Ирина Ляхова, «Кишинёвский Обозреватель»
На днях в Кишиневе побывал автор нашумевших детективов, впоследствии экранизированных, таких как "Бандитский Петербург", "Адвокат", "Журналист" и другие, российский журналист, работающий в одном из самых опасных жанров - журналистского расследования Андрей Константинов. Публичную встречу с Андреем Константиновым организовал Международный медиа-клуб "Формат-А3", созданный московскими журналистами для поддержания творческих связей и деловых контактов со своими коллегами в независимых постсоветских странах.
При том, что широкую популярность Андрей Константинов приобрел как писатель, по книгам которого были поставлены широко известные криминальные сериалы, участников встречи больше интересовала его профессиональная журналистская деятельность, ведь немало реальных историй из жизни писателя нашло отражение в его книгах. Андрей Константинов - глава, очевидно, единственного в России Агентства журналистских расследований, которое насчитывает 150 человек.
Благодаря журналистскому расследованию агентства и оперативно-розыскным мероприятиям был арестован Андрей Малыш, подозреваемый в убийстве депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова. Впрочем, поиск убийц - это, по словам Андрея Константинова, не самоцель агентства. "Мы не подменяем собой правоохранительные органы. У нас разные задачи и функции. У них - обеспечение законности, у нас - информирование общества. Несколько раз получалось, что мы ловили убийц. Но это, как ни странно, побочный продукт. Журналистское расследование - это, прежде всего, информационный выброс".
"Мы первыми ввели обязательную юридическую экспертизу, - делится успешными начинаниями Андрей Константинов. - Ни один материал не выходит без визы юриста, а юрист проверяет на предмет доказательной базы. Если в 90-х годах был негласный принцип: когда судятся с журналистами, с изданиями, выплаты по искам о защите чести и достоинства не должны превышать $ 2-2,5 тысячи, то последние лет 5 пять и больше появилась другая практика - иски предъявляются таких размеров, чтобы уничтожить, разорить издание. В Украине давно уже идут по такому принципу".
На пессимистические настроения журналистов по поводу бесплодности журналистского расследования Андрей Константинов всегда замечает: "Врач лечит-лечит от гриппа, а больных меньше не становится. Журналисты - не миссии, которые призваны спасти мир и изменить его к лучшему. Я считаю, что нужно любить эту работу не с точки зрения того, какие она даст результаты, потому что это вторая производная.
Я не думаю, что журналистика постоянно может приводить к невероятным результатам. Но история знает очень много примеров, когда так было. Если мы вспомним знаменитое так называемое "Мултанское дело" Короленко 19 века. Когда удмуртских крестьян обвинили в жертвоприношении и приговорили их к каторге. А Короленко вместе с двумя товарищами провел расследование и доказал, что они этого не делали. Кстати, эта история легла в основу книги "Пелагея и белый бульдог". Только господин Акунин забыл об этом сообщить. А история Азефа. Когда суперпровокатор был главой боевой террористической организации эсеров и одновременно агентом охранки. Ведь именно журналист Бурцев разоблачил Азефа...
Но одним из самых замечательных журналистских расследований был "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, который получил высшее признание - Нобелевскую премию. Ведь это не художественное произведение, а в чистом виде журналистское расследование... в принципе оно стало одной из тех вещей, которые в итоге поменяли мир".
Ваш комментарий