и негодяи, семейные тайны и преступления. Это жгучие мелодрамы или детективы, но с глубоким философским наполнением.

Жизнь самого Федора Михайловича интересна не меньше, чем любое его произведение. Сложилось стереотипное представление, что он был угрюмый, играл в рулетку, написал какой–то там роман… Такой вот унылый старик, каторжанин, каким его изобразил на портрете Перов. А в реальности Федор Михайлович был чрезвычайно живым человеком, противоречивым, с хорошим чувством юмора и гениальным.

Не страшно ли мастеру браться за "Бесов" — одно из сложнейших произведений Достоевского?

Страшно, честно признался Хотиненко. До него было три неудачных попытки экранизации этого романа. Его друг, актер Сергей Гармаш, который играл в "Бесах" в "Современнике", узнав, что Хотиненко дал согласие на эту работу, мрачно сказал: "Не берись! Вещь закрытая!" Но Хотиненко решение уже принял. Сценарий написан, идет отбор актеров. Возможно, повезет кому–то и из латвийских актеров. Ведь многое решает Его Величество Случай.

P. S. Встречу организовал Международный медиаклуб “Формат А3”.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир ХОТИНЕНКО

17 cентября по приглашению Международного Медиа клуба Формат А-3 в Риге побывал режиссер Владимир Хотиненко.

Участников встречи интересовало мнение режиссера о современном образовании, …… →

Фото
Видео
Статьи