События

Проект «В ЦЕНТРЕ»

"Первый Приднестровский канал" , программа "Центр" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Председатель Общественного совета при министерстве обороны РФ, член экспертного совета межведомственной рабочей группы при Администрации Президента России по взаимодействию с НАТО в области ПРО, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко - гость программы «В центре».

Сергей Брага: Добрый вечер! Это проект «В центре», в студии Сергей Брага. И сегодня у нас в гостях председатель Общественного совета при министерстве обороны Российской Федерации, член экспертного совета межведомственной рабочей группы при Администрации Президента России по взаимодействию с НАТО в области ПРО, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Добрый вечер, Игорь Юрьевич!

Игорь Коротченко: Здравствуйте!

Сергей Брага: Игорь Юрьевич, несколько дней назад вы давали интервью, которое процитировали, в том числе и молдавские СМИ о том, что надо уже все-таки юридически признавать Приднестровье, оформлять эту независимость, так как Молдова скоро станет частью Румынии и частью НАТО. Прошел ли Кишинев «точку невозврата» в этих отношениях?

Игорь Коротченко: На мой взгляд, все-таки, надо руководствоваться теми реалиями, которые сложились сегодня. Я полагаю, что в отношении Приднестровья должен работать принцип Коссово. Это означает, что волеизъявление народа и мнение отражающих эту точку зрения политических элит таково, что Приднестровье сегодня - это самостоятельный субъект международного права. Да, конечно, независимость Приднестровья не оформлена юридически, однако де-факто - это так. И я полагаю, что исходить в решении судьбы Приднестровья, Молдовы и конфликта в сегодняшней ситуации надо, исходя из существующих реалий. В этой связи я полагаю, что все-таки нет реальной разумной альтернативы, чем оформление государственности Приднестровья. По той причине, что очевидно слишком глубоки различия во взглядах политических элит и народов, собственно, двух субъектов. Очевидно, что Молдова не состоялась как государство - точно так же, как не состоялось государство Грузия, мы можем вспомнить судьбу Югославии, то есть международные прецеденты такого рода были. Главное все-таки перевести этот вопрос в практическое русло, и я полагаю, что все-таки мы в России ждем продолжения Мюнхенской речи 2007 года, с которой выступил президент России Владимир Путин. Мне кажется, Россия стоит на пороге очень серьезного переосмысления своей внешней политики. Очевидно, приход к власти новой администрации США, продолжение процесса развертывания ЕвроПРО, то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, – все это создает новую реальность, в которой независимость Приднестровья может стать свершившимся фактом.

Сергей Брага: Западные аналитики говорят о том, что статус-кво в отношениях Тирасполя и Кишинева, видите ли, не совсем уместен и может вылиться в горячую фазу конфликта, надо что-то с этим конфликтом прямо сейчас решать. Насколько в настоящее время возможно военное разрешение конфликта между Тирасполем и Кишиневом?

Игорь Коротченко: Пока в регионе находятся российские миротворцы, я полагаю, что о серьезном развитии отношений в области того, что конфликт перейдет снова в горячую фазу, говорить не приходится. Поэтому статус российских войск в Приднестровье – это фактор, который обеспечивает мирное развитие процесса. Собственно, это тот страховой полис, который позволяет нам говорить о том, что регион вновь не будет ввергнут в пучину войны.

Сергей Брага: Сейчас звучат заявления о необходимости смены миротворческого формата. С приднестровской стороны звучат просьбы увеличить миротворческий контингент Российской Федерации. Как Вы относитесь к тем и другим заявлениям?

Игорь Коротченко: Что касается попыток Кишинева и Евросоюза, а также Соединенных Штатов Америки попытаться заменить российских миротворцев некими международными полицейскими силами, я думаю, этот вариант абсолютно нежизнеспособен, Россия на него не пойдет ни при каких вариантах развития событий. В то же время я полагаю, что квота, которая у нас имеется, позволяет нарастить, причем существенно, количество наших миротворцев, создать дееспособную вертолетную эскадрилью. Вообще, в принципе, перевооружить наших миротворцев, потому что сегодня мы видим, что процесс военного реформирования российской армии идет, поступает новая техника и, разумеется, наш контингент в Приднестровье, наш миротворческий корпус не может стоять в стороне от этого процесса. Поэтому думаю, что рано или поздно эти события произойдут, и относиться, в частности молдавской стороне, к этому процессу надо абсолютно спокойно и естественно, не нагнетая страстей.

Сергей Брага: О необходимости создания военной базы в Приднестровье Вы тоже говорите, как я понял, однозначно?

Игорь Коротченко: Я полагаю, что после того, как в Румынии будет развернута база противоракетной обороны, и на рубеже 18-20-х годов новые модификации противоракет будут реально угрожать российским стратегическим ядерным силам. Примерно где-то же в этот период может произойти аншлюс Румынии в отношении Молдовы, и Молдова станет частью НАТО. Я полагаю, это однозначно автоматически приведет к признанию статуса Приднестровья как независимого государства, и, очевидно, Россия и Приднестровье могут в формате уже двусторонних межгосударственных отношений, оформить российское военное присутствие здесь на 25 или на 50 лет (это уже как решат наши лидеры) в качестве свершившегося факта присутствия здесь российской военной базы. Но, еще раз повторяю, все будет зависеть от динамики того, как будет развертываться ЕвроПРО, в частности позиционный район ракет-перехватчиков в Румынии, а также насколько быстро пойдет процесс интеграции Молдовы непосредственно в структуру Североатлантического альянса.

Сергей Брага: Вы бывали неоднократно в штаб-квартире НАТО и Вы, наверное, можете объективно сказать, насколько далеко зашли «заигрывания» Молдовы с НАТО. Вот такие вещи, как партнерство с военным блоком во имя мира, - что это такое на самом деле?

Игорь Коротченко: Все принципиальные решения в НАТО принимаются на самом деле в Вашингтоне. Поэтому совершенно четко надо понимать, что когда американская политическая элита сочтет необходимым запустить этот процесс в практическое русло, он начнет реализовываться. НАТО – это, в общем-то, большая машина для голосования, хотя говорят, что все решения принимаются консенсусом, но Госдеп умеет достаточно профессионально «выламывать руки» своим европейским партнерам для того, чтобы обеспечить требуемый консенсус и требуемое решение. Поэтому, полагаю, все-таки ключевая позиция относительно того, как будут происходить события и насколько быстро произойдет процесс интеграции Молдовы в НАТО, будет зависеть все-таки от вашингтонских политиков.

Сергей Брага: Молдова при этом торгует своим якобы нейтральным статусом. Насколько ликвиден этот товар и верят ли этому в России сейчас?

Игорь Коротченко: Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что политическая элита, я подчеркиваю, политическая элита Молдовы, не народ, а политическая элита, которая далека от этого народа, имеет собственные интересы. И эти интересы они отчасти связаны с будущим, в котором видят себя эти кишиневские элиты. Поэтому у нас иллюзий нет по поводу нейтрального статуса Молдовы. Рано или поздно это государство будет вступать в НАТО и, разумеется, мы в России должны быть готовы к мерам ответного реагирования, если этот процесс будет запущен.

Сергей Брага: Вы еще и директор Центра анализа мировой торговли оружием. Приднестровье 22 года обвиняют в этом, это самая ходовая, хоть и набившая оскомину байка. «Преуспело» ли Приднестровье в этом?

Игорь Коротченко: Я могу совершенно четко сказать, что у нас нет документально подтвержденных фактов о том, что Приднестровская Молдавская Республика выступает в качестве оператора черного либо серого оружейного рынка. Здесь существуют все-таки демократически избранные органы государственной власти, существуют спецслужбы. В конце концов, Приднестровье заботится о своем реноме и о своей репутации на международной арене. Поэтому все обвинения в адрес Тирасполя, что он якобы является неким распространителем и поставщиком оружия по серым и черным схемам - это абсолютная ложь.

Сергей Брага: На днях здесь был Дмитрий Рогозин. Он проинспектировал, в том числе и предприятия оборонного комплекса – Бендерский завод «Прибор», который является филиалом завода «Салют». Я задавал вопрос Дмитрию Рогозину, насколько Приднестровье может быть полезно России. Вот этот же вопрос хочу задать Вам. Насколько Приднестровье может быть полезно в деле размещения, допустим, военных заказов российских.

Игорь Коротченко: Я думаю, здесь главное – это геополитические интересы России. Мы обязаны поддержать экономически Приднестровье для того, чтоб создать здесь стабильную социальную среду, достаточно эффективную экономику. В этом плане участие приднестровских предприятий в числе соисполнителей Гособоронзаказа для оборонно-промышленного комплекса России – вещь абсолютно правильная. Могу поддержать позицию вице-премьера Дмитрия Рогозина относительно того, что Россия будет предпринимать активные усилия для того, чтобы как можно большее количество приднестровских предприятий были включены на той или иной стадии кооперации в число соисполнителей Гособоронзаказа и участвовали, в том числе и в практическом плане, в укреплении оборонного потенциала Российской Федерации. Делать это необходимо и, в первую очередь, подчеркну еще раз, по геополитическим соображениям. Россия – великая держава, у нее, безусловно, есть интересы в регионе. Исходя из этих интересов, мы обязаны имеющимся у нас финансовым, экономическим и другим потенциалом поддержать Тирасполь, поддержать приднестровский народ, поддержать нынешнюю власть, которая очень прагматично, четко идет по пути того, чтобы Приднестровье стало процветающим, экономически благополучным регионом.

Сергей Брага: Вы думали уже о национальной безопасности будущего Евразийского союза, и какое место в этом может занять Приднестровье?

Игорь Коротченко: Проект Евразийского союза был выдвинут Владимиром Путиным и поддержан достаточно активно лидерами Казахстана и Беларуси. Безусловно, вступление в этот союз Приднестровья может стать ключевым фактором обеспечения безопасности южных рубежей Евразийского союза. Поэтому, с точки зрения жизнеспособности данного проекта, мы, безусловно, крайне заинтересованы в том, чтобы Приднестровье было активным участником этого интеграционного процесса. Тем более, что концепция внешней политики, которая принята совсем недавно, благодаря новому президенту ПМР, как раз предусматривает в качестве важнейшего приоритета интеграцию страны, республики во все структуры Евразийского союза. Я думаю, что Евразийский союз будет иметь, безусловно, и военное наполнение. Поэтому двери открыты, думаю, мы найдем общие точки соприкосновения по всем, без исключения, аспектам взаимодействия.

Сергей Брага: Спасибо большое, Игорь Юрьевич!

Игорь Коротченко: Спасибо.

Сергей Брага: Это был проект «В центре», в студии работал Сергей Брага. До свидания!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Игорь КОРОТЧЕНКО

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3» в Приднестровье 22 ноября приехал известный российский военный эксперт, журналист, политолог и главный редактор журнала…… →

Фото
Видео
Статьи