События
Дмитрий Астрахан: «Главное для режиссера — самоирония»Очередную встречу с интересным человеком подарил крымчанам Международный медиа-клуб «Формат-А3»: на этот раз о себе, своей любви к театру и тонкостях творческого процесса рассказал известный российский режиссер Дмитрий Астрахан.
Обаятельный и разговорчивый Дмитрий Астрахан сразу признался, что не очень умеет проводить пресс-конференции, но в ходе встречи стало ясно, что он явно поскромничал. Без ненужных вопросов он начал рассказ о себе. — Я родился в 1957 году в Ленинграде и был пятым ребенком в семье. В детстве не мечтал о профессии, не хотел никем быть, более того, и не собирался. Все мои четыре брата — инженеры, занимались математикой, спортом, и я предполагал, что моя жизнь сложится так же. В общем, был совершенно нормальным мальчишкой, который много дрался во дворе и слыл нахалом. — Все-таки старшие братья – это удобная ситуация, — смеется Астрахан. — Через годы я понял, что именно моя семья дала мне некоторую психологическую свободу, я был с детства уверен в себе, ничего не боялся, потому что чувствовал за спиной надежный тыл. А в дальнейшем мне было не страшно уехать далеко из Ленинграда, окончив театральный институт, потому что я всегда знал, что вернусь. Родители Дмитрия Ханановича были людьми интеллигентными — историками, а в их доме всегда царила доброжелательная, веселая атмосфера, ценился юмор.
А Ленинград того времени был особенным, очень театральным городом с потрясающими театрами. — Я ходил мало, но этого было достаточно, чтобы сформировать определенный вкус. Я видел очень хорошие спектакли Карагодского, Товстоногова, Вивьена и все это мог легко впитать. Помимо интеллектуального развития, юный Дима занимался классической борьбой и учился в серьезной математической школе. Астрахан признается, что в детстве испытал несколько потрясений. Первое, когда он пошел заниматься плаваньем в пятом классе и в конце учебного года показал лучший результат, приплыв первым на соревнованиях.
Второе из самых больших потрясений — Астрахан попал в математическую школу. — Думал, я способный парень и решаю неплохо задачи. В физико-математической школе Петербурга было всего семь девятых и столько же десятых классов, а прием туда осуществлялся просто — либо нужно было принести диплом с олимпиады, либо решить задачи, а аттестаты никого не волновали. Но, когда я увидел, как мальчики решали задачи, я понял, что не смогу делать это столь блестяще. — И третье большое потрясение было в борьбе, — вспоминает Дмитрий Хананович. — Я был успешен, трижды выигрывал первенство города. У меня была кличка Профессор, потому что придумывал разные приемы, но однажды мы приехали на соревнования в Орехово-Зуево. Против меня вышел парень выше на две головы, я с трудом закончил с ним схватку вничью. Потом смотрю, он сидит, а рядом с ним около 40 стаканов чая, таким образом он сгонял вес. Это огромная нагрузка на организм, и я понял, что передо мной фанатик. И снова стало ясно, что борьба — это тоже не мое. Это был уже не спорт, а война. Пока мы были мальчиками, борьба напоминала игру, а когда началась молодость, люди дрались за первое место, и все средства были хороши. На ринг выходили юные гладиаторы.
Роман с театром Всё, как обычно, началось с любви. — У меня был роман с девушкой, которая занималась самодеятельностью. Она раза три поступала в театральный и не поступила. Из ее рассказов театр и вошел в мою жизнь. Позже меня приняли театральную студию, сразу предложив главную роль, а через два месяца я играл в «Ожидании козы» Владимира Дубровина. Смешное название, но при этом очень грустная повесть о голоде, жутком послевоенном времени 1948 года. Репетировать было безумно интересно, — говорит Астрахан. В день премьеры на спектакль пришла вся большая семья юного актера. И какое же ожидало всех потрясение, когда Дима, читая последний монолог, плакал, а зал замирал. Тогда мальчик подсознательно понял, что в его жизни что-то случилось, что-то «щелкнуло».
После такого успеха Астрахан серьезно увлекся театром, что через время начало раздражать его маму. Она сказала: «Либо ты иди в профессиональный театр, либо бросай это занятие, потому что мальчик с гитарой в 18 – это хорошо, а в 25 – уже не очень. Либо ты делаешь это своей профессией, либо нет». — А мне как-то не хотелось поступать в театральный институт. Впрочем, мой педагог по театральной студии посоветовал: если буду поступать, то надо сразу идти на режиссуру, потому что на актерском будет скучно, там можно встретить много идиотов-режиссеров. Думаю, он был прав. Но для поступления надо сдавать историю театра, массу предметов, которых я не знаю вообще. Годы были потрачены на другое, не к тому я готовился в жизни, это точно, — улыбается Дмитрий Хананович. Впоследствии Астрахана рекомендовал Александру Музилю известный режиссер Роман Тихомиров, с дочерью которого дружил Дмитрий. — Я актерский экзамен сдал на «пять», а все остальные – провалил, в том числе и собственный этюд.
— Мне было 20 лет, а остальным ребят 28-30. Все ходили в кожаных пиджаках, с трубками… В общем, серьезные люди. Все читали все книги, обо всем рассуждали, мечтали ставить какие-то пьесы. У меня же не было никаких мечтаний. Я в шоке был, что вообще попал на курс. Но через полгода стало ясно, что все в порядке, — рассказывает Астрахан. Тут стоит отметить, что Музиль был довольно успешным режиссером Александринского театра, работал с Симоновым, Черкасовым. А в то время, если режиссер не нравится артистам такого масштаба, они с ним не работали. Музиль был мастер своего дела и всегда говорил студентам: каждый человек, закончивший курс у меня, сможет поставить спектакль — занавес откроется, на сцене что-то произойдет, занавес закроется и никто не кинет в вас билетом за то, что было показано какое-то бессмысленное зрелище. В спектакле всегда будет смысл, содержание — но насколько эта постановка будет талантлива, это к папе с мамой. Он говорил, таланту научить невозможно, но можно научить организовывать свои фантазии и идеи. Музиль приучал студентов одной вещи: режиссер должен объяснить артисту не только то, что он играет, но и то, как он должен это сделать. Нужно приходить на репетицию не только с готовым вариантом «про что», но и как актер это будет делать. После института Астрахан попал в Свердловский театр юного зрителя. Там поставил несколько успешных спектаклей, далее — отслужил на флоте.
После работы в ряде театров на жизненном горизонте режиссера Астрахана появился кинематограф.
— У меня всегда был страх вдруг стать неинтересным, он-то и служил главным стимулом, который заставлял учиться, постоянно что-то выяснять для себя. Этот страх приводил к курьезам. Помню, давно, еще в Свердловске, я пришел на свой первый спектакль и так боялся, что артисты увидят, что я чего-то не знаю или мало придумал, что за первую репетицию поставил почти весь первый акт. Эта черта потом мне помогла в кино, — говорит Дмитрий Хананович. — Ведь театр – это место, где есть завтрашний день, не сделал сегодня – завтра сделаю. Есть завтра, и оно ничего не стоит, оно бесплатно. А в кино этого «завтра» нет, съемочный день, грубо говоря, обходится от 20 до 100 тысяч долларов, в зависимости от масштаба картины. Каждый твой промах считает счетчик, все стоит денег. Поэтому в кино такой долгий подготовительный процесс, чтобы потом прийти — и всё сделать сразу и без ошибок. Режиссер заверяет, что сделать хороший фильм и хороший спектакль трудно. Но средний спектакль сделать труднее. Фильм можно склеить, к тому же есть люди, которые могут за тебя поработать, своего рода страховка, которая необходима в таком дорогостоящем процессе. — На Западе говорят, режиссер – фигура более заменяемая в отличие от актера-звезды. К сожалению, наше кино начинает подходить к этому стандарту. Поэтому, если ты хочешь сделать что-то стоящее, то вынужден становиться продюсером своей картины, — подытоживает Астрахан и уверяет, что у него на съемочной площадке всегда интересно. А главное для режиссера — самоирония во всем, надо с юмором относиться к собственным достижениям… |
|
|||||
|
Ваш комментарий