События

24.12.2012, Молдавия, Кишинёв

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

Фото

24 декабря c.г. по приглашению Международного медиа-клуба «Формат—А3» в Кишинев приезжал главный редактор российской «Учительской газеты» Петр Положевец.

На встречу с Петром Григорьевичем собрались не только журналисты, но и педагоги кишиневских школ, лицеев и ВУЗов, директора детских учебных заведений, представители общественных организаций, занимающихся проблемами современного образования, и родители сегодняшних школьников и студентов. Морозный день и неожиданный «ледяной дождь» в преддверии встречи, видимо, помешал некоторым постоянным участникам мероприятий клуба добраться в этот вечер до пресс-зала отеля «Jazz». Тем не менее мероприятие началось вовремя и продолжалась почти 2 с половиной часа.

Петр Положевец привез и показал своим молдавским коллегам первый номер «Учительской газеты» (1924 год издания), в котором была опубликована программная статья правительства молодой советской республики, посвященная реформам образования. «В газете, которой уже почти 90 лет, речь идет о проблемах, актуальных и сегодня. Вот посмотрите: школа и политика, школа и церковь, учительские профсоюзы. А в статье об учительском жаловании написано, что денег хватает лишь на 2 недели, а потом приходится у того полведра картошки одолжить, у другого — крынку молока», — подвел неутешительный итог беглого экскурса в историю гость.

Далее главный редактор изложил свое видение целей и задач системы образования, который по сути своей мало отличаются в России от Молдавии, как, собственно, и большинстве стран СНГ. Одной из самых важных Петр Положевец определил задачу понимания сути учебного процесса – чему сегодня нужно учить детей? Грамоте? Сложению? Или умению выживать? «Что поможет нашим детям стать успешными в будущем? Мы не можем сказать, потому что даже самый смелый футуролог не может предположить - насколько мир изменится через 10 лет. Возможно, начнутся войны за продукты питания, за питьевую воду. Может обостряться межнациональные конфликты? Никто не знает чему учить детей...», подчеркнул Петр Григорьевич и добавил, что результаты учительского труда будут очевидны лишь через 20-30 лет, когда дети вырастают, получают профессии, заводят свои семьи...

Другим приоритетом образовательного процесса Положевец назвал семью, которая как институт за последние 20 лет не утратила своего значения для общества, но очень сильно изменилось понимание того, как выглядит традиционная семья, как распределены в ней обязанности, ответственность, как ведут себя родители… «Вы знаете о чем нам рассказали дети, которых мы тестировали на предмет – что не умеют ваши папа и мама?», - задал очередной вопрос аудитории московский гость. «О том, что папа и мама не умеют разговаривать, играть со своими детьми, улыбаться… Именно в таком порядке… А для Молдавии – другая характерная проблема, ей уже не 10 лет, а больше – дети растут вообще без родителей... Они растут с бабушками-дедушками, тетями и другими родственниками... Этот дефицит общения с родителями не может для ребенка пройти бесследно. Эти дети потом будут также относиться к своим родителям, как к ним относились в детстве, эти раны не заживают…»

Молдавские педагоги в чем-то соглашались с Петром Григорьевичем, на какие-то проблемы смотрели под другим ракурсом, но диалог прошел результативно, интересно и насыщено. Почему нет хороших учебников и учебных пособий по русскому языку для иностранцев? Насколько российский «Закон об образовании», утвержденный Госдумой в 3-ем чтении, отражает настоящее положение дел в образовательном процессе? Как российское Министерство образования решает проблему производственной практики, значение которой очень важно, а возможно пройти её по-настоящему негде? Готовы ли российские учителя к переходу на обучение учеников через Интернет? Где взять хороших учителей, если педагогика по-прежнему почти не интересует молодежь? Учитывая низкое качество преподавания некоторых российских (и молдавских) ВУЗов и огромный поток желающих получить диплом, не лучше ли сохранить «элитарность», избранность высшего образования, как это было в СССР? Зачем выдавать дипломы «неэффективным» специалистам за деньги? И многое-многое другое…

Петр Григорьевич отвечал детально, с примерами и предложением к коллегам поделиться - а как у вас? Он привез с собой для молдавских педагогов сотню номеров самого свежего выпуска «Учительской газеты», большой Толковый словарь русского языка, редкий сборник детских писем «С чего начинается Родина», диски с программой поиска слов русского языка и календари 2013 года, украшенные детскими рисунками в подарок от редакции его газеты.

Петр Григорьевич бывает во многих странах – педагогическое сообщество очень активно, идет постоянный обмен опытом, наработки новых методик, тестирования, сравнивания результатов. По его словам, Молдавия, в которой он был в последний раз в 1987 году и только теперь, в 2012-ом, та страна «куда хочется вернуться, чтобы насладиться её красотами и общением, люди очень отзывчивые и трудолюбивые». Надеемся, что свой следующий визит в Кишинев и другие города Молдавии Петр Положевец приедет не только с публицистической миссией, но и с сугубо практической – например, поможет коллегам с организацией замечательного конкурса «Учитель года» или с чем-нибудь еще важным и полезным…

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*