События

Владимир Меньшов в Вильнюсе: Если бы жизнь начать с начала, прожил бы ее точно так же

Денис Тарасенко, 15min.lt Источник (ссылка откроется в новом окне)

Знаменитый актер и режиссер по приглашению клуба "Формат А3" посетил Вильнюс, чем вызвал настоящий фурор среди поклонников своего творчества и просто хорошего кино. Владимир Меньшов во время творческой встречи признался: свою жизнь он прожил бы ровно так же, ему уже никому и ничего доказывать не надо, современный кинематограф в кризисе, но будущие шедевры наподобие "Москва слезам не верит" обязательно еще снимут. Он приоткрыл закулисье жизни как великих актеров, таких как Гурченко, Баталов, Юрский, рассказал, как он получил и сразу лишился "Оскара" и, конечно, о своей семье, в которой не только дочка Юлия Меньшова, но и внук с внучкой пошли по стопам культового режиссера.

"Оскар" на 1 апреля

"Я ошеломлен вашим количеством", - войдя в конференц-зал одной из гостиниц Вильнюса под оглушительные аплодисменты, сказал Меньшов. Режиссер выглядел немного усталым, сказался ночной перелет из Москвы, а уже буквально через несколько часов его опять ожидало возвращение. Такие экспресс-гастроли из Москвы в Вильнюс. "Я не первый раз в Вильнюсе, мой первый приезд, кажется, был связан с премьерным показом фильма "Москва слезам не верит", потом было еще несколько попыток приезда, я играл спектакли. Последний раз я был здесь лет 5-7 назад. Сегодня меня провезли по Вильнюсу - не лучшее время для туризма: ветер, снег, слякоть, но все равно красиво, даже из окна автомобиля", - говорил режиссер, и не лукавил. Уже не в том возрасте и не в том положении, чтобы позволить себе неискренность. Не долго рассуждая, В. Меньшов предложил формат творческой встречи посредством прямого общения с залом. Естественно, первым вопросом стала история про "Оскар".

1 марта у них - это у нас уже 1 апреля. В этот день меня начали будить телефонные звонки и поздравлять с получением "Оскара". Шутку я по достоинству оценил. Но эти звонки продолжались до ночи

Этой истории уже 33 года, но интерес к картине "Москва слезам не верит" не угасает до сих пор. Сам режиссер честно признается: никаких надежд, что фильм так выстрелит никто не питал. "Мы закончили картину, она вышла в феврале 1980 года. Через два дня я приехал на Пушкинскую площадь по делам, а там стояла толпа. Я подумал, что что-то происходит - митинг какой-то, или в магазине какой товар выкинули. А потом с мурашками на спине я понял, что это люди стоят в очереди на мою картину. И эта очередь длилась четыре месяца. Это было невероятно. Эту картину я делал с сомнениями. Многие говорили, что надо снимать не про это. А тут очереди, которые начались в Москве, а потом пошли по всей стране. Доходило до анекдотов - известные люди просили достать билет на это кино. Одновременно с этим в прессе шел прессинг, что это не кино, а черт знает что, что такие фильмы нельзя снимать", - вспоминал В. Меньшов

Через год, после такого успеха, ее решили послать на "Оскар". Потом только из газет режиссер узнал, что она прошла отбор и номинирована. Номинация - это значит, пять фильмов. "К этому времени я уже знал, что я не выездной. Это отдельная история. Сейчас модно говорить про КГБ. Могу сказать, что не в КГБ дело. Многие коллеги доносили, а КГБ уже рассматривало эти доносы, - продолжал создатель культового кино. - И вот мне пришло письмо из Америки, с этим письмом я и пошел к министру. Он мне так иронично сказал, что чего ты дурака валяешь - посмотри с кем ты стоишь. А там была мощь как никогда. Было очевидно, кто в этой компании "лузер". 30 марта в США вручали "Оскар". Весь мир трепещет и выжидает, кому достанется. Но только не у нас. У нас об этом никто не знал, никто не трепетал. Я, конечно, пытался поймать хоть что-то по "Голосу Америки", через все эти "глушилки", но ничего понять было невозможно. Я только понимал, что что-то произошло. А произошло следующее. Было покушение на Рейгана и из-за него награждение решили перенести на следующий день - на 31 марта. На следующий день я уже ничего не слушал, не пытался узнать и спокойно лег спать. А 31 марта у них - это у нас уже 1 апреля. В этот день меня начали будить телефонные звонки и поздравлять с получением "Оскара". Шутку я по достоинству оценил. Но эти звонки продолжались до ночи, а потом вечером по программе "Время" я узнал о награждении, а я понял, что так далеко не заигрывают. Это было очень большой поддержкой мне, зная, как фильм гнобили".

Тогда "Оскара" получал атташе по культуре Дюжев. Статуэтку В. Меньшов долгое время не видел и даже не знал где она стоит. А потом началась перестройка и министры менялись как перчатки. Контакт состоялся благодаря Юлию Гусману, который решил на вручении первой премии "Ника" сделать подарок - повторное вручение "Оскара". "Правда под обещание, что я его получу, возьму, а за кулисами его сразу отдам", - под смех зала вспоминал режиссер.

Кинематограф в кризисе

Переходя на более серьезные темы, В. Меньшов заметил, что современный кинематограф утратил свою воспитательную функцию, которая была в советском кинематографе. Сейчас, по мнению режиссера, идет мелкое соревнование за количество денег, но единицы иногда прорываются. Что интересно, такие работы не зрительские и не кассовые. Это, очевидно, говорит уже не только о кризисе в кинематографе, но и определенном кризисе в обществе, ведь кинематограф не должен быть только развлекательным.

Недоволен В. Меньшов и современными работами, которые критики считают "прорывными". Например, недавно показанной в Литве картиной "Высоцкий. Спасибо, что живой", в которой В. Меньшов, как оказалось, снимался, но тот фильм еще не вышел - это четырех серийная картина и ее еще не показывали. "Я там играю Любимова - режиссера Высоцкого. Когда я читал сценарий, мне он показался интересным. Он интереснее, чем в итоге получилось в кино. В кино какой-то крен на погоню КГБ, интриги какие-то... Эти моменты мне не симпатичные. Картина бойкая, но не глубокая", - сказал он.

Мне не нравится определения "советский" или "антисоветский". Я в эти игры не играю. Я просто хотел честно рассказать про 1983 год

Вспомнил режиссер и свою картину "Зависть богов". Ее, кстати, разгромили в свое время критики, назвав разве что не бездарной. В зале спрашивали, это фильм советский или антисоветский. Ведь в нем помимо истории любви рассказывается о сбитом СССР корейском самолете, после чего СССР и назвали "Империей зла". "Мне не нравится определения "советский" или "антисоветский". Я в эти игры не играю. Я просто хотел честно рассказать про 1983 год, - говорил В. Меньшов. - Я тогда понял истоки дальнейших событий в 1985 и дальше. Эта история со сбитым самолетом - это четкая американская провокация. Это провокация на которую мы не могли реагировать. Это показатель, что мы струсили, что мы не могли принять решение - сбивать или не сбивать. Самолет летел несколько часов над нашей территорией. Подумайте только, что бы делали американцы? Человек, который принял решение сбить мне рассказывал, что он уверен, что самолет был пустой. Ведь потом так и не нашли никого. Какую-то часть руки и чемоданы с дурацкой детской одеждой. Все делали для того, чтобы нас объявить "Империей зла". И на это мы не смогли ответить, показывая, что стали слабаками и уже тогда сдали страну. Хотя казалось бы, СССР - мощь, Андропов, куда уж там. Мне было важно последовательно показать события тех дней".

В современном кинематографе не осталось новых тем, но эти кризисы раньше уже переживали, рассуждал режиссер. После кризисов всегда как взрыв вначале появляется один фильм, а потом - настоящая лавина. "У нас в 50-е годы было так же. В наше время для меня путеводной звездой стал фильм "Весна на Заречной улице". И после этого пошел просто вал какой-то, это был рассвет советской кинематографии. Жизнь - удлинительная вещь. Она так прорастает, она придумывает такие формы, так что надейтесь - все будет", - подбадривал В. Меньшов.

В. Меньшов - о себе

Не обошлось и без личных вопросов. Оказалось, что знаменитый режиссер по собственному признанию "очень скромный парень". "Я был очень зажатым человеком. Нахальство я приобрел только благодаря режиссерским победам. Я все время боялся выйти на сцену, я боялся играть, я все время считал, что я не готов. И это длилось очень долго. Потом я понял, что я не актер и надо уходить из этой профессии. И я поступил на режиссуру. И там я понял, что тут я могу, тут я понимаю как. И главное, как только я стал заниматься режиссурой, меня стали приглашать сыграть там, здесь. А я к этому относился легкомысленно. Ну приглашают и приглашают, ну не получится и не получится. Подумаешь, не получится, у меня есть другая работа".

Я понял, что я знаю больше их, по крайней мере про себя

Только после успеха "Москва слезам не верит" он понял, что знает, что делать, и что может противопоставить свое мнение уважаемым людям. "Я понял, что я знаю больше их, по крайней мере про себя", - говорил В. Меньшов.
В итоге этот набранный вес в будущем позволил совершать такие поступки, как во время вручения кинопремии MTV скандальной картине "Сволочи". Владимир Меньшов, вышедший тогда на сцену со своей супругой Верой Алентовой, демонстративно бросил конверт с названием фильма и отказался вручать премию и зачитывать победителя: "Меня пригласили вручить главный приз, я сидел и ждал своей очереди, и вдруг начали показывать претендентов. Я смотрю, а там "Сволочи". Это фильм про войну, который заключается в том, что мы во время войны готовили таких самураев-самоубийц, которые должны были как собаки-дворняги бросаться под танки. Было возмущение ветеранов... Уже все было, Власов - герой, Жуков - плохой, но уж чего не было, того не было. А Кунин (автор книги по которой снят фильм - прим.) говорил, мол как не было, я сам в таком отряде был. Подняли документы, посмотрели, что он нигде не был, и вообще - воевали ли вы. Поэтому я имел полное право так поступить. Я ее сорвал. Я заранее решил, когда мы с Верой выходили на сцену, что если будет этот фильм - я его не вручу. И когда я увидел, что дают этому фильму, то я так и поступил".

Как это происходило можно посмотреть на видео ниже.

О семье и актерах

Когда режиссера спросили, как ему работалось с гениальными актерами, В. Меньшов задумался. Отношения в творческом цехе никогда не были простыми. "Не легко влиять на артистов. Все разные. Баталов не сразу согласился на роль. Прочел, сказал, что не интересно, что он занят. Но к его и к нашему счастью, он сам позвонил мне как-то ночью и сказал: ладно, давай я сыграю. Это было его счастливое решение. Поверить невозможно, он столько переиграл, но сейчас, для зрителя, Баталов остался только в "Москва слезам не верит". Для молодого зрителя Баталов - это Гоша. С Табаковым легко работать. Я рад, что он сыграл в "Ширли-мырли". Эту сторону его таланта мало кто знает. Гурченко - капризная, долго привыкающая. Если ей что-то поперек, что можно получить такого врага на площадке... В меня она поверила довольно быстро и работали мы душа в душу, но она очень тяжелый человек. Юрский - я считаю его для себя громадной удачей".

Гурченко - капризная, долго привыкающая. Если ей что-то поперек, что можно получить такого врага на площадке...

В своей жизни В. Меньшов ничего не хотел бы менять и если бы представилась такая возможность, то повторил бы все заново. Мэтр признался, что его уже перестали задевать какие-то интриги и наговоры. Его совсем не удивило, когда из зала рассказали про то, что в Литве существует группа радикалов, которая на полном серьезе предлагает запретить такие фильмы как "Москва слезам не верит", чтобы было меньше русского влияния. Режиссер рассказал, что такое есть и в России: "Я сталкиваюсь с людьми (которые призывают что-то запретить), но я это пережил и забыл. Вот, например, сейчас опубликовали список из ста фильмом рекомендованных для школьной программы. Там нет ни одного моего фильма. С одной стороны, конечно, это задевает, но с другой стороны, я уже состоялся. Что-то доказывать не имеет смысла".

А вот семья "оскароносца", очевидно, будет продолжать традиции через поколения: "Юля росла с двух месяцев за кулисами. Судьба ее была предопределена. Поступила и закончила школу-студию МХАТ. Потом у нее пошла своя жизнь. Что касается внуков, то старший внук не видит себя кроме как режиссером, все время что-то снимает, монтирует. Он занимается этим очень серьезно. Я даже побаиваюсь, ведь профессия режиссера – она не техническая, она философская. Чтобы быть режиссером надо иметь жизненный опыт, а сейчас ребята лихо в 17 лет начинают снимать, а сказать им как правило нечего. Я хочу чтобы он имел жизненный опыт. Пошел в армию, например. Но тут мы наверное с мамой не договоримся".

Так и пролетели полтора часа встречи с В. Меньшовым, которую режиссер завершил словами, что ощущает себя на 15 лет. Ну а клуб "Формат А3" обещает привозить новых гостей. Уже в марте ожидается приезд в Вильнюсе Екатерины Рождественской. Так что следите за анонсами.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир МЕНЬШОВ

Международный медиа-клуб «Формат-А3» в Вильнюсе в новом, 2013 году, начал работу встречей со знаменитым российским режиссером, актером, педагогом, лауреатом премии «Оскар»…… →

Фото
Видео
Статьи